Каркас человека из проволоки. Каркасы для лепки

Каркасная кукла - это кукла с мягким тканевым телом на гибком проволочном каркасе с лепными головой, руками и ногами. Сделать её не так сложно. В этом мастер-классе я подробно покажу и объясню, как и из чего сделать хороший проволочный каркас, какой тканью его лучше обтянуть, что можно использовать в качестве наполнителя, как правильно и надежно присоединить слепленные голову, руки, ноги.

Материалы для изготовления каркасной куклы

Для создания собственной куклы на гибком проволочном каркасе вам потребуются следующие материалы:

  • проволока для каркаса (желательно - медная, но можно и любую другую взять);
  • синтепон для придания объемов телу;
  • трикотажная ткань для обтяжки тела куклы;
  • нитки, иголки и булавки - так как нам придется шить;
  • уже слепленные, высохшие и покрашенные голова, ручки и ножки куклы;
  • инструменты: кусачки, плоскогубцы, круглогубцы.

Основа каркасной куклы - гибкий каркас из проволоки. Для его изготовления лучше брать прочную проволоку. Я взяла медную проволоку толщиной 4мм в оплетке . Если не удастся добыть медную проволоку, то и алюминиевая подойдет, и даже стальная. Толщина используемой проволоки зависит от величины создаваемой куклы. Чем крупнее кукла - тем толще и прочнее должен быть для нее каркас. Моя кукла будет высотой 35см, поэтому я использую проволоку диаметром 4мм. Этого будет вполне для нее достаточно. В некоторых местах для дополнительной прочности каркаса проволока используется в два (и более) сложения и переплетается. В работе с проволокой лучше использовать кусачки, плоскогубцы и круглогубцы. Поберегите пальцы! Обмотка каркаса должна быть тугой и прочной, каркас - устойчивым. Проволока не должна "расползаться". Чем лучше будет скручен каркас - тем прочнее получится кукла. Мои куклы на проволчных каркасах могут даже самостоятельно стоять.

Кукольное тело я обтягиваю хорошо тянущимся трикотажем. Совет для начинающих кукольников: лучше брать трикотажную ткань, которая при натяжении не пускает "стрелок" от обрезанного края. С такой тканью работать гораздо удобнее, не придется латать многочисленные "стрелки". Как это проверить? Потяните посильнее обрезаный край в разные стороны. Если край пошел стрелками - такая ткань не подойдет.

Итак, приступаем к созданию куклы.

Процесс создания каркасной куклы

Сначала рисуем схему-чертеж. Это нужно для того, чтобы сделать каркас точно под задуманную фигуру. Ведь в случае с каркасной куклой каркас из проволоки выполняет ту же роль, что и позвоночник у человека. Заодноопределяем пропорции будущей куклы. Будет она у нас похожа на человека, или это будет какое-то неизвестное науке существо со своими особенностями.
Затем по получившейся схеме выкладываем как показано на фото кусок проволоки и обрезаем его. Это наш "образец". Выпрямляем полученный образец и отрезаем еще три таких-же куска проволоки. У нас должно получиться 4 равных отреза проволоки. Теперь начинаем складывать и скручивать каркас.
Берем два куска ранее отрезанной проволоки, и начинаем их скручивать между собой. Скручивать проволоку надо плотно и достаточно туго. Каркас желательно сделать попрочнее, от этого зависит, как долго она вас будет радовать в дальнейшем.
Фотографии стадий создания кукольного проволочного каркаса.
Это будет кукольное туловище.
"Намечаем" руки и ноги. Предполагаемые бедра лучше оплести проволокой два или три раза, чтобы были прочнее и толще.
Туловище тоже лучше обмотать проволокой несколько раз. Прочнее будет.
То же касается рук от плеча до локтя.
Дополнительная оплетка укрепит место соединения рук с туловищем,.
Формируем основу "грудной клетки". Так нам будет потом легче моделировать фигуру куклы.
Проволочный каркас для нашей куклы готов. Теперь надо придать ему необходимый объем и толщину. Делается это с помощью синтепона.
Перед тем как начать формировать кукольную фигуру необходимо порезать имеющийся синтепон длинными полосами-лентами. Ширина полос зависит от размеров куклы. Чем крупнее кукла - тем шире могут быть полосы. Для моей куклы высотой 35 см я делала полосы шириной 2-3см. Прежде чем резать ленты из синтепона, необходимо проверить, в какую сторону он тянется лучше и быстрее рвется. Ленты следует кроить поперек этой слабой стороны. Так они получатся прочнее и можно будет делать намотку более плотно. Обматывая проволчный каркас держим синтепоновую ленту с натяжением. Кукольное "тело" должно получиться плотным. Какой толщины делать обмотку? Это зависит от того, какая фигура должна быть у вашей куклы. На стройную потребуется меньше синтепона, на пухленькую толстушку, соответственно, больше. В начале обмотки кончик синтепона закрепляем будавкой, которую потом можно будет вытащить. Начинать обматывать кукольный каркас лучше всего с конечностей, с рук или ног. На "теле" закрепляем остающиеся "хвосты". Само тело обматываем самым последним.
Обматывая руки и ноги каркаса не забывайте оставлять проволочные "хвостики". К ним будем крепить лепные детали!
Обматывая каркас синтепоном мы формируем фигуру будущей куклы. Ее можно сделать пышной или худенькой. Если вы делаете человекоподобную куклу, то при формировании ее фигуры можно подглядывать в анатомический атлас (или на фото моделей в купальных костюмах). Если это "неизвестный науке зверь", то тут все зависит от вашей фантазии.
У меня получилось вот такое тело. Вернее - почти получилось. Потому что теперь его надо обшить трикотажем.

Какой трикотаж лучше брать для куклы? Цвет зависит от вашей задумки. А про способность "пускать стрелки" я уже упоминала. Моя кукла - человек, но ее тело не будет видно под одеждой, поэтому я к цвету ткани не придиралась и просто взяла то, что попалось под руку. Мне попался светлый трикотаж.

Прежде чем начать вырезать из трикотажа лоскут для обшивки кукольного тела необходимо проверить, в какую сторону ткань тянется лучше.Относительно проволочного каркаса ткань должна хорошо растягиваться сверху-вниз, и плохо тянуться вширь. Это нужно для того, чтобы кукольное тельце получилось максимально тугим. Кладем "тело" на трикотаж, проволочной "шеей" очень аккуратно протыкаем в ткани дырку, но не разрывая, а раздвигая волокна. Если допустить разрывы волокон, можно получить "стрелки" в изобилии, которые будет потом очень проблематично зашить.

Отмеряем необходимый по величине кусок, отрезаем все лишнее. По вертикали отрез должен доходить до середины кукольных бедер.
Так как трикотаж отлично тянется именно "сверху вниз" по "росту" тушки, мы его будем старательно натягивать при обшивании кукольного тела и дотянем как раз до конца ног. Длина ткани для обшива кукольного тела так же зависит от того, какую часть ног вы собираетесь лепить. Только стопы, или почти до колена.
Перед тем как начинать шить, натягиваем ткань и обкалываем фигуру булавками по силуэту, делая отступ от края. Лишнее отрезаем и сшиваем швом "через край", постепенно избавляясь от булавок.
Шов делаем аккуратный, как можно мельче и плотнее. И вот у нас уже получилось кукольное тельце.
Теперь поговорим о лепных частях. Я решила лепить кукольные ножки почти до колена, а руки - по локоть. Вот на фотографии ноги. Присмотритесь: в центре каждой детали есть отверстие для проволоки.
А по краю каждой лепной детали, которая будет соприкасаться с "тельцем", сделана довольно глубокая ложбинка. По этой ложбинке будем крепить ткань тельца. Чем глубже ложбинка - тем лучше удастся обшить стык тканью и спрятать "крепление".
Чаще всего для каркасных кукол мастера делают голову сразу на шее, жестко скрепляя их. Иногда к шее "добавляют" плечи, если это, например, будет дама в вечернем платье с декольте. В этом случае голову закрепляют на каркасе по той же схеме, что и руки с ногами. Я решила немного усложнить себе задачу и слепить часть торса, чтобы можно было одевать куклу в распахивающуюся на груди рубашку. Грудную клетку с шеей я сделала в виде объемной накладки на каркас, которой попыталась придать некие анатомические человеческие черты. Чтобы кукла крутила головой я слепила голову отдельно от шеи, а крепление головы к телу устроила наподобие крепления у шарнирных кукол. Сделала в шее аккуратное отверстие, через которое прочной резинкой соединила голову с торсом.
Голова у моей куклы полая, глаза можно вставлять изнутри и периодически менять (по аналогии с БЖД). Черепная коробка сделана с крышечкой. Голова соединяется с грудной клеткой и проволочным каркасом с помощью резинки. Под грудной клеткой резинка прочно охватывает каркас и крепится к нему, а в голове фиксируется металлическим крючком.

Проволочные хвостики каркаса вставляем в готовые детали рук и ног, в те самые отверстия по центру каждой детали. Можно внутрь этих отверстий для большей прочности добавить клей, чтобы склеить проволоку каркаса с лепными деталями. Сверху натягиваем ткань и прошиваем по краю несколько раз прочными нитками, притапливаем ткань в сделанные ложбинки. Таким образом мы прочнее прикрепим лепные детали к каркасу и закроем места стыков, оформим их аккуратно. У моей куклы лепные части из пластика LaDoll . При закреплении проволоки в лепной детали я добавила в отверстия ручек и ножек куклы немного сырого LaDoll, разведенного клеем ПВА. Смесь получается весьма прочной и обладает хорошими склеивающими свойствами.

Если у вашей куклы ручки-ножки сделаны из запекаемого пластика, то в отверстия для проволоки можно добавить несколько капель клея "Момент" (ацетилакрилат в маленьких тюбиках). Это позволит склеить каркас с лепными частями практически намертво.

Одеваем нашу куколку в подходящие одежки. Наша каркасная кукла готова! Ручки-ножки гнутся, голова вертится. Однако, с подобными каркасными куклами не рекомендуется слишком активно играть и часть менять им позы. Проволока может не выдержать, а починить ее будет уже сложно.

Надеюсь, этот мастер-класс окажется вам полезен и поможет создать свою собственную каркасную куклу. Поверьте, это очень интересно!

Спасибо за внимание и удачи в творчестве!

Лепить для торта в качестве украшения фигурки из мастики фактически так же просто, как работать с пластилином или же с соленым тестом (как учили в школе на уроках труда).

При этом, существуют свои трудности в работе со сказочными героями либо человечками, созданными в полный (мультяшный) рост из мастики.

Так при транспортировке десерта есть вероятность, что мастичный человечек завалится, и повредит либо сломается сам.

Для каркаса человечка из мастики можно использовать толстую цветочную либо каркасную .

Как правило, если мы говорим о десертах, а в частности, о тортах, то в памяти сразу всплывают кондитерские шедевры, украшенные фигурками, и другими различными украшениями. Ранее огромным спросом и популярностью пользовался исключительно крем. Немного позже стали использовать марципаны.

К сожалению, посредством пользования кремом и марципанами просто невозможно создавать поистине изысканные тортов. Такой недостаток исправило появление в кулинарии кондитерской мастики.

В XVI веке мастика больше была известна, как глазурь, и именно тогда стала использоваться для создания сложных и украшений. Тогда была так же гибкой и эластичной, но при высыхании крошилась, и не могла долго храниться.

В готовом виде мастика может сохраняться в плотно закрытом состоянии в условиях холодильника около 2 месяцев. Если поместить сразу после приготовления либо работы мастику в морозильную камеру, то сохраним продукт практически на полгода.

Мастика в современном виде отличается длительным сроком хранения и доступной гибкостью для воссоздания самых разнообразных изысканий и форм для украшения десертов.

пудра сахарная

проволока (цветочная либо каркасная)

Инвентарь

карандаш

ровная поверхность

проволока

разделочная доска

зубочистка

Как своими руками сделать каркас для фигурки человечка из мастики

Для создания каркасного основания героя для торта, нужно бы его в реале представить. Сила мысли и бурная фантазия не сделает правильные пропорции, поэтому воспользуемся наброском фигуры с рисунка.

Итак, станем мастерить каратиста. Набросок у нас есть. Далее возьмем два кусочка проволоки, и скрутим их в средней части между собой.

Чтобы правильно сделать натуральные изгибы тела, прикладываем наш каркас из проволоки к , и подгоняем стойку каратиста.

При сгибании проволоки, отдельные части могут оказаться немного длиннее положенного. Мы не станем загибать металл, тем самым утолщая будущую фигурку. Просто обрезаем излишки, и все.

Если с одной ноги стоит обрезать излишки проволоки, то вторую ногу оставим удлиненной. Ведь нам же нужно будет как то закреплять человечка на торте – вот эта часть и войдет в толщу .

Стоит отметить: Если вас смущает факт соприкасания проволоки с тортом, то обмакните кончик, который будет входить в толщу десерта, в горячий шоколад, и дайте ему схватиться.

Теперь нам нужно отрегулировать человечка. Так ставим его, подогнув крепежную часть. Немного прижимая сверху, регулируем наклон.

Каркас будущего каратиста должен быть устойчивым без нашей помощи.

Когда каркас отрегулирован, можно приниматься за облепку проволоки мастикой.

Создаем для туловища одежку из цветной . А голову посадим на место с использованием простой деревянной зубочистки.

Теперь практически воодушевленная фигурка может занять свое место на праздничном торте. А каркас удлиненной проволоки, выходящий из одной ножки, станет отлично удерживать спортсмена на десерте.

Благодаря каркасному основанию, с фигурками в любой интерпретации движения, прекрасно доберется до пункта торжества без потерь эстетичного вида.

Фигуры из проволоки своими руками, фигуры из проволоки для сада, сделать фигуру из проволоки, объемные фигуры из проволоки | Проектная компания Высь ">

Почему проволока?

Тем, кто не понимает, почему столь популярен именно этот материал, необходимо обратить внимание на физические свойства проволоки. Тот факт, что множество скульпторов обожают работать с ней, вполне закономерен, так как уникальная легкость и гибкость этого материала позволяют очень легко манипулировать им, что помогает быстро и просто создавать оригинальные шедевры искусства. С помощью проволоки делают:
стильные ювелирные украшения;
уличные скульптуры;
украшения для сада и газона;
оригинальные игрушки.

Можно создавать легкие шедевры, которые будут восхищать своей воздушностью. Проволока также может стать крепким и основательным материалом. Он помогает создавать плотную корпус-основу для больших и сложных скульптур. Именно эти свойства позволяют делать фигуры из проволоки для сада .

Инновация или хорошо забытое старое?

Итак, если у Вас возникло желание создать оригинальный предмет интерьера, то декоративные скульптуры из проволоки станут отличным решением для украшения дома и сада. Примечательно, что к этому методу прибегали еще древние шумеры. Судя по находкам археологов, они активно использовали проволоку для создания ювелирных украшений, а также для других аксессуаров. Позже этот материал стали применять в качестве основы для кольчуг, подсвечников и много другого. Создавая фигуры из проволоки своими руками, мы всего лишь идем по проторенной дорожке наших далеких предков, которые давным-давно успели открыть отличные функциональные особенности этого материала.

Популярность изделий в том, что они выглядят очень изящными. Даже самая массивная конструкция создает ощущение легкости.

Работаем с проволокой правильно

Приступая к работе, не стоит забывать о следующем: несмотря на легкость и податливость материала, во время создания декоративных скульптур и украшений необходимо обзавестись определенным списком инструментов и придерживаться стандартных правил безопасности, чтобы не причинить себе вред и не пораниться случайно в процессе. Что нужно иметь при себе, создавая каркас для скульптуры из проволоки ? Понадобятся:
плоскогубцы (желательно иметь несколько разновидностей для того, чтобы учитывать все нюансы и подходить к процессу, обращая внимание на каждый элемент);
набор инструментов (кусачки, молоток и т.д.);
точечный сварочный аппарат;
защитные перчатки.

Каждый из этих инструментов имеет свои особенности, поэтому необходимо подготовиться к процессу создания декоративного шедевра со всей ответственностью. Как было сказано ранее, необходимо обязательно иметь базовые навыки работы с этими предметами, так как без этого успеха добиться будет очень сложно. Однако напоминаем, что не стоит унывать, если у Вас не будет получаться с первого раза. Как говорит народная мудрость: «Терпение и труд все перетрут»!

Базовый алгоритм создания шедевра

Для того чтобы самостоятельно создать каркасный топиарий (так называют фигуры животных и людей, которые используются для декорирования экстерьера – сада, газона и т.д.), необходимо подготовить все инструменты и ознакомиться с основной техникой. Она заключается в том, чтобы создать каркас фигуры из проволоки . Существует множество приемов, однако мы расскажем об одном общем алгоритме, который заключается в пошаговом выполнении следующих действий:

1. Создаем модель будущей фигуры. Для этого сначала наносим схему скульптуры на бумагу.

2. Делаем объемную модель, разбирая рисунок на детали, создаем чертеж, который будет соответствовать масштабу будущего творения.

3. Толстую проволоку сгибаем при помощи кусачек. Для более сильной фиксации места пересечения элементов сгибы скрепляем проволокой, которая имеет более тонкий диаметр.

Созданию фигур из проволоки помогает значительная проработка будущей фигуры в 3d программах или CAD-системах. Такую фигуры из проволоки можно повращать на компьютере, лучше представить ее детали, и соответственно более лучше, детализированнее, реалистичнее реализовать фигуру в жизнь.

Таким образом, подключив фантазию, можно создавать уникальные конструкции. Это могут быть животные из проволоки , герои сказок и мультфильмов, оригинальные геометрические фигуры и многое другое. Нет пределов и границ творческому полету мысли. Даже фигуры людей из проволоки можно быстро и легко создавать. Надеемся, что наши советы помогут Вам украсить дом, сад, парк, какое-либо общественное место, парковые зоны, гостиницу, ресторан и сделать что-то действительно красивое и оригинальное.

Неправда ли вдохновляет? Такое оригинальное самовыражение может стать удачным вариантом для бумажного рукоделия.

Если присмотреться к формам повнимательней можно понять принцип их создания. Подобную поделку на основе из проволоки не сложно будет сделать своими руками.

Искусство бумажных фигур

Давайте рассмотрим поподробней и разберем, как говориться по «запчастям», сей интересные творения. Сначала своими ручками мы делаем изделие из проволоки. Такой проволочный каркас составляет основу данной авторской скульптуры.

Здесь по всей видимости взята жёсткая проволока, а точки соединения спаяны. Подойдет под эти цели обычный паяльник. Но думаю можно облегчить работу и взять, скажем для небольших фигурок, проволоку помягче, например медную. Тогда в местах пересечения линий ее можно крепить просто скрутив друг с другом.

Начать осваивать процесс стоит с простых форм. А для того чтобы приступить к сложным лучше их предварительно нарисовать или взять картинки из интернета. В обоих случаях нужны будут картинки в профиль и в анфас, желательно в натуральную величину. Потом нанести на рисунки основные линии будущего проволочного каркаса. По этим рисункам будет удобней сверять размеры линий и соединения между противоположными точками в выстраиваемой формы. Просто меряйте расстояние сантиметром перед тем как закрепить очередные линии пересечения, сверяйте формы так вы не ошибетесь с пропорциями.

В общем то основная часть работы сделана если каркас готов. Следующим делом нужно будет освоить творческий процесс с бумагой. Как всегда все просто. Можно взять дизайнерскую бумагу, рисовую и т.п. либо обычную кальку.

Еще нам понадобится клей типа ПВА и мастерство выстраивания выкройки. Не пугайтесь. Края отреза выкройки из бумаги это форма ячеек получившегося скелета. При чем на выкройки можно объединять близлежащие ячейки если на них не сминаясь кладется бумажный кусочек.

Технология мне ведётся таким образом: Прикладываем лист кальки видим какие ячейки можно объединить. Потом можно наметить на бумаге карандашом на глазок эту форму с припусками. Вырезаем нашу наметку. Мажем клеем проволоку где будем крепить отрезок бумаги, и накладываем его сверху в натяжку не обращая внимания на торчавшие края. Когда клей схватиться, края можно будет аккуратно обрезать ножом для бумаги и подмазать кисточкой с клеем обернув по проволоке.

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств имени А.А. Алябьева»

Художественное отделение имени В.Г. Перова

Методическая разработка

Тема:

«Лепка фигуры человека на уроках скульптуры»

Разработала:

Коробчинская Полина Игоревна

преподаватель скульптуры

Тобольск

2016

Содержание

Введение

Изготовление каркаса

Моделировка форм

Заключение

Список литературы

Введение

Методическое пособие предназначено, для детей, обучающихся в учреждениях дополнительного образования по направлению «Скульптура», педагогических работников, занимающихся с детьми младшего и среднего школьного возраста основами лепки из скульптурного пластилина. Используя данное пособие можно не только самостоятельно изготовить фигуры на каркасе, но и обучить этому детей.

Работа с использованием данной методической разработки проведения занятия позволяет приобрести обучающимся необходимые знания, умения и навыки по изготовлению каркаса и моделировке фигуры человека.

Актуальность данной темы заключается в эффективности средств познания объемно-пространственных свойств действительности. Трехмерное изображение объемных предметов, помогая детям познать объекты в реальной полноте их формы. В такой работе в полной мере реализуются большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся, а также для их общего развития.

Дети, освоившие технику лепки на каркасе, получают хорошую возможность в овладении навыками работы с различными материалами и инструментами, которыми пользуются во многих видах трудовой деятельности. Также лепка развивает детей и является одним из способов реализации творческого потенциала. Нельзя не отметить положительное влияние лепке на развитие таких личностных качеств, как аккуратность, терпеливость, сосредоточенность.

Изготовление каркаса

Любая фигура человека высотой более 10 см. требует каркаса, иначе она не сохранит форму. Именно поэтому в процессе обучения следует уделить внимание обучающихся на технологию изготовления каркаса фигуры. Так как ученики создают скульптуру не более 20 см. в высоту, то изготавливается не стандартный каркас на глаголе, а более упрощенный каркас, с учетом возрастных особенностей учеников и количества учебных часов.

Работа над каркасом неотделима от лепки, хотя и не является лепкой в буквальном смысле слова. В это время мы выполняем часть той скульптурной работы, в результате которой потом возникает законченный этюд. Эту часть работы, эти задачи решить совершенно необходимо потому что последующем ходе работы мы будем опираться на то, что получили, узнали, будем согласовывать и соразмерять последующие действия с тем, что уже нами установлено. На стадии работы над каркасом мы словно обрели впереди себя цель и достигли того, что некоторые ее очертания стали для нас различимы. Направление на цель найдено, и мы пробуем сделать первые шаги на пути продвижения к ней, стараясь не терять ее из виду и не отклоняться в стороны. Стадия выполнения каркаса является ответственной в первую очередь потому, что в это время в воображении работающего впервые возникает и определяется в некоторых своих общих чертах будущий этюд.

Приступать к работе над каркасом можно после того, как станок для работы отрегулирован и, главное, постановка проанализирована, изучена и понята, а все инструменты готовы к работе.

Для изготовления каркаса необходимы следующие материалы:

Проволока алюминиевая или медная сечением 2,5

Плоскогубцы и кусачки

Подставка (доска)

Гвозди

Молоток

Карандаш простой и ластик

Эскиз, шаблон скелета

Устройство каркаса для фигуры несложно.


Для изготовления каркаса фигуры человека рекомендуется использовать медный иди алюминиевый электрокабель ВВНГ двужильный сечением 2,5 или 3х2,5 (трехжильный сечением 2,5). Тонкий диаметр телефонного провода не может служить надежным каркасом даже при многослойном скручивании, поэтому на уроке необходимо показать типы проволоки, пригодные для работы. Проволока для каркаса должна быть достаточно толстой, хорошо сгибаться, но и не быть слишком гибкой, чтобы не выгибаться под тяжестью материала.
Для практической работы каждому ученику необходимо иметь медную проволоку (40-50 см). Такой каркас позволит выполнить фигуру большого размера и обеспечит ее надежность и устойчивость.

Перед практической работой учитель демонстрирует последовательность изготовления каркаса, параллельно комментируя свои действия, а так же напомнить о пропорциях фигуры человека.

Пропорции всякого живого организма, развиваясь, изменяются. Эти изменения отчетливо видны в человеческой фигуре. Пропорции маленького ребенка сильно отличаются от пропорций взрослого человека. У взрослого человека размер головы занимает 1/7 часть всего его роста, а у ребенка 4-5 лет – 1/4 или 1/5 часть.

Существуют соотношения частей тела: концы пальцев опущенной руки взрослого человека, когда он стоит, приходятся приблизительно немного ниже середины бедра. Бедро немного длиннее голени. Предплечье короче плеча. Пропорций в изображении фигуры человека, говорили о представлениях красоты человеческой фигуры.

Приступая к его изготовлению, воспользуемся отрезком проволоки, длина которой в четыре-пять раз превышает размер самой фигуры.

    Плоскогубцами необходимо сделать «петлю» для будущей головы. Петля при лепке предотвратит прокручивание головы.

    Приложив заготовку к шаблону, отмерим длину туловища до основания ног.

    От копчика, в районе тазовой кости, необходимо сделать загиб проволоки вправо.

    П осле этого проволока загибается вниз- это одна из ног. Размеры ноги должны соответствовать размерам, указанным в чертеже.

    Далее изготавливается «петля» - необходима для качественной установки каркаса на подставке и ее длина зависит от движения и положения ног. Если положение стоя- петля 3см., если шаг – 4-5 см., если бег-6-7см. (размеры приблизительные)

    После выполнения второй ноги, необходимо сделать загиб проволоки вправо в районе тазовой кости симметрично с уже готовым элементом.

    Держа пересечение проволок, обкрутить 2-3 раза проволоку вокруг основания туловища человека. Откусить проволоку плоскогубцами.

При изготовлении рук следует воспользоваться следующими рекомендациями:

    Длина рук равна длине всего каркаса + 3 см. на «обкрутку» проволоки вокруг «позвоночника». Откусить проволоку плоскогубцами.

    Сложить проволоку пополам так, чтобы один кончик был чуть больше. Обкрутить проволоку рук вокруг «позвоночника», держа короткую проволоку с каркасом туловища правой рукой, а левой рукой обкрутить длинную часть проволоки вокруг «позвоночника» в районе плечевого пояса. В итоге длина рук должна уровняться. Если руки после прикручивания плохо держатся на основании каркаса, то их нужно прижать плоскогубцами либо закрепить кусочком пластилина.

    Прикрутив, сделать загибы проволоки на плечи.

Основные требования к проволочному остову любой конструкции заключаются в том, чтобы он точно соответствовал размерам, указанным на чертеже. Сгибая каркас, следует отмечать на проволоке местоположение локтевых и коленных суставов, указанных на шаблоне.
После изготовления каркаса, ему необходимо предать задуманное движение.

Для этого выровнять каркас, придав ему исходное положение скелета человека стоя и придать ему соответствующее задумке движение.

Подобрать необходимую по размеру подставку и закрепить каркас на подставке, воспользовавшись следящими рекомендациям:

    Разместить работу на доске, так, чтобы каркас размещался посередине подставки, отметить с внутренней стороны петли каркаса 3 точки: 2 точки у пяток и 1- посередине петли.

    Забить все гвозди ровно до середины их длины.

    Сделать наклоны гвоздей в сторону каркаса

    Приставив каркас под наклоненные гвозди забить гвозди до конца, ударив по шляпке гвоздя. Проверить, чтобы каркас был хорошо установлен и качественно забит.

По окончанию работы убрать все инструменты в отведенное для них место и начинать работать над моделировкой общих масс фигуры человека.

Моделировка форм

Прежде всего, надо отложить пластилиновый плинт. Он при построении каркаса обозначает нижнюю границу пространства, занимаемого фигурой.

В работе с натуры должно стать заповедью: накладывать, срезать или перемещать пластилин сразу настолько, насколько необходимо. А если масса пластилина, с которой нужно произвести операцию, слишком велика для этого, сначала ставят вехи, или маяки, указывающие на то, что скульптор знает, что и как он собирается делать. Самое главное, анализируя и сравнивая детали, из уже сделанного нужно брать в качестве опоры для всего дальнейшего. Работая над множеством больших и малых форм, передвигая их, мы остановим себя, если по инерции занесем руку на твердо установленный элемент остова построения.

В накладывании пластилина должна быть определенная дисциплина действий. Лепка из пластилина при всей своей свободе обязательно подразумевается приближение к оригиналу из нутрии. Наращивая первоначальную болванку, стараемся показать, как мы размещаем в пространстве те или иные формы в нужном движении, ракурсе (голова, ноги и т.д.). Нет нужды совершенно в начале работы браться за отдельную часть и лепить мелкие детали а именно (голова - нос, глаза и т.д.). Необходимо набрать основные крупные массы точные в пропорциях, весе, движении. Не нужно наращивать одну массу до границы другой, так как она может быть соразмерной или отпасть, необходимо по мере возможности вести работу сразу над всеми массами, хотя скачки от одной массы к другой будет очень заметны. Сходство с моделей воспитывает дисциплину художественную. В работе нужно стремится к точности и конкретности. При лепке человека выделяю три основных момента накладывания пластилина

1) Набор общей массы

2) Моделировка форм

3).Проработка деталей

Так или иначе, весь пластилин, потребовавшийся для наполнения объема фигуры, необходимо наложить на каркас постепенно, наращивая кусок за куском, придерживаясь продуманной последовательности и порядка от общего к частному. Элементы внутренней конструкции лучше всего брать в той самой очередности, в какой они стоят друг за другом благодаря объективно существующему устройству натуры. Это могло бы быть чем-то вроде возведения фигуры по ее собственным законам: определяющее - сначала, зависимое - потом.

Не следует позволять себе набрасывать бесформенные глыбы глины и откладывать заботу об их членораздельной форме на последующее. Мало того, чтобы нагрузить на каркас примерно достаточную массу пластилина, мало убедиться в том, что она с этого поворота, с которого ее сейчас видит работающий, имеет внешние очертания, сходные с контурами модели. Нужно сразу требовать от себя большего. Для того чтобы сразу показывать верную общую форму всего объема, необходимо, накладывая пластилин, уже знать, какую общую форму она должна принять, а для этого нужно заранее затратить известное время на осматривание со всех сторон, на осмысливание и на запоминание всей общей формы этого объема в целом. К моменту накладывания последних кусков глины, наполняющих, наконец, объем, нужно уже иметь, в известном смысле слова, законченное понятие об объеме, который должен появиться,- законченное не в смысле исчерпывающей детализации - нет, а в смысле полного кругового охвата со всех сторон: спереди, сзади, слева, справа. Важнейшее правило прокладывания объема, даже закон: объем сначала должен возникнуть в воображении автора, причем как единое целое со всеми своими сторонами вместе, в их связи, в их отношении друг к другу. И так же как единое целое сразу со своими сторонами в их верном отношении друг к другу он должен возникнуть и в глине под руками скульптора. В то время, когда впервые устанавливается, предположим, какая-то одна сторона, скульптор направляет свое внимание больше всего на то, как по отношению к ней расположены те стороны, которые уже есть, и как будут расположены те стороны, которые должны появиться.


Проработка деталей и окончание работы над этюдом

Переход от начала лепки к средней стадии процесса иногда представляет собой своего рода «опасный» момент. В начале лепки, при прокладывании и во время первых проверок проложенного, ученик, самими обстоятельствами лишенный возможности бездумно копировать одну только внешность, так или иначе, проявляет сознательную деятельность, отбирая ясные и нужные пространственные задачи и более или менее отчетливо разрешая их. Широта его восприятия и энергия суждения разогреты ощущением новизны, да и сами задачи этого периода еще довольно просты. Но бывает, что в какой-то определенный момент в работе наступает перелом, не замечаемый учащимся, но заметный со стороны. Учащийся вдруг начинает работать, как попало, без осознанных задач. Начинается пощипывание этюда то здесь, то там, без связывания одного с другим, а когда кто-нибудь повернет модель, пощипывание продолжается, но уже с другой стороны, причем все это уже не соотносится с тем, что делалось при предыдущем повороте, и глаз работающего, подчиняясь воле слепого случая, скачет с какой-то одной отдельно воспринимаемой детальки рельефа поверхности на другую, с какого-то одного кусочка контура на какой-то другой. Начинается работа «вприглядку».

Важным вопросом является работа над сечениями объема. Мы сейчас имеем в виду поперечные сечения. Если вы знаете остов построения объема, знаете некоторые, самые главные поперечные сечения фигуры, то задача вылепить ее по памяти в каком угодно положении не представится неразрешимой. Любую крупную часть фигуры можно мыслить как совокупность важнейших сечений, нанизанных на какой-то основной стержень, связывающий их воедино. Выше мы говорили для примера о том, как надо и как не надо подходить к воссозданию полного объема торса при прокладке. Все сказанное можно свести к следующему: к прокладыванию общей формы торса надо подходить не как к срисовыванию по очереди нескольких контуров с заполнением кое-как пространства между ними, а как к нанизыванию важнейших поперечных сечений на два крепко поставленных основных стержня - заднюю и переднюю главные линии его. Два наиболее важных для всей фигуры поперечных сечения - это сечение на уровне гребней подвздошных костей и затем сечение плечевого пояса около уровня ключиц. Каждое сечение необходимо хорошо просмотреть кругом и не один раз. Сечение плечевого пояса должно быть верно, поставлено над сечением таза. Если это выполнено и если к тому же оба сечения, верно, связаны друг с другом посредством передней и задней главных линий торса, да еще если оба вместе верно помещены над опорной площадкой, покрываемой следком, то успех построения фигуры можно считать обеспеченным. Поэтому на их установку надо обратить самое серьезное внимание и много раз проверять ее со всех сторон, неустанно поворачивая и модель и этюд. Другие важнейшие сечения фигуры, о которых нельзя забывать,- это сечение шеи у ее корня, или, что то же самое, рисунок стыка шеи с торсом, затем сечение грудной клетки ниже уровня грудных мышц, сечения бедра вверху и внизу, сечение колена, сечение посередине голени и рисунок стыка голени и следка.

Работая над руками, нужно продумать, каковы эти сечения и как они повернуты друг над другом посередине плеча, в верхней и нижней частях предплечья. Каждое сечение, о котором возник вопрос, должно быть незамедлительно просмотрено кругом, и, может быть, не один раз.

Работая над симметрично построенными самой природой формами - головой, грудной клеткой с плечевым поясом на ней, тазом, необходимо заботиться об элементарном соответствии одной половины другой. Увидеть, есть это соответствие или нет, можно в каждом случае с первого взгляда, если посмотреть точно спереди или сзади.

Однако начинающие иногда охотно выделывают бугры и борозды и в то же время не хотят видеть, что в их работе начало шеи сбито влево или вправо от центра - от яремной ямки, что одно плечо получилось короче другого, что одна половина грудной клетки шире другой или длиннее другой (в направлении сверху вниз), иногда она сдвинута по отношению к другой вверх или вниз так, что вся геометрическая основа построения видимого рисунка грудной клетки перекосилась.

Словно боясь воспроизвести имеющееся в натуре выступание наружу очертаний опорного бедра, очень многие из начинающих, вопреки видимому и явно нарушая элементарное геометрическое построение таза, ослабляют этот контраст и стараются пододвинуть опорное бедро внутрь, чуть ли не под середину таза, да еще утолщают его, перенося внутренний его контур слишком близко к противоположному боку.

Очень важно не забывать, что проверка и оценка целого всей фигуры в каком бы то ни было отношении требует отхода от этюда на значительное расстояние. Стоя близко от этюда, можно получить представление о всей фигуре лишь путем постепенного переведения взгляда с одного ее места на другое. Неискушенному ученику этого кажется, порой достаточно, чтобы считать, что он видит всю фигуру, но в действительности это не так. Переводя взгляд с одного места фигуры на другое, мы видим одну часть после другой, а не одновременно, и мы не можем в это время непосредственно воспринимать отношения и оценивать их во всех их тонкостях. Непосредственно воспринимать отношения чувством и взвешивать их во всей их точности можно лишь в то время, когда то, что относится друг к другу, видно одновременно, без необходимости поочередно переводить взгляд с одного на другое. Отдаление, обязательное в этих целях, для каждого глаза разное. Иногда, чтобы, не переводя взгляда видеть всю фигуру в целом с полной ясностью, необходимо расстояние в три-четыре-пять раз больше ее роста.

Конечная стадия процесса, включающая в себя разбор «вплотную» и окончательное улучшение общего, продолжается долго. Два основных момента, составляющих ее, тесно переплетаются друг с другом. И тот, кто только вступает в период разбора, сейчас же начинает сталкиваться с вопросом окончательного усовершенствования целого.

Если оглянуться на весь процесс лепки длительного этюда, то наиболее общая схема его будет такова: 1) грубое упрощение, где точно и конкретно берутся только немногие места, наиболее важные для передачи главнейших закономерностей; 2) разбор «вплотную»; 3)окончательное прослеживание, исправление и уточнение всех связей и зависимостей целого, определяющих его крепость, характерность, выразительность, содержательность - другими словами, завершающее обобщение всего сделанного. Только такое обобщение, опирающееся на доскональный разбор, можно считать полноценным, свободным от упрощенчества и верхоглядства. Это обобщение и есть итог всего процесса, конец, венчающий дело.

Заключение

Лепка из пластилина - как один из видов изобразительной деятельности несёт огромные возможности для развития ребёнка. Задача педагога, зная и грамотно используя эти возможности, построить учебный процесс с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей.

Изучив особенности лепки из пластилина с использованием металлического каркаса, пришла к выводу, что такие занятия способствуют развитию мелкой моторики, художественного вкуса, индивидуальности, интуиции, воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с бумажным материалом, а также умение планировать творческий процесс каждым учащимся.

Лепка фигуры человека является эффективным средством познания объемно-пространственных свойств действительности. Трехмерное изображение объемных предметов помогает детям познать объекты в реальной полноте их формы. В такой работе в полной мере реализуются большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся, а также для их общего развития. Также эти занятия дают детям хорошую возможность в овладении навыками работы с различными материалами и инструментами, которыми пользуются во многих видах трудовой деятельности, развивают чувство материала и пластической формы, совершенствуют глазомер и тренируют способность к тонкой ручной работе.

Творческое начало заложено в каждом ребенке, и важно искать способы его раскрытия. Важным моментом поддержания интереса ребенка к занятиям является также его творческая активность. Ребенка должен увлекать сам процесс овладения тем или иным навыком. Поэтому перед ним надо ставить посильные, ясные цели и задачи, обязательно фиксировать достигнутый результат, а затем предлагать новые задачи.

Занятия лепкой и скульптурой необходимы детям, так как они помогают раскрыть творческий потенциал ребенка, его индивидуальные способности, способствуют всестороннему развитию личности, помогают, ребенку расслабится, и благотворно влияют на его психику. Дети начинают стремиться к познанию самих себя и окружающего их мира.

Список литературы

1. Соколов В. Н. Лепка фигуры. - М., 1963.

2. Одноралов Н. Скульптура и скульптурные материалы. - М., 1982.

3.Мухина В. Скульптура. - М.-Л.: Просвещение, 1964.

4.Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. - М.: Просвещение, 1979.