Каркасы для лепки. Методическая разработка "лепка фигуры человека на уроках скульптуры" Как своими руками сделать каркас для фигурки человечка из мастики

Лепить для торта в качестве украшения фигурки из мастики фактически так же просто, как работать с пластилином или же с соленым тестом (как учили в школе на уроках труда).

При этом, существуют свои трудности в работе со сказочными героями либо человечками, созданными в полный (мультяшный) рост из мастики.

Так при транспортировке десерта есть вероятность, что мастичный человечек завалится, и повредит либо сломается сам.

Для каркаса человечка из мастики можно использовать толстую цветочную либо каркасную .

Как правило, если мы говорим о десертах, а в частности, о тортах, то в памяти сразу всплывают кондитерские шедевры, украшенные фигурками, и другими различными украшениями. Ранее огромным спросом и популярностью пользовался исключительно крем. Немного позже стали использовать марципаны.

К сожалению, посредством пользования кремом и марципанами просто невозможно создавать поистине изысканные тортов. Такой недостаток исправило появление в кулинарии кондитерской мастики.

В XVI веке мастика больше была известна, как глазурь, и именно тогда стала использоваться для создания сложных и украшений. Тогда была так же гибкой и эластичной, но при высыхании крошилась, и не могла долго храниться.

В готовом виде мастика может сохраняться в плотно закрытом состоянии в условиях холодильника около 2 месяцев. Если поместить сразу после приготовления либо работы мастику в морозильную камеру, то сохраним продукт практически на полгода.

Мастика в современном виде отличается длительным сроком хранения и доступной гибкостью для воссоздания самых разнообразных изысканий и форм для украшения десертов.

пудра сахарная

проволока (цветочная либо каркасная)

Инвентарь

карандаш

ровная поверхность

проволока

разделочная доска

зубочистка

Как своими руками сделать каркас для фигурки человечка из мастики

Для создания каркасного основания героя для торта, нужно бы его в реале представить. Сила мысли и бурная фантазия не сделает правильные пропорции, поэтому воспользуемся наброском фигуры с рисунка.

Итак, станем мастерить каратиста. Набросок у нас есть. Далее возьмем два кусочка проволоки, и скрутим их в средней части между собой.

Чтобы правильно сделать натуральные изгибы тела, прикладываем наш каркас из проволоки к , и подгоняем стойку каратиста.

При сгибании проволоки, отдельные части могут оказаться немного длиннее положенного. Мы не станем загибать металл, тем самым утолщая будущую фигурку. Просто обрезаем излишки, и все.

Если с одной ноги стоит обрезать излишки проволоки, то вторую ногу оставим удлиненной. Ведь нам же нужно будет как то закреплять человечка на торте – вот эта часть и войдет в толщу .

Стоит отметить: Если вас смущает факт соприкасания проволоки с тортом, то обмакните кончик, который будет входить в толщу десерта, в горячий шоколад, и дайте ему схватиться.

Теперь нам нужно отрегулировать человечка. Так ставим его, подогнув крепежную часть. Немного прижимая сверху, регулируем наклон.

Каркас будущего каратиста должен быть устойчивым без нашей помощи.

Когда каркас отрегулирован, можно приниматься за облепку проволоки мастикой.

Создаем для туловища одежку из цветной . А голову посадим на место с использованием простой деревянной зубочистки.

Теперь практически воодушевленная фигурка может занять свое место на праздничном торте. А каркас удлиненной проволоки, выходящий из одной ножки, станет отлично удерживать спортсмена на десерте.

Благодаря каркасному основанию, с фигурками в любой интерпретации движения, прекрасно доберется до пункта торжества без потерь эстетичного вида.

Чтобы вылепить голову или фигуру человека, обычно делают каркасы, которые поддерживают пластилин и глину.

Каркас для головы и бюста. Лепка модели головы осуществляется на деревянном каркасе: для этого из нескольких досок сколачивается легкий щиток, и к нему крепится вертикальный стержень, высота которого должна быть на 1 см ниже предполагаемой высоты головы. Стержень не следует прикреплять строго по центру щитка: в этом случае лицевая часть головы будет выступать, и скульптура потеряет устойчивость.

Каркас для головы. Вариант 1

Если модель головы лепится с наклоном или поворотом, стержень изготавливается вдвое короче предполагаемой величины портрета и сверху к нему прикрепляется гибкая металлическая проволока, фиксирующая его положение. Проволоку можно заменить соответствующим эквивалентом. На металлическую часть стержня рекомендуется привязать тонкие свисающие проволоки с небольшими деревянными крестовинами на концах.

Каркас для головы. Вариант 2

Каркас для бюста отличается от предыдущего каркаса только тем, что к вертикальному стержню прикрепляется горизонтальный стержень (крестом) для поддержки плеч. Этот стержень нужен в том случае, если размер бюста приближается к натуральной величине. Бюсты небольшого размера хорошо удерживаются на каркасе с одним вертикальным стержнем. Для маленьких фигур человека и животных (менее 10 см) каркас можно не делать.

Положение каркаса головы на щитке

Каркас для фигуры. Лепка фигуры начинается с подготовки каркаса. Каркас необходим, если фигура лепится в вертикальном положении стоя и превышает по высоте 20 см. Без каркаса могут обойтись работы, не превышающие по высоте 10-15 см.

Каркас для фигуры делается с учетом пропорций и расположения фигуры в пространстве. Это как бы проволочная схема фигуры, которую предстоит вылепить.

Глаголь. Вариант 1

Для каркаса сначала изготавливается «глаголь», внешним видом напоминающий букву «Г» с загнутым кончиком не вниз, а вверх.

Глаголь. Вариант 2

Из стальной проволоки, диаметр которой выбирается в зависимости от размера фигуры, гнется «глаголь», который состоит из большого вертикального стержня, горизонтального и малого вертикального, к которому прикрепляется каркас.

На рисунке ниже указаны возможные размеры глаголя для фигуры высотой 1 м. Они даны с расчетом на толщину плинта около 10 см и на то, что горизонтальное плечо глаголя будет входить в фигуру приблизительно на уровне крестца. Для фигуры другого размера высота горизонтального плеча должна быть пропорционально изменена. На глаголе для метровой фигуры, если наложить плинт потолще, можно лепить фигуру и в полнатуры.

Глаголь. Размеры из расчета на метровую фигуру

Внизу глаголь имеет привинченные, приклепанные или приваренные лапы, согнутые под прямым углом. На рисунке ниже одна лапа показана изогнутой дважды, в разных плоскостях. Если применить лапы такой формы, то каркас будет иметь больше жесткости в нижней части глаголя, где это как раз нужнее всего.

Глаголь для маленьких фигур

Глаголь никогда не устанавливают непосредственно на поворотном щите станка. Его наглухо прикрепляют к отдельному щиту с таким расчетом, чтобы фигура пришлась более или менее над серединой щита. Глаголь прикрепляют к деревянному щитку с таким расчетом, чтобы фигура была расположена по его середине.

К глаголю крепится петля из довольно толстой (4-6 мм) проволоки, поддерживающая торс. Она имеет вид треугольника основанием вверх. Концы проволоки, обращенные вниз, изгибаются горизонтально и привязываются к горизонтальному плечу глаголя. Петля привязывается не только к вертикальному, но и к горизонтальному отрезкам глаголя для того, чтобы она была застрахована от поворачивания вокруг вертикальной оси.

Стержень для головы также привязывается и к горизонтальному плечу и к вертикальному концу глаголя и связывается с торсовой петлей. Узел, где к торсовой петле привязывается стержень для головы, — это такое место каркаса, которое в процессе последующей лепки чаще всего «вылезает» наружу – где-нибудь в яремной ямке или неподалеку. Поэтому пусть весь этот «коварный» узел будет надежно спрятан в глубине. Верхний край петли помещают на пару сантиметров ниже предполагаемого уровня ключиц, стержень для головы пропускается не спереди, а сзади торсовой петли. Не наматывайте лишней проволоки на место связывания. Длины стержня для шеи и головы должно хватить на полный рост фигуры, что вскоре даст возможность куском глины, прикрепленным к образовавшемуся стержню, отметить высоту макушки при еще совсем голом каркасе. Если даже конец проволоки будет впоследствии немного торчать наружу из положенной фигуры, то в данном месте почти не помешает, а если помешает, то не трудно будет лишнее «откусить» клещами.

Каркас для фигуры

Проволоку для ног нужно взять подлиннее. Она внизу должна оканчиваться не в следке, а в массе плинта, почти касаясь деревянного щита. Нижний конец стержня ноги будет достаточно надежно закреплен глиной, и в тоже время его не трудно будет передвинуть, если понадобится.

По такому же способу можно иногда закрепить и нижний конец стержня руки. Его изгибают, и после прокладки он оказывается вогнутым в глину. Проволоку для рук надо, привязывая к каркасу, изогнуть таким образом, чтобы она не могла вертеться, а была бы закрепленной наглухо. Для каркаса кисти к концу основного стержня привязывают пучок из пяти проволочек. Если кисть руки прилегает к телу, то для нее можно не делать каркаса.

Змейки для удержания глины

В некоторых случаях, в зависимости от позы, каркас строят так, чтобы глаголь входил в тело не как обычно, а сбоку или иногда в заднюю поверхность бедра.

Проволоку для каркаса нужно брать мягкую. Жесткую, пружинящую или ломкую проволоку предварительно обжигают. Если нет проволоки достаточно толстой, то ее складывают вдвое-втрое или скручивают тонкую. Вообще ее подбирают так, чтобы любая часть каркаса не гнулась под тяжестью несомой глины и не шаталась от нажима во время лепки, но наряду с этим была бы послушной приложенным усилиям в том случае, если потребуется перегнуть ее по-иному. Связывают части каркаса проволокой.

Если этюд выполняется из глины, нельзя части каркаса для продолжительного этюда делать из алюминиевой проволоки или привязывать алюминиевой проволокой – она в глине со временем разрушается.

Крестик для удержания глины

Несущую основу каркаса надо основательно дополнить нехитрыми приспособлениями для удержания глины: крестиками и «змейками». Без этого глина будет кусками отваливаться во время работы. Крестики подвешиваются там, где поместятся значительные объемы глины, угрожающие отвалиться вниз (или в сторону). «Змейками» чаще всего обвивают стержни рук и ног. Где объем позволяет, к металлической основе, чтобы уменьшить количество, а следовательно, и вес необходимой глины, и чтобы увеличить сцепление глины с каркасом, можно привязывать любые обрезки дерева.

Каркасы для маленьких фигур делаются в принципе так же или еще проще. Чем меньше масса глины, тем она легче и тем меньше грозит обвалом. Пластилин, из которого очень удобно лепить небольшие фигуры – от самых маленьких до размера 50-60 см, — иногда совсем не требует крестов и «змеек».

Каркасы для фигур больших – в натуральную величину и немного больше натуральной величины – тоже в принципе не отличаются от описанного. Главное, чтобы они были достаточно прочными. Железо, из которого они гнутся, должно быть более толстым (но не настолько, чтобы нельзя было переделать, перегнуть по-новому), кресты – крупнее и многочисленнее. Слишком большие объемы можно заполнять кусками дерева. Крестики, «змейки», и вообще всякую поддержку для глины стараются расположить ближе к нижней границе объема. Лучше, когда большая часть глины лежит на своей опоре, а не висит под нею.

Лепится фигура с прокладки плинта, затем делается общая прокладка всей фигуры с уточнением пропорций и отношений масс. Последняя стадия – конкретизация рельефа поверхности формы.

Каркас для рельефа. Для лепки рельефных скульптур применяются несколько иные каркасы. В них щит с деревянной рамкой изнутри обивается дранкой. Вместо дранки иногда вбиваются гвозди с торчащей шляпкой, чтобы удержать глину. Для работы с таким каркасом нужен специальный мольберт, позволяющий закрепить каркас в вертикальном положении. Вся конструкция устанавливается на станок (вращение в данном случае не обязательно).

Мольберт для лепки рельефа

Перечисленный инвентарь, включая каркасы, используют для скульптур больших размеров. Прочие скульптуры могут лепиться на дощечках без набивки дранки и гвоздей, особенно если вместо глины применяется пластилин. Но в этом случае необходимо иметь деревянные подпорки – лежащие на них дощечки будут находиться под прямым углом к полю зрения детей.

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств имени А.А. Алябьева»

Художественное отделение имени В.Г. Перова

Методическая разработка

Тема:

«Лепка фигуры человека на уроках скульптуры»

Разработала:

Коробчинская Полина Игоревна

преподаватель скульптуры

Тобольск

2016

Содержание

Введение

Изготовление каркаса

Моделировка форм

Заключение

Список литературы

Введение

Методическое пособие предназначено, для детей, обучающихся в учреждениях дополнительного образования по направлению «Скульптура», педагогических работников, занимающихся с детьми младшего и среднего школьного возраста основами лепки из скульптурного пластилина. Используя данное пособие можно не только самостоятельно изготовить фигуры на каркасе, но и обучить этому детей.

Работа с использованием данной методической разработки проведения занятия позволяет приобрести обучающимся необходимые знания, умения и навыки по изготовлению каркаса и моделировке фигуры человека.

Актуальность данной темы заключается в эффективности средств познания объемно-пространственных свойств действительности. Трехмерное изображение объемных предметов, помогая детям познать объекты в реальной полноте их формы. В такой работе в полной мере реализуются большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся, а также для их общего развития.

Дети, освоившие технику лепки на каркасе, получают хорошую возможность в овладении навыками работы с различными материалами и инструментами, которыми пользуются во многих видах трудовой деятельности. Также лепка развивает детей и является одним из способов реализации творческого потенциала. Нельзя не отметить положительное влияние лепке на развитие таких личностных качеств, как аккуратность, терпеливость, сосредоточенность.

Изготовление каркаса

Любая фигура человека высотой более 10 см. требует каркаса, иначе она не сохранит форму. Именно поэтому в процессе обучения следует уделить внимание обучающихся на технологию изготовления каркаса фигуры. Так как ученики создают скульптуру не более 20 см. в высоту, то изготавливается не стандартный каркас на глаголе, а более упрощенный каркас, с учетом возрастных особенностей учеников и количества учебных часов.

Работа над каркасом неотделима от лепки, хотя и не является лепкой в буквальном смысле слова. В это время мы выполняем часть той скульптурной работы, в результате которой потом возникает законченный этюд. Эту часть работы, эти задачи решить совершенно необходимо потому что последующем ходе работы мы будем опираться на то, что получили, узнали, будем согласовывать и соразмерять последующие действия с тем, что уже нами установлено. На стадии работы над каркасом мы словно обрели впереди себя цель и достигли того, что некоторые ее очертания стали для нас различимы. Направление на цель найдено, и мы пробуем сделать первые шаги на пути продвижения к ней, стараясь не терять ее из виду и не отклоняться в стороны. Стадия выполнения каркаса является ответственной в первую очередь потому, что в это время в воображении работающего впервые возникает и определяется в некоторых своих общих чертах будущий этюд.

Приступать к работе над каркасом можно после того, как станок для работы отрегулирован и, главное, постановка проанализирована, изучена и понята, а все инструменты готовы к работе.

Для изготовления каркаса необходимы следующие материалы:

Проволока алюминиевая или медная сечением 2,5

Плоскогубцы и кусачки

Подставка (доска)

Гвозди

Молоток

Карандаш простой и ластик

Эскиз, шаблон скелета

Устройство каркаса для фигуры несложно.


Для изготовления каркаса фигуры человека рекомендуется использовать медный иди алюминиевый электрокабель ВВНГ двужильный сечением 2,5 или 3х2,5 (трехжильный сечением 2,5). Тонкий диаметр телефонного провода не может служить надежным каркасом даже при многослойном скручивании, поэтому на уроке необходимо показать типы проволоки, пригодные для работы. Проволока для каркаса должна быть достаточно толстой, хорошо сгибаться, но и не быть слишком гибкой, чтобы не выгибаться под тяжестью материала.
Для практической работы каждому ученику необходимо иметь медную проволоку (40-50 см). Такой каркас позволит выполнить фигуру большого размера и обеспечит ее надежность и устойчивость.

Перед практической работой учитель демонстрирует последовательность изготовления каркаса, параллельно комментируя свои действия, а так же напомнить о пропорциях фигуры человека.

Пропорции всякого живого организма, развиваясь, изменяются. Эти изменения отчетливо видны в человеческой фигуре. Пропорции маленького ребенка сильно отличаются от пропорций взрослого человека. У взрослого человека размер головы занимает 1/7 часть всего его роста, а у ребенка 4-5 лет – 1/4 или 1/5 часть.

Существуют соотношения частей тела: концы пальцев опущенной руки взрослого человека, когда он стоит, приходятся приблизительно немного ниже середины бедра. Бедро немного длиннее голени. Предплечье короче плеча. Пропорций в изображении фигуры человека, говорили о представлениях красоты человеческой фигуры.

Приступая к его изготовлению, воспользуемся отрезком проволоки, длина которой в четыре-пять раз превышает размер самой фигуры.

    Плоскогубцами необходимо сделать «петлю» для будущей головы. Петля при лепке предотвратит прокручивание головы.

    Приложив заготовку к шаблону, отмерим длину туловища до основания ног.

    От копчика, в районе тазовой кости, необходимо сделать загиб проволоки вправо.

    П осле этого проволока загибается вниз- это одна из ног. Размеры ноги должны соответствовать размерам, указанным в чертеже.

    Далее изготавливается «петля» - необходима для качественной установки каркаса на подставке и ее длина зависит от движения и положения ног. Если положение стоя- петля 3см., если шаг – 4-5 см., если бег-6-7см. (размеры приблизительные)

    После выполнения второй ноги, необходимо сделать загиб проволоки вправо в районе тазовой кости симметрично с уже готовым элементом.

    Держа пересечение проволок, обкрутить 2-3 раза проволоку вокруг основания туловища человека. Откусить проволоку плоскогубцами.

При изготовлении рук следует воспользоваться следующими рекомендациями:

    Длина рук равна длине всего каркаса + 3 см. на «обкрутку» проволоки вокруг «позвоночника». Откусить проволоку плоскогубцами.

    Сложить проволоку пополам так, чтобы один кончик был чуть больше. Обкрутить проволоку рук вокруг «позвоночника», держа короткую проволоку с каркасом туловища правой рукой, а левой рукой обкрутить длинную часть проволоки вокруг «позвоночника» в районе плечевого пояса. В итоге длина рук должна уровняться. Если руки после прикручивания плохо держатся на основании каркаса, то их нужно прижать плоскогубцами либо закрепить кусочком пластилина.

    Прикрутив, сделать загибы проволоки на плечи.

Основные требования к проволочному остову любой конструкции заключаются в том, чтобы он точно соответствовал размерам, указанным на чертеже. Сгибая каркас, следует отмечать на проволоке местоположение локтевых и коленных суставов, указанных на шаблоне.
После изготовления каркаса, ему необходимо предать задуманное движение.

Для этого выровнять каркас, придав ему исходное положение скелета человека стоя и придать ему соответствующее задумке движение.

Подобрать необходимую по размеру подставку и закрепить каркас на подставке, воспользовавшись следящими рекомендациям:

    Разместить работу на доске, так, чтобы каркас размещался посередине подставки, отметить с внутренней стороны петли каркаса 3 точки: 2 точки у пяток и 1- посередине петли.

    Забить все гвозди ровно до середины их длины.

    Сделать наклоны гвоздей в сторону каркаса

    Приставив каркас под наклоненные гвозди забить гвозди до конца, ударив по шляпке гвоздя. Проверить, чтобы каркас был хорошо установлен и качественно забит.

По окончанию работы убрать все инструменты в отведенное для них место и начинать работать над моделировкой общих масс фигуры человека.

Моделировка форм

Прежде всего, надо отложить пластилиновый плинт. Он при построении каркаса обозначает нижнюю границу пространства, занимаемого фигурой.

В работе с натуры должно стать заповедью: накладывать, срезать или перемещать пластилин сразу настолько, насколько необходимо. А если масса пластилина, с которой нужно произвести операцию, слишком велика для этого, сначала ставят вехи, или маяки, указывающие на то, что скульптор знает, что и как он собирается делать. Самое главное, анализируя и сравнивая детали, из уже сделанного нужно брать в качестве опоры для всего дальнейшего. Работая над множеством больших и малых форм, передвигая их, мы остановим себя, если по инерции занесем руку на твердо установленный элемент остова построения.

В накладывании пластилина должна быть определенная дисциплина действий. Лепка из пластилина при всей своей свободе обязательно подразумевается приближение к оригиналу из нутрии. Наращивая первоначальную болванку, стараемся показать, как мы размещаем в пространстве те или иные формы в нужном движении, ракурсе (голова, ноги и т.д.). Нет нужды совершенно в начале работы браться за отдельную часть и лепить мелкие детали а именно (голова - нос, глаза и т.д.). Необходимо набрать основные крупные массы точные в пропорциях, весе, движении. Не нужно наращивать одну массу до границы другой, так как она может быть соразмерной или отпасть, необходимо по мере возможности вести работу сразу над всеми массами, хотя скачки от одной массы к другой будет очень заметны. Сходство с моделей воспитывает дисциплину художественную. В работе нужно стремится к точности и конкретности. При лепке человека выделяю три основных момента накладывания пластилина

1) Набор общей массы

2) Моделировка форм

3).Проработка деталей

Так или иначе, весь пластилин, потребовавшийся для наполнения объема фигуры, необходимо наложить на каркас постепенно, наращивая кусок за куском, придерживаясь продуманной последовательности и порядка от общего к частному. Элементы внутренней конструкции лучше всего брать в той самой очередности, в какой они стоят друг за другом благодаря объективно существующему устройству натуры. Это могло бы быть чем-то вроде возведения фигуры по ее собственным законам: определяющее - сначала, зависимое - потом.

Не следует позволять себе набрасывать бесформенные глыбы глины и откладывать заботу об их членораздельной форме на последующее. Мало того, чтобы нагрузить на каркас примерно достаточную массу пластилина, мало убедиться в том, что она с этого поворота, с которого ее сейчас видит работающий, имеет внешние очертания, сходные с контурами модели. Нужно сразу требовать от себя большего. Для того чтобы сразу показывать верную общую форму всего объема, необходимо, накладывая пластилин, уже знать, какую общую форму она должна принять, а для этого нужно заранее затратить известное время на осматривание со всех сторон, на осмысливание и на запоминание всей общей формы этого объема в целом. К моменту накладывания последних кусков глины, наполняющих, наконец, объем, нужно уже иметь, в известном смысле слова, законченное понятие об объеме, который должен появиться,- законченное не в смысле исчерпывающей детализации - нет, а в смысле полного кругового охвата со всех сторон: спереди, сзади, слева, справа. Важнейшее правило прокладывания объема, даже закон: объем сначала должен возникнуть в воображении автора, причем как единое целое со всеми своими сторонами вместе, в их связи, в их отношении друг к другу. И так же как единое целое сразу со своими сторонами в их верном отношении друг к другу он должен возникнуть и в глине под руками скульптора. В то время, когда впервые устанавливается, предположим, какая-то одна сторона, скульптор направляет свое внимание больше всего на то, как по отношению к ней расположены те стороны, которые уже есть, и как будут расположены те стороны, которые должны появиться.


Проработка деталей и окончание работы над этюдом

Переход от начала лепки к средней стадии процесса иногда представляет собой своего рода «опасный» момент. В начале лепки, при прокладывании и во время первых проверок проложенного, ученик, самими обстоятельствами лишенный возможности бездумно копировать одну только внешность, так или иначе, проявляет сознательную деятельность, отбирая ясные и нужные пространственные задачи и более или менее отчетливо разрешая их. Широта его восприятия и энергия суждения разогреты ощущением новизны, да и сами задачи этого периода еще довольно просты. Но бывает, что в какой-то определенный момент в работе наступает перелом, не замечаемый учащимся, но заметный со стороны. Учащийся вдруг начинает работать, как попало, без осознанных задач. Начинается пощипывание этюда то здесь, то там, без связывания одного с другим, а когда кто-нибудь повернет модель, пощипывание продолжается, но уже с другой стороны, причем все это уже не соотносится с тем, что делалось при предыдущем повороте, и глаз работающего, подчиняясь воле слепого случая, скачет с какой-то одной отдельно воспринимаемой детальки рельефа поверхности на другую, с какого-то одного кусочка контура на какой-то другой. Начинается работа «вприглядку».

Важным вопросом является работа над сечениями объема. Мы сейчас имеем в виду поперечные сечения. Если вы знаете остов построения объема, знаете некоторые, самые главные поперечные сечения фигуры, то задача вылепить ее по памяти в каком угодно положении не представится неразрешимой. Любую крупную часть фигуры можно мыслить как совокупность важнейших сечений, нанизанных на какой-то основной стержень, связывающий их воедино. Выше мы говорили для примера о том, как надо и как не надо подходить к воссозданию полного объема торса при прокладке. Все сказанное можно свести к следующему: к прокладыванию общей формы торса надо подходить не как к срисовыванию по очереди нескольких контуров с заполнением кое-как пространства между ними, а как к нанизыванию важнейших поперечных сечений на два крепко поставленных основных стержня - заднюю и переднюю главные линии его. Два наиболее важных для всей фигуры поперечных сечения - это сечение на уровне гребней подвздошных костей и затем сечение плечевого пояса около уровня ключиц. Каждое сечение необходимо хорошо просмотреть кругом и не один раз. Сечение плечевого пояса должно быть верно, поставлено над сечением таза. Если это выполнено и если к тому же оба сечения, верно, связаны друг с другом посредством передней и задней главных линий торса, да еще если оба вместе верно помещены над опорной площадкой, покрываемой следком, то успех построения фигуры можно считать обеспеченным. Поэтому на их установку надо обратить самое серьезное внимание и много раз проверять ее со всех сторон, неустанно поворачивая и модель и этюд. Другие важнейшие сечения фигуры, о которых нельзя забывать,- это сечение шеи у ее корня, или, что то же самое, рисунок стыка шеи с торсом, затем сечение грудной клетки ниже уровня грудных мышц, сечения бедра вверху и внизу, сечение колена, сечение посередине голени и рисунок стыка голени и следка.

Работая над руками, нужно продумать, каковы эти сечения и как они повернуты друг над другом посередине плеча, в верхней и нижней частях предплечья. Каждое сечение, о котором возник вопрос, должно быть незамедлительно просмотрено кругом, и, может быть, не один раз.

Работая над симметрично построенными самой природой формами - головой, грудной клеткой с плечевым поясом на ней, тазом, необходимо заботиться об элементарном соответствии одной половины другой. Увидеть, есть это соответствие или нет, можно в каждом случае с первого взгляда, если посмотреть точно спереди или сзади.

Однако начинающие иногда охотно выделывают бугры и борозды и в то же время не хотят видеть, что в их работе начало шеи сбито влево или вправо от центра - от яремной ямки, что одно плечо получилось короче другого, что одна половина грудной клетки шире другой или длиннее другой (в направлении сверху вниз), иногда она сдвинута по отношению к другой вверх или вниз так, что вся геометрическая основа построения видимого рисунка грудной клетки перекосилась.

Словно боясь воспроизвести имеющееся в натуре выступание наружу очертаний опорного бедра, очень многие из начинающих, вопреки видимому и явно нарушая элементарное геометрическое построение таза, ослабляют этот контраст и стараются пододвинуть опорное бедро внутрь, чуть ли не под середину таза, да еще утолщают его, перенося внутренний его контур слишком близко к противоположному боку.

Очень важно не забывать, что проверка и оценка целого всей фигуры в каком бы то ни было отношении требует отхода от этюда на значительное расстояние. Стоя близко от этюда, можно получить представление о всей фигуре лишь путем постепенного переведения взгляда с одного ее места на другое. Неискушенному ученику этого кажется, порой достаточно, чтобы считать, что он видит всю фигуру, но в действительности это не так. Переводя взгляд с одного места фигуры на другое, мы видим одну часть после другой, а не одновременно, и мы не можем в это время непосредственно воспринимать отношения и оценивать их во всех их тонкостях. Непосредственно воспринимать отношения чувством и взвешивать их во всей их точности можно лишь в то время, когда то, что относится друг к другу, видно одновременно, без необходимости поочередно переводить взгляд с одного на другое. Отдаление, обязательное в этих целях, для каждого глаза разное. Иногда, чтобы, не переводя взгляда видеть всю фигуру в целом с полной ясностью, необходимо расстояние в три-четыре-пять раз больше ее роста.

Конечная стадия процесса, включающая в себя разбор «вплотную» и окончательное улучшение общего, продолжается долго. Два основных момента, составляющих ее, тесно переплетаются друг с другом. И тот, кто только вступает в период разбора, сейчас же начинает сталкиваться с вопросом окончательного усовершенствования целого.

Если оглянуться на весь процесс лепки длительного этюда, то наиболее общая схема его будет такова: 1) грубое упрощение, где точно и конкретно берутся только немногие места, наиболее важные для передачи главнейших закономерностей; 2) разбор «вплотную»; 3)окончательное прослеживание, исправление и уточнение всех связей и зависимостей целого, определяющих его крепость, характерность, выразительность, содержательность - другими словами, завершающее обобщение всего сделанного. Только такое обобщение, опирающееся на доскональный разбор, можно считать полноценным, свободным от упрощенчества и верхоглядства. Это обобщение и есть итог всего процесса, конец, венчающий дело.

Заключение

Лепка из пластилина - как один из видов изобразительной деятельности несёт огромные возможности для развития ребёнка. Задача педагога, зная и грамотно используя эти возможности, построить учебный процесс с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей.

Изучив особенности лепки из пластилина с использованием металлического каркаса, пришла к выводу, что такие занятия способствуют развитию мелкой моторики, художественного вкуса, индивидуальности, интуиции, воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с бумажным материалом, а также умение планировать творческий процесс каждым учащимся.

Лепка фигуры человека является эффективным средством познания объемно-пространственных свойств действительности. Трехмерное изображение объемных предметов помогает детям познать объекты в реальной полноте их формы. В такой работе в полной мере реализуются большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся, а также для их общего развития. Также эти занятия дают детям хорошую возможность в овладении навыками работы с различными материалами и инструментами, которыми пользуются во многих видах трудовой деятельности, развивают чувство материала и пластической формы, совершенствуют глазомер и тренируют способность к тонкой ручной работе.

Творческое начало заложено в каждом ребенке, и важно искать способы его раскрытия. Важным моментом поддержания интереса ребенка к занятиям является также его творческая активность. Ребенка должен увлекать сам процесс овладения тем или иным навыком. Поэтому перед ним надо ставить посильные, ясные цели и задачи, обязательно фиксировать достигнутый результат, а затем предлагать новые задачи.

Занятия лепкой и скульптурой необходимы детям, так как они помогают раскрыть творческий потенциал ребенка, его индивидуальные способности, способствуют всестороннему развитию личности, помогают, ребенку расслабится, и благотворно влияют на его психику. Дети начинают стремиться к познанию самих себя и окружающего их мира.

Список литературы

1. Соколов В. Н. Лепка фигуры. - М., 1963.

2. Одноралов Н. Скульптура и скульптурные материалы. - М., 1982.

3.Мухина В. Скульптура. - М.-Л.: Просвещение, 1964.

4.Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. - М.: Просвещение, 1979.

Каркасная кукла - это кукла с мягким тканевым телом на гибком проволочном каркасе с лепными головой, руками и ногами. Сделать её не так сложно. В этом мастер-классе я подробно покажу и объясню, как и из чего сделать хороший проволочный каркас, какой тканью его лучше обтянуть, что можно использовать в качестве наполнителя, как правильно и надежно присоединить слепленные голову, руки, ноги.

Материалы для изготовления каркасной куклы

Для создания собственной куклы на гибком проволочном каркасе вам потребуются следующие материалы:

  • проволока для каркаса (желательно - медная, но можно и любую другую взять);
  • синтепон для придания объемов телу;
  • трикотажная ткань для обтяжки тела куклы;
  • нитки, иголки и булавки - так как нам придется шить;
  • уже слепленные, высохшие и покрашенные голова, ручки и ножки куклы;
  • инструменты: кусачки, плоскогубцы, круглогубцы.

Основа каркасной куклы - гибкий каркас из проволоки. Для его изготовления лучше брать прочную проволоку. Я взяла медную проволоку толщиной 4мм в оплетке . Если не удастся добыть медную проволоку, то и алюминиевая подойдет, и даже стальная. Толщина используемой проволоки зависит от величины создаваемой куклы. Чем крупнее кукла - тем толще и прочнее должен быть для нее каркас. Моя кукла будет высотой 35см, поэтому я использую проволоку диаметром 4мм. Этого будет вполне для нее достаточно. В некоторых местах для дополнительной прочности каркаса проволока используется в два (и более) сложения и переплетается. В работе с проволокой лучше использовать кусачки, плоскогубцы и круглогубцы. Поберегите пальцы! Обмотка каркаса должна быть тугой и прочной, каркас - устойчивым. Проволока не должна "расползаться". Чем лучше будет скручен каркас - тем прочнее получится кукла. Мои куклы на проволчных каркасах могут даже самостоятельно стоять.

Кукольное тело я обтягиваю хорошо тянущимся трикотажем. Совет для начинающих кукольников: лучше брать трикотажную ткань, которая при натяжении не пускает "стрелок" от обрезанного края. С такой тканью работать гораздо удобнее, не придется латать многочисленные "стрелки". Как это проверить? Потяните посильнее обрезаный край в разные стороны. Если край пошел стрелками - такая ткань не подойдет.

Итак, приступаем к созданию куклы.

Процесс создания каркасной куклы

Сначала рисуем схему-чертеж. Это нужно для того, чтобы сделать каркас точно под задуманную фигуру. Ведь в случае с каркасной куклой каркас из проволоки выполняет ту же роль, что и позвоночник у человека. Заодноопределяем пропорции будущей куклы. Будет она у нас похожа на человека, или это будет какое-то неизвестное науке существо со своими особенностями.
Затем по получившейся схеме выкладываем как показано на фото кусок проволоки и обрезаем его. Это наш "образец". Выпрямляем полученный образец и отрезаем еще три таких-же куска проволоки. У нас должно получиться 4 равных отреза проволоки. Теперь начинаем складывать и скручивать каркас.
Берем два куска ранее отрезанной проволоки, и начинаем их скручивать между собой. Скручивать проволоку надо плотно и достаточно туго. Каркас желательно сделать попрочнее, от этого зависит, как долго она вас будет радовать в дальнейшем.
Фотографии стадий создания кукольного проволочного каркаса.
Это будет кукольное туловище.
"Намечаем" руки и ноги. Предполагаемые бедра лучше оплести проволокой два или три раза, чтобы были прочнее и толще.
Туловище тоже лучше обмотать проволокой несколько раз. Прочнее будет.
То же касается рук от плеча до локтя.
Дополнительная оплетка укрепит место соединения рук с туловищем,.
Формируем основу "грудной клетки". Так нам будет потом легче моделировать фигуру куклы.
Проволочный каркас для нашей куклы готов. Теперь надо придать ему необходимый объем и толщину. Делается это с помощью синтепона.
Перед тем как начать формировать кукольную фигуру необходимо порезать имеющийся синтепон длинными полосами-лентами. Ширина полос зависит от размеров куклы. Чем крупнее кукла - тем шире могут быть полосы. Для моей куклы высотой 35 см я делала полосы шириной 2-3см. Прежде чем резать ленты из синтепона, необходимо проверить, в какую сторону он тянется лучше и быстрее рвется. Ленты следует кроить поперек этой слабой стороны. Так они получатся прочнее и можно будет делать намотку более плотно. Обматывая проволчный каркас держим синтепоновую ленту с натяжением. Кукольное "тело" должно получиться плотным. Какой толщины делать обмотку? Это зависит от того, какая фигура должна быть у вашей куклы. На стройную потребуется меньше синтепона, на пухленькую толстушку, соответственно, больше. В начале обмотки кончик синтепона закрепляем будавкой, которую потом можно будет вытащить. Начинать обматывать кукольный каркас лучше всего с конечностей, с рук или ног. На "теле" закрепляем остающиеся "хвосты". Само тело обматываем самым последним.
Обматывая руки и ноги каркаса не забывайте оставлять проволочные "хвостики". К ним будем крепить лепные детали!
Обматывая каркас синтепоном мы формируем фигуру будущей куклы. Ее можно сделать пышной или худенькой. Если вы делаете человекоподобную куклу, то при формировании ее фигуры можно подглядывать в анатомический атлас (или на фото моделей в купальных костюмах). Если это "неизвестный науке зверь", то тут все зависит от вашей фантазии.
У меня получилось вот такое тело. Вернее - почти получилось. Потому что теперь его надо обшить трикотажем.

Какой трикотаж лучше брать для куклы? Цвет зависит от вашей задумки. А про способность "пускать стрелки" я уже упоминала. Моя кукла - человек, но ее тело не будет видно под одеждой, поэтому я к цвету ткани не придиралась и просто взяла то, что попалось под руку. Мне попался светлый трикотаж.

Прежде чем начать вырезать из трикотажа лоскут для обшивки кукольного тела необходимо проверить, в какую сторону ткань тянется лучше.Относительно проволочного каркаса ткань должна хорошо растягиваться сверху-вниз, и плохо тянуться вширь. Это нужно для того, чтобы кукольное тельце получилось максимально тугим. Кладем "тело" на трикотаж, проволочной "шеей" очень аккуратно протыкаем в ткани дырку, но не разрывая, а раздвигая волокна. Если допустить разрывы волокон, можно получить "стрелки" в изобилии, которые будет потом очень проблематично зашить.

Отмеряем необходимый по величине кусок, отрезаем все лишнее. По вертикали отрез должен доходить до середины кукольных бедер.
Так как трикотаж отлично тянется именно "сверху вниз" по "росту" тушки, мы его будем старательно натягивать при обшивании кукольного тела и дотянем как раз до конца ног. Длина ткани для обшива кукольного тела так же зависит от того, какую часть ног вы собираетесь лепить. Только стопы, или почти до колена.
Перед тем как начинать шить, натягиваем ткань и обкалываем фигуру булавками по силуэту, делая отступ от края. Лишнее отрезаем и сшиваем швом "через край", постепенно избавляясь от булавок.
Шов делаем аккуратный, как можно мельче и плотнее. И вот у нас уже получилось кукольное тельце.
Теперь поговорим о лепных частях. Я решила лепить кукольные ножки почти до колена, а руки - по локоть. Вот на фотографии ноги. Присмотритесь: в центре каждой детали есть отверстие для проволоки.
А по краю каждой лепной детали, которая будет соприкасаться с "тельцем", сделана довольно глубокая ложбинка. По этой ложбинке будем крепить ткань тельца. Чем глубже ложбинка - тем лучше удастся обшить стык тканью и спрятать "крепление".
Чаще всего для каркасных кукол мастера делают голову сразу на шее, жестко скрепляя их. Иногда к шее "добавляют" плечи, если это, например, будет дама в вечернем платье с декольте. В этом случае голову закрепляют на каркасе по той же схеме, что и руки с ногами. Я решила немного усложнить себе задачу и слепить часть торса, чтобы можно было одевать куклу в распахивающуюся на груди рубашку. Грудную клетку с шеей я сделала в виде объемной накладки на каркас, которой попыталась придать некие анатомические человеческие черты. Чтобы кукла крутила головой я слепила голову отдельно от шеи, а крепление головы к телу устроила наподобие крепления у шарнирных кукол. Сделала в шее аккуратное отверстие, через которое прочной резинкой соединила голову с торсом.
Голова у моей куклы полая, глаза можно вставлять изнутри и периодически менять (по аналогии с БЖД). Черепная коробка сделана с крышечкой. Голова соединяется с грудной клеткой и проволочным каркасом с помощью резинки. Под грудной клеткой резинка прочно охватывает каркас и крепится к нему, а в голове фиксируется металлическим крючком.

Проволочные хвостики каркаса вставляем в готовые детали рук и ног, в те самые отверстия по центру каждой детали. Можно внутрь этих отверстий для большей прочности добавить клей, чтобы склеить проволоку каркаса с лепными деталями. Сверху натягиваем ткань и прошиваем по краю несколько раз прочными нитками, притапливаем ткань в сделанные ложбинки. Таким образом мы прочнее прикрепим лепные детали к каркасу и закроем места стыков, оформим их аккуратно. У моей куклы лепные части из пластика LaDoll . При закреплении проволоки в лепной детали я добавила в отверстия ручек и ножек куклы немного сырого LaDoll, разведенного клеем ПВА. Смесь получается весьма прочной и обладает хорошими склеивающими свойствами.

Если у вашей куклы ручки-ножки сделаны из запекаемого пластика, то в отверстия для проволоки можно добавить несколько капель клея "Момент" (ацетилакрилат в маленьких тюбиках). Это позволит склеить каркас с лепными частями практически намертво.

Одеваем нашу куколку в подходящие одежки. Наша каркасная кукла готова! Ручки-ножки гнутся, голова вертится. Однако, с подобными каркасными куклами не рекомендуется слишком активно играть и часть менять им позы. Проволока может не выдержать, а починить ее будет уже сложно.

Надеюсь, этот мастер-класс окажется вам полезен и поможет создать свою собственную каркасную куклу. Поверьте, это очень интересно!

Спасибо за внимание и удачи в творчестве!

Я леплю уже несколько лет. Нигде не учился этому и не имею никакого художественного образования. Всё что я расскажу, есть всего лишь мой взгляд на процесс лепки фигурки.

Свои советы я адресую именно тем, кто только начинает. Кто, разложив перед собой инструмент и материалы, думает, за что хвататься первым и с чего начинать. Любой процесс сперва кажется сложным и непонятным. Но это легко преодолеть, если разбить его на несколько маленьких последовательных операций. Именно в таком виде я и построил свой процесс изготовления фигурки. В большинстве виденных мной руководств советуют сразу лепить контуры одетого тела. Мне кажется, это не совсем верно для начинающих не имеющих, как и я, худ. образования. Вряд ли человек еще слабо знакомый с анатомией не имеющий опыта в лепке сразу сможет правильно передать контуры тела. Он, как правило, слабо представляет, что там с телом под одеждой твориться.:) Поэтому я советую сперва лепить контуры обнаженного тела, а потом его одевать. Во первых это неплохая практика по анатомии и лепке обнаженного тела, что является необходимой базой. Во вторых такое тело легче одеть, правильно расположив складки на одежде, а это тоже являетсяпроблемой для любителя, не имеющего худ. образования.

Леплю я из материала супер скульпей то есть из термопластики. Я решил обратить ваше внимание на это так как, работая с двухкомпонентными эпоксидными массами, которые сами твердеют со временем, изменил бы немного сам порядок процесса. Думаю статья на эту тему еще появиться на сайте.

Начнем. Первое что нам нужно, это собственно решить, кого делаем. Выбираем время и место, откуда наш персонаж. Ищем доступную нам информацию. Источниками могут быть книги, фотографии, сайты реконструкторов, в общем все что как-либо затрагивает нашу тему. По мере изучения в голове у вас сформируется образ, который вы и решите воплотить.

Я на этот раз решил изготовить фигурку "ганфайтера" - стрелка "Дикого запада". Толчком стал просмотр, в очередной раз:), спагетти-вестернов С. Леоне. Так что мой герой, скорее персонаж из кино чем то что было когда-то в реальности. Я посмотрел кроме фильмов пару книг по оружию того времени. Посетил сайты фанатов, как фильмов вестернов, так и стрелков американской ассоциации стрельбы из оружия того времени. Это окончательно оформило мой взгляд на будущую фигурку. Потом можно набросать пару схематичных набросков.), которые должны помочь вам представить позу будущего персонажа, понять насколько он будет выглядеть в ней естественно.Не нужно пытаться хорошо нарисовать.Схематично, главное чтоб вы сами поняли что к чему.

Делаем каркас фигуры из проволоки. Контролируем пропорции и размеры по шаблону фиг. человека в нужном нам масштабе. Шаблон в масштабе 54мм можно найти на этом же сайте в разделе "файлы". Сам процесс изготовления каркаса хорошо описан в статье Ченла, поэтому я не буду повторяться. Только отмечу что плечевой пояс я делаю на линии или чуть ниже ключиц, а таза в районе лобка, где наиболее широко в бедрах.Вот такой у меня вышел каркас.

Потом исходя из замысла, и прикинув на нашем схематичном рисунке, изменяем позу каркаса. Смотрим.Уже в таком виде можно оценить позу будущего персонажа. Иногда в этот этап я её изменяю, стараясь получить более естественное и выразительное положение. Хорошо поставленный каркас "оживает".

Укрепляю готовый каркас на деревяшке. Зная, что мой герой будет в обуви на каблуках я сделал так чтоб фигурка стояла на подставке на пару мм выше. Потом я весь каркас слегка обмазал пластикой, для лучшего сцепления последующих слоев и чтоб следующий слой пластики не прокручивался на каркасе. Но это в моем случае мера вынужденная, заменяющая обмотку "костей" проволокой.

Делаем из пластики грудную клетку и таз. Их положение и размер корректируем по шаблону. Изготовление таза и грудной клетки позволит нам передать их правильное взаимное положение, что важно когда вы делаете фигурку в движении или более сложной позе чем простая стойка на прямых ногах, и завершит построение костяка на котором мы будем строить тело нашей миниатюры. Район головы и шеи я пока не тронул, так как буду использовать его чтоб держать фигурку, когда буду формировать ступни ног.

Делаю ступни ног по форме обуви. Так как потом обувать уже сделанную фигуру не получиться. Пока это довольно грубо сделанная "болванка", которая только наметила будущую форму и размеры.

Начинаю одевать костяк фигурки в мышечный корсет с ног. Тут для подсказки можно использовать анатомический атлас изображающий мышечные группы человека. Нас интересуют только крупные наружные мышцы или группы мышц. Имитируя их расположение на костях, мы и будем собирать нашу фигуру. Начнем с голени. Задние мышцы крупнее, передние мельче, по форме похожие на треугольник.

Теперь мышцы сводящие ноги вместе (как они правильно зовутся не знаю;)). Идут из района паха до середины бедра с внутренней стороны.

Следующими делаем мышцы сгибатели и разгибатели бедра. Нужно помнить, что у человека мышцы разгибатели всегда крупней, сгибателей. Поэтому передняя мышца на бедре крупная охватывает кость с боков. Сгибатель бедра я сделал поместив пару 2колбасок пластики на заднюю сторону каждого бедра. .

Раскатав пару шариков, я наметил коленные чашечки. Потом шариком крупней показал пол нашей фигурки. Соединил между собой таз и грудную клетку. Отметил линию талии и двумя кусочками пластики по форме полукруга изобразил мышцы лежащие сбоку живота. Две "лепешки" подходящего размера стали ягодицами.

Раскатав полоску пластики, положил ее спереди от паха до точки "солнечного сплетения" Это будут мышцы пресса. Длину и ширину корректируем по шаблону. так же делаем грудные мышцы. Намечаем шею. Но я в данный момент её делаю тоньше чем она будет. Раскатав колбаски делаю линию плеч.

Спина. Здесь я только обозначаю лопатки. Их нижняя часть самая выступающая точка спины. И двумя колбасками конусовидной формы делаю внешнюю часть широчайших мышц спины. У нормального человека они не сильно развиты -не переборщите.

Теперь руки. Бицепс и трицепс. Мышцы предплечья и мышцы плеча которые подобно эполету охватывают сустав.

На этом мы сборку нашего "конструктора " остановим и глянем, что вышло.

Начинаем все это облагораживать. Где надо убираем лишнее, где надо добавляем.Сглаживаем переходы между различными мышцами. Сверяемся с шаблоном.Контролируем симметрию конечностей.

Следующий пункт – голова. Но так как уже есть статья на эту тему. А мой способ ничем не отличается я только приведу пару фото из процесса.

Доделав голову, я берусь за доводку ступней ног. Я собираюсь "запечь" полученное, а значит надо не забыть их доделать, чтоб потом не пилить. Делаю сапоги пока без голенищ. На петли сделанные мной в районе будущих кистей рук наношу немного материала. Это будущая основа для ладоней и части пальцев. В печь.

Кисти рук, как и лицо, важная деталь военно-исторической миниатюры. От их качества зависит восприятие вашей фигуры в целом. Грубые кисти рук, как и не удачное лицо могут испортить фигуру в самом отличном мундире. На изготовление кистей рук идет часто времени столько же, как на остальное тело в целом. Я до сих пор не удовлетворен качеством своих кистей. Но тут главное терпение и аккуратность. Так как кисть в нашем масштабе довольно мелкая и тонкая деталь, заранее изготовленные нами лопаточки на каркасе будут той опорой которая поможет нам формировать кисть. Добавляем пластики, делаем "ласту" по форме близкую к нашей руке.

Острым инструментом намечаем пальцы и убираем лишнее.

Продолжаем доводить форму заглаживая поверхность и придавая ей нужный нам размер и форму.

Для большого пальца раскатываем колбаску пластики и отрезав нужный отрезок крепим на место придавая нужную форму.

Так как другая кисть, будет держать оружие, ее мы изготовим позднее, чтобы она не мешала нам одевать нашу фигуру. Поэтому этап изготовления самой фигурки будем считать законченным. Следующим будет одевание фигуры, изготовление волос на голове, и вооружение правой руки. Но это в следующей части статьи.

Материал подготовлен специально для сайта www.chen-la.com