Характеристика на ребенка с агрессивным поведением образец. Характеристика на ученика с девиантным поведением

Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.

Психолого-педагогическая характеристика

ученика 4 …. класса МБОУ Ш № 78 городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

Ф.И.О., дата рождения

За время обучения показал средние способности. Учебный материал понимает, но не закрепляет дома, т.к. не всегда или не в полном объёме выполняет домашние задания. Устные предметы вообще не готовит. Техника чтения у ….. хорошая, с удовольствием читает, пересказывает. На уроках труда и рисования не сдержан. Если что-то в своей работе не понравилось, он может выбросить и не доделать. Письменные работы неаккуратны, небрежны, часто перечёркивает все.

На уроках бывает невнимателен. Может заниматься посторонними делами и на замечания учителя не реагирует, или замечание вызывает агрессию. Если …… что-то не понравилось или непонятно, он может устроить истерику: кричать, топать ногами. Замечания со стороны педагогов никакого влияния на него не оказывают, пока его не успокоят завуч или педагог-психолог. Часто требует к себе особого внимания. Он считает, что его специально не спрашивает учитель. Может на уроке отвлекать разговором других учащихся, кричать, встать с места, чтобы ударить ребенка, который сказал что-то непонравившееся ему.

Нередко у …… с ребятами возникают конфликты. Может ударить, толкнуть. Свою вину никогда не признаёт. Частые беседы учителя с ребенком о нарушении правил поведения результата практически не дают, он считает это нормой.

С желанием участвует во всех играх, конкурсах, но при этом хочет быть лидером, победителем, капитаном команды, первым. Если этого не происходит, ……. ведет себя агрессивно: уходит с криками, садится на землю, хлопает дверьми и т.п. С мнением одноклассников, учителя не считается. мальчик упрям, капризен, своенравен. Критики в свой адрес не терпит. Такие конфликтные ситуации с …..происходят с первого класса. В течении третьего года обучения срывов у ….. не было, но в этом учебном году они возобновились с большей силой. …… однажды во время очередной истерики сказал: « Я не хочу жить!»

Воспитывается в полной семье, где отец не родной. Он часто после истерик, жалуется, что ему дома « попадает», но просит, никому об этом в семье не говорить. Мама воспитанием мальчика на должном уровне не занимается. В школе бывает редко.

Администрация школы направляет …….. на консультацию к врачу психиатру

Директор МБОУ Школы№ 78 Ращепкина Ж.А.

  1. ФИО учащегося.
  2. Дата рождения.
  3. Состояние здоровья.
    • Психологические особенности неблагополучного ученика. (Повышенная нервозность, низкая работоспособность, быстрая утомляемость, подавленность, повышенная возбудимость, необъяснимые вспышки гнева, повышенная агрессивность в поведении со сверстниками, негатив по отношению к учителям, отказ от вступления в контакт).
  4. Родители (ФИО, год рождения, место работы, образование).
  5. Семейные условия.
  6. Семейные взаимоотношения.
    • Благополучная семья (родители ведут правильный образ жизни, серьезно относятся к воспитанию детей, эмоциональная атмосфера семьи ученика группы риска положительная, родители в курсе всех школьных событий ребенка).
    • Неблагополучная семья (родители уклоняются от воспитания детей, грубое обращение с ребенком, нет единых требований от родителей, родители ведут неправильный образ жизни, злоупотребляют спиртными напитками, воспитанием детей не занимаются, не интересуются успеваемостью в школе и интересами ребенка, в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера).
    • Характер взаимоотношений родителей с ребенком (взаимное уважение, диктат родителей, чрезмерная опека, предоставление полной свободы ребенку).
  7. Организация труда и отдыха ребенка (поручения и обязанности в семье, соблюдение режима дня, помощь и контроль в выполнении домашнего задания, проведение выходных, организация летнего отдыха).
  8. Учебная деятельность:
    • успеваемость учащегося по предметам;
    • отношение к учебе: положительное, отрицательное.
    • интеллектуальные возможности учащегося: высокие, средние, низкие.
  9. Положение в классе:
    • Позиция учащегося с плохим поведением в коллективе: лидер, ведомый. С кем из класса дружит.
    • Манера и стиль общения с окружающими.
  10. Отношение к общественной деятельности и общественно полезному труду. (Охотно выполняет поручения, подходит ответственно, без интереса, отказывается, принимает активное участие в школьных мероприятиях, безразличен к школьным мероприятиям, отказывается от участия)
  11. Увлечения (занятия в свободное время, посещение кружков и секций по интересам в школе и в ДОУ).
  12. Самооценка ребенка:
    • уровень самооценки: адекватная, завышенная, заниженная.
  13. Отношение к общественному мнению:
    • стремится исправить недостатки, учесть замечания, хочет стать лучше;
    • понимает критику, согласен с ней, но не исправляется;
    • не обращает внимания на критику, не желает менять поведение;
    • выступает против замечаний, резко спорит, поведение демонстративно не меняет.
  14. Патологические влечения ученика девиантного поведения: курение, употребление спиртного, употребление наркотических веществ.

15. Состоит на диспансерном учете, в ИДН, на ВШУ и по поводу чего.

Характеристика детей с ярко выраженными агрессивными тенденциями.

Из гр. №1 к таким детям можно отнести Сашу М. и Максима С. Рассматривая поведение этих мальчиков в сравнении, я хочу обратить внимание на особенности их агрессивных проявлений, а заодно и объяснить причины их агрессивного поведения. При проявлении своей агрессии по отношению к сверстникам, они действуют, совместно, образуя своеобразный тандем (причем один из них Максим С. является, главным образом инициатором, а Саша М. - исполнителем).

Саша М. - является единственным ребенком в семье и живет с мамой и папой. Родители имеют высшее образование: мама - бухгалтер, отец - экономист. Бытовые условия хорошие (отдельная двухкомнатная квартира). Дошкольное учреждение посещает с трех лет. Очень дружен с Максимом С. Саша М. - рослый, хорошо физически развит, разговорчивый, очень подвижный ребенок. Симпатичная внешность, на лице вечная улыбка, смех громкий, но по многим признакам можно судить, что ребенок в семье заброшен, и там очень, неблагоприятный психологический климат. Бабушки и дедушки живут в другом городе. В глаза бросается его неухоженность, неряшливость в одежде, мятая рубашка, носки в дырках. Не всегда есть сменная одежда на физкультуру. В результате бесед с Сашей и наблюдений за ним выявлено, что речь Саши больше соответствует речи и рассуждениям взрослого мужчины. Например, во время индивидуальной беседы с экспериментатором подошедшей девочке заметил пренебрежительно: “- Ну, как сгинь отсюда, бабе здесь делать нечего!” Практически всегда мальчика в сад приводит отец, и очень часто забирает из сада тоже он, притом вечером бывает в нетрезвом состоянии. Когда Саша одевается, отец, разговаривая с ним как со взрослым, “учит его жизни” и часто тема их разговора далека от детской, скорее напоминает разговор двух взрослых мужчин. Саша М. - самый конфликтный, неуживчивый ребенок в группе. Часто проявляет агрессивные выпады по отношению к сверстникам, используя свое физическое превосходство. Саша без исключения агрессивен одинаково ко всем детям - как к мальчикам, так и к девочкам. Единственный ребенок в группе, который почти не подвержен агрессии Саши - его друг - Максим С., но и ему иногда достается. Саша совершенно игнорирует замечания воспитателей, всегда находит оправдание своим действиям: “Пусть не стоит на дороге”, “Я первый взял” и т.д. Воспитатели отмечают плохие способности к занятиям у Саши, он ничего не доводит до конца, за исключением конструирования.

Анализируя причины агрессивных проявлений Саши М., можно полагать, что корни их лежат в особенностях семейного воспитания, заброшенности ребенка при всем материальном благополучии семьи. Мальчик, вне сада постоянно находится в обществе нетрезвого отца, предоставлен самому себе. Мама с воспитателями вообще не общается и никогда не справляется об успехах или поведении сына. Также на лицо и применение физических наказаний, когда у воспитателя кончается терпение и она грузно выговаривает мальчику, тот весь сжимается и непроизвольно закрывается руками. К чужой боли мальчик равнодушен, если наказывают другого хихикает и дразнится.

В группе его все боятся, в игре “Секрет” он не получил ни одного положительного выбора, только его друг Максим без колебаний отдал ему свой выбор.

Максим С. (экспер. гр. № 1) живет с мамой и папой, в семье из четырех человек, имеет еще маленькую сестренку Кристину, которая ходит в младшую группу.

Бытовые условия хорошие. У папы высшее образование, мама по профессии секретарь, но в данный момент домохозяйка. Папа работает в фирме - экономистом и учится заочно в институте (получает второе высшее образование). Бабушка и дедушка со стороны мамы живут в соседнем доме. Семья Максима живет в трехкомнатной квартире, которую два года назад родители купили. Внешне Максим среднего роста, привлекательной внешности. Аккуратный, опрятно одет. Максим менее активный ребенок, чем Саша - иногда медлителен, но очень хитрый и сообразительный. Папу в саду никогда не видят. Воспитанием детей занимается мама. Успехами сына интересуется всегда. А о поведении (предвидя жалобы) старается не спрашивать. Надо сказать, что воспитатели на поведение Максима жалуются не часто, а если и жалуются то в шутливой форме, т.к. родители Максима никогда не отказываются помочь саду материально и в виде добровольной помощи помыть окна, убрать группу и т.д. Максим очень искусно этим пользуется и когда К.П. ему делает замечание, у него тут-же ответ: “Я больше не буду”. Но, на музыкальных занятиях, он даст выход своей энергии в полную силу: дурачась, корча рожи... Этим он провоцирует на подобное поведение своего друга Сашу М. Чувствуется забота мамы и о внешности Максима, вещи чистые и отглаженные. Игрушки у мальчика дорогие, пользующиеся большой популярностью в группе, но играть ими разрешается только Саше М. Мальчики при всей своей непохожести дружат. Что же их объединяет? Наблюдая за поведением этих детей удалось установить, что в этом “дуэте” Максим - выступает как “мозговой центр”. Он руководит всеми кознями и драками, направляя Сашу, для достижения своих целей самоутверждения. Притом сам Максим чаще всего остается в тени, а если его за что-то и ругают, то он с ангельской улыбкой и чистыми глазами тут же произносит: “Я больше не буду”. На этом инцидент обычно и заканчивается. Больше достается Саше М., он прощения не просит, просто упрямо смотрит в пол, за что бывает и стоит в углу или сидит на стуле по целому часу. И если у Саши агрессия принимает больше физическую форму, то у Максима больше идут в ход оскорбления в адрес других детей (“дурак”, “балда”, “псих”, “сволочь”, “пошел на фиг”).

Оценивая интеллектуальные способности мальчика, воспитатели отмечают хорошие способности к занятиям у Максима. Из выше сказанного можно судить, что агрессивные проявления Максима С., носят косвенный, целенаправленный характер и причины кроются в желании самоутвердиться в группе детского сада.

Андрей К. (экспер. гр. № 2) живет с мамой, отцом и двумя сестрами. Андрей - третий ребенок в семье. Бытовые условия семьи - ниже среднего (семья проживает в двух комнатах коммунальной квартиры). Мама Андрея работает в детском саду нянечкой, отец - строитель. Дошкольное учреждение посещает с двух лет. Дружит с Ваней И. и Сашей П. Мальчик очень нервный, обидчивый, неадекватно относится к действиям других детей. Первая реакция на обиду - стукнуть, толкнуть, чтоб было больно, тому, кто его раздражает. При появлении взрослого, сразу меняется, начинает заискивать, лебезить. Очень боится отца, по собственному признанию ребенка, папа бьет его и очень больно ремнем. Запуган. К матери относится хорошо (“она добрая, не ругает”). Физически мальчик развит хорошо. Агрессия Андрея носит избирательный характер и в основном направлена на мальчиков, соперников по игре. С девочками играть сторонится. По оценке воспитателей интеллектуальный уровень Андрея К. - ниже среднего. Мальчик не может сосредоточиться, отвлекается, нервно хихикает. Можно полагать, что главная причина агрессивного поведения - жесткое обращение отца. По словам воспитателей мальчик не редко приходит в сад в синяках. В агрессивном поведении Андрея преобладает чисто физическая агрессия, она носит аффективный, непроизвольный характер. По данным экспериментальной игры “Секрет” Андрей получил больше всех отрицательных выборов - 8 и 2 положительных от своих друзей. Дети экспериментальной группы мотивировали свои отрицательные выборы Андрею так: “Он всех бьет”, “Он отбирает у меня игрушки”. Причины агрессии Андрея К. кроются в жестоких физических наказаниях в семье со стороны отца. Мальчик получает наглядный пример жестокости.

Кристина Н. (экспер. гр. №2). Живет с мамой, папой и бабушкой. Единственный ребенок в семье. Бытовые условия средние, по признанию родителей Кристины, материальное положение семьи ниже среднего. Мама - воспитатель детского сада, имеет высшее образование, отец - безработный, образование среднее. В данной группе девочка находится 2 года. Девочка рослая, высокая, физически развита хорошо, опрятно одета, аккуратно причесана. Мама Кристины следит за внешним видом дочери. Интеллектуально девочка развита хорошо. Так воспитатели отмечают ее успехи на занятиях по математике, родному языку. Девочка умная, речь развита хорошо, но вместе с тем и очень хитрая - при оправдании своих агрессивных поступков, запутает любого так, что сложно выявить ее виновность - настолько активно и убедительно она доказывает свою невиновность и правоту. Кристина Н. сложная по характеру, но с ней легче договорится, как со взрослой. Дружит Кристина в основном с мальчиками, ее друзья Коля Г., и Вова Г. Кристина Н. очень агрессивна, непослушна, упряма, настойчива в достижении цели. Не смотрит, кто стоит перед ней, мальчик или девочка - бьет, толкает, обзывает, кричит на детей. Никогда не признается в содеянном. Характерен эпизод, когда у Андрея К. пропал солдатик и он, заподозрив Кристину стал ее обыскивать. Реакция Кристины была мгновенной. Размахнувшись, она ударила очень сильно Андрея К. не смотря, что он выше и сильнее ее, и закричала: “- Ну, что пристал! - Я тебе дам обыскивать. Пошел вон, балбес!” Практически все дети не желают связываться с Кристиной. В проведенной игре “Секрет” Кристина получила
7 отрицательных выборов и ни одного положительного. Дети отметили, что Кристина: “- Дерется”, “- Всех обзывает”, “- Хитрая, отнимает игрушки”, и т.д. Сама же Кристина отдала предпочтение в игре “Секрет” исключительно мальчикам и один выбор дала Маше П. В основном Кристина использует средства физической агрессии. Но часто физические и вербальные средства при агрессии используются Кристиной Н. одновременно. В поведении Кристины преобладают такие виды агрессии как инструментальная, произвольная, реактивная.

Подводя итог вышесказанному, нельзя не отметить, что в семье девочки применяются все меры воздействия на ребенка, включая и физические наказания. Причины агрессивного поведения Кристины кроются в примере жестокого обращения матери и вспыльчивости девочки. Мама Кристины очень властная женщина и является главой семьи. Она также громко разговаривает как дочь, кричит на Кристину, не обращая внимания на окружающих людей, иногда может “наподдать” девочке при всех. Кристина следует примеру матери во всем, она подавляет детей своей властью и агрессией.

Вадим Т. (экспер. гр. №2). Живет с мамой и папой. Бытовые условия хорошие, материальное положение стабильное. Вадим Т. - единственный ребенок в семье. Папа имеет высшее, мама средне-специальное образование. Детский сад посещает с 3 лет. Внешне мальчик приятный, невысокий, но крепко сложен. Физически развит хорошо. Всегда опрятно одет. “Интересная личность” - так характеризуют его воспитатели. У мальчика хорошие математические способности, всем интересуется, любит книги. Добросовестно относится к поручениям, но дети не любят его за то, что он “хитрый”. С Андреем К. не уживается, постоянно выясняют отношения. Вадим Т. очень болезненно относится к наказаниям взрослым, хотя физическое наказание в семье не применяется, обидчив. Любое несправедливое обвинение вызывает слезы. Дружит с Андреем Б. и Колей Г. Причина агрессивного поведения, по всей видимости, в повышенной обидчивости, чувствительности ребенка лаже к самым безобидным действиям, словам детей группы. Мальчик неуживчивый, неадекватно реагирующий на ситуации. В его поведении преобладает физические средства агрессии. Мимико-пантомимические агрессивные средства - отсутствуют. Преобладает агрессия аффективная, враждебная, инициативная, прямая, но мальчика отличает большая отходчивость, в игре “Секрет” Вадим Т. получил 4 отрицательных выбора и 2 положительных.

Саша П. (экспер. гр. №2). Живет с мамой, папой, старшим братом, бытовые условия средние, материальное условие удовлетворительное (по признанию родителей Саши П.). Образование родителей среднее. Внешне мальчик не очень привлекателен: угрюмый, плаксивый, медлителен в движениях. Физически плохо развит, неуклюжий. Интеллектуальнее развитие ниже среднего, часто не понимает, о чем его спрашивают. Семейное воспитание не предусматривает наличие в доме книг, развивающих игрушек. Мальчик плохо рисует, конструирует, но очень любит играть с машинами, песком.

Агрессивность Саши П. проявляется только “втихаря”, то есть в тех случаях, когда воспитатель не видит. Как правило, использует физические средства агрессии. Мимико-пантомимическую агрессию не использует. В игре “Секрет” Саше П. отрицательный выбор, так мотивируют свой выборы: “- Я не хочу с ним играть. Он все время мешает”. “- С ним не интересно.” “- Он дерется и всех обижает.” Саша П. может не только ударить, толкнуть сверстника, но и погрозить кулаком, но так, чтобы взрослые не увидели. Причины агрессивного поведения Саши П., как можно полагать, в отношениях между Сашей и его старшим братом, который падает пример жестокого обращения. В силу своего возраста и физического превосходства брат Саши П. подавляет его, нередко сопровождая “свое воспитание” физическими мерами воздействия. Саша П. свою накопившуюся агрессию, которую он не может применить по отношению к старшему брату, как более сильному, вымещает в группе детского сада, используя тот же метод физического воздействия на сверстников. Таким образом агрессивная энергия передается как бы по цепной реакции от сильного к слабым, беззащитным, не умеющим дать отпор детям. Родители Саши П. отмечают, что не всегда могут проконтролировать взаимоотношения между братьями и часто достается обоим. Воспитательным воздействием в семье считаются физическое наказание и эту роль, как правило, выполняет отец Саши П., являясь тем самым и примером для подражания, своим сыновьям. Преобладают такие виды агрессии у Саши П. как аффективная, инициативная, прямая и непроизвольная. Дополнительным отрицательным фактором на агрессивность мальчики является эмоциональное неблагополучие в семье и в группе детского сада среди сверстников - у него низкий уровень игровых навыков и умений, и не владение другими видами детской деятельности.

Алина Я. (экспер. гр. №3) живет с мамой и папой, является единственным ребенком в семье. Бытовые условия хорошие (отдельная квартира). Материальное положение выше среднего (ребенок посещает коммерческую группу, так называемый “Бизнес-класс”). Родители имеют: средне-техническое образование. Дошкольное учреждение Алина Я. посещает с 3 лет. Алина Я. очень маленькая, худенькая девочка. В группе из всех девочек она самая маленькая и хрупкая, но с очень серьезным выражением глаз. Алина всегда очень опрятна, на голове бант или заколка. для волос. Для нее характерен особый интерес к разговорам взрослых. Она внимательно прислушивается к тому, о чем говорят взрослые и всегда старается находиться от них недалеко, чтоб быть в курсе всех дел. Алина Я. любит подслушивать не только чужие разговоры, но и активны и бесцеремонно в них вмешиваться. Девочка очень разговорчива. Ее речь и тон больше соответствуют речи взрослого, где в изобилии слова и фразы, услышанные от старших. Например, на комплимент экспериментатора по поводу ее нарядной одежды, Алина Я. ответила: “- Да. Все просто сходят с ума от меня!”- и кокетливо засмеялась. Возможно она копирует поведение и слова матери. По поводу прошедшего спектакля в детском саду, где были заняты в ролях дети группы, она заметила: “- Да, все очень миленько было!” Алина Я. очень надоедлива, пытается с помощью назойливости и настойчивости быть лидером в игре, но дети не хотят с ней играть и стараются быть от Алины всегда подальше. Несмотря на свой маленький рост, Алина Я. обладает очень зычным голосом. Она любит покрикивать на детей и постоянно жаловаться воспитателям, по поводу того, что с ней не хотят играть. Алина Я. - симпатичная, веселая, жизнерадостная девочки без каких-либо комплексов, самооценка завышенная. Вместе с тем наряду с положительными качествами ей присуща лживость. Алина Я. часто говорит неправду, не всегда поступает честно. В играх конфликтна, но вину перекладывает на других детей. Алина Я. удивительно правдоподобно может убедить взрослого в своей невиновности, при этом она будет смотреть преданно в глаза обеими руками держать ваши руки в своих. Говорит Алина Я, быстро и уверенно, сочиняя на ходу убедительные оправдания. Алина постоянно забирает у детей привлекательные для нее игрушки, без объяснения выталкивает ребенка с понравившегося ей места. На занятиях она всегда старается выкрикнуть ответ первой, даже если этот ответ неправильный и даже если спрашивают не ее. Агрессия ее чаще всего инструментальная - (мотив захватить лучшую игрушку, первую роль), целенаправленная, иногда косвенная, когда она действует обходным путем. Семья у Алины Я. добрая, девочке ни в чем не отказывают. Дома у Алины очень много дорогих игрушек и игр. “Слишком много их”- говорит она, на просьбу перечислить какие игрушки у нее есть. Кроме того она указывает на то, что у нее есть компьютер и много книг, которые ей читает мама. Приводит Алину в детский сад и забирает всегда мама. Алина, копирует свою маму во всем, но только тогда, когда мамы нет рядом. Если мама и Алина вместе, Алину не узнать. Авторитарное воспитание мамы, превращает Алину во всеугодливо-послушного ребенка. При общении с мамой говорит только мама, а Алина является внимательным слушателем, который не может, вернее не успевает, вставить и пол-слова в разговор.старшем дошкольном возрасте... Комплектование детского сада (ДОУ № 22 «Калинка») Количество групп в детском саду – 9. Количество детей : в группах от...

  • Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Курсовая работа >> Психология

    ... Старшая группа детского сада представляет собой развитую социально-психологическую единицу, это группа детей ... эмоциональных проявлений : ... детей снижается потребность в общении, проявляются особенности поведения ... а иногда к агрессивности . Результаты проведенного...

  • Психологические методы воздействия на проявление агрессивного поведения умственно отсталых детей подросткового возраста

    Дипломная работа >> Психология

    ... проявления агрессивного поведения умственно отсталых детей подросткового возраста. Объект исследования – особенности проявлений агрессивного поведения у детей ... для детей с врожденной формой умственной отсталости (специальные детские сады , вспомогательные...

  • Особенности проявления капризов и упрямств у детей дошкольного возраста

    Курсовая работа >> Педагогика

    Своих интересах и агрессивно -негативная (психо­патическая... Во-вторых, сопоставить поведение детей дома и в детском саду . В-третьих, ... Изучив особенности проявления капризов и упрямства в данной группе , ... действительно можете быть в стар­шей группе . Я подарю вам...

  • Агрессия – это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а так же моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояния напряженности, подавленности, страха)


    Признаки агрессивности: Он не может промолчать, когда чем-то недоволен Когда кто-то причинит ему зло, старается отплатить ему тем же Часто спорит, ругается со взрослыми Он не прочь подразнить животных Очень сердится, если ему кажется, что кто-то подшучивает над ним Часто ворчлив Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.


    8. Любит быть первым, командовать и подчинять себе других. 9. Неудачи вызывают у него сильное раздражение и поиски виноватых. 10. Легко ссорится, вступает в драку. 11.Старается общаться с младшими и физически более слабыми. 12. Уверен, что любое задание он выполнит лучше всех. 13. Он часто теряет контроль над собой. 14. Он часто винит других в своих ошибках.


    Физическая агрессия (физические действия против кого-либо) Агрессия Раздражение (вспыльчивость, грубость) Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т. д.) Косвенная агрессия Направленная (сплетни, злобные шутки) Ненаправленная (крики в толпе, топанье и т. д.) Негативизм (оппозиционная манера поведения)


    Характеристика агрессивных учащихся Бедность ценностных ориентаций Примитивность ценностных ориентаций Отсутствие увлечений Узость и неустойчивость интересов Низкий уровень интеллектуального развития Повышенная внушаемость Склонность к подражательности Ограниченность нравственных представлений Эмоциональная грубость.


    Односторонняя самооценка Повышенная тревожность Страх перед широкими социальными контактами Эгоцентризм Неумение находить выход из трудных ситуаций Преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение Повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни и пр.)


    Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях в конфликтной ситуации: Спокойное отношение в случае незначительной агрессии (агрессия неопасна и объяснима) Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности – техника объективного описания поведения ребенка: как вел, что делал, какие действия совершал, без оценок, без эмоций, только конкретные факты про здесь и сейчас, без прошлых проступков.


    3. 3. Контроль над собственными негативными эмоциями. Управлять своим естественными эмоциями (раздражением, гневом, возмущением, беспомощность), сохранять доброжелательность, не подкреплять агрессивное поведение Снижение напряжения ситуации Обсуждение проступка. Только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. Наедине, без свидетелей, с объективностью и спокойствием. Обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность для других и для самого ребенка.


    6. 6. Сохранение положительной репутации ребенка Демонстрация модели неагрессивного поведения.


    Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между родителями и детьми огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской агрессивности безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания.


    Способы выражения гнева (важно, чтобы агрессия не накапливалась) Громко спеть любимую песню Пометать дротики Попрыгать на скакалке Используя «стаканчик для криков», высказать свои отрицательные эмоции Боксерская груша Быстрыми движениями стереть с доски Пробежать Отжаться от пола Скомкать листки бумаги, выбросить Сделать глубоких вдохов и выдохов.


    Способы борьбы с гневом: Обзывалки (единственное условие этой игры слова не должны быть обидными и не иметь ругательный смысл в реальной жизни: «А ты -морковка») Громкий крик (просто громкий крик, глубокое дыхание и громкий звук способны снимать даже очень сильный стресс) Если ему хочется чего-нибудь стукнуть дайте ему в руки выбивалку для ковров и отправьте выколачивать подушку Листок гнева (это достаточно большой лист бумаги на котором изображено какое-то чудовище, ребенок может выместить на нем свои негативные эмоции)


    Памятка и рекомендации педагогам: Будьте внимательны к ребенку, почувствуйте его эмоциональное напряжение. Учитесь слушать и слышать ребенка. Не запрещайте ребёнку выражать свои отрицательные эмоции, а вникайте в их суть. Умейте принять и любить ребёнка таким, каков он есть. Предъявляйте разумные требования к ребёнку, и будете иметь послушание, повиновение и исполнительность. Не критикуйте действия учителей, воспитателей в присутствии ребёнка, а предъявите своё неудовольствие при личной встрече с ними.