Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Формирование графомоторных навыков у дошкольников Игры для развития графомоторных навыков

Задание 1. «Муха»

Задание 2. «Обведи рисунок по точкам»


Задание 3. « Сказочный домик»

Задание 4.«Бабочка»

Задание 5. «Мишкa

Задание 6.«Моляры»

Задание 7.

Задание 8. «Послушный карандаш»

Задание 9. « Лабиринт»

Задание 10. Нарисуй отражение дома и елочки

Задание 11. Дорисуй бабочку

Тестовые пробы для определения сформированности графомоторных навыков леворуких дошкольников по критериям предложенным

Н.В.Нижегородцевой и переработанная М.М.Безруких тестовая методика М. Frosig.

Задание 1.

Инструкция: «Возьми большим, указательным и средним пальцами руки карандаш, и покрутить его, но сначала посмотри, как это делаю я».

Оценка результатов:

Получается, карандаш не падает (2 балла);

Получается, но очень медленно с трудом (1 балл);

Не получается - карандаш падает (0 баллов) (см. Приложение 4).

Задание 2.

Ребенку дается лист бумаги с нарисованным заранее кругом диаметром

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и поставь руку на локоть,

приготовься и на счет «три» («раз-два-три»), не отрывая локоть от стола, поставь в центре круга три точки».

Оценка результатов:

Движения выполняются четко, точно (2);

Движения выполняются нечетко, с ошибками (1);

Движения практически не выполняются по инструкции (0).

Задание 3.

Ребенку дается листок нелинованной бумаги с нарисованными точками и крестиками на разных расстояниях друг от друга.

Инструкция:«Постарайсяпровестипрямыелинии(отточкидо крестика), не отрывая руки».

Оценка результатов:

Линии прямые, ровные, не разорванные, без поправок (2);

Линии не очень ровные, с разрывами, но без отклонений от прямой линии, есть тремор (1);

Движения очень медленные, линии неровные, разорванные, сильный тремор (0).

Задание 4.

Ребенку дается лист бумаги, на котором нарисован лабиринт.

Инструкция: «Проведи путь по лабиринту от точки до точки, не касаясь линий и не отрывая руки».

Оценка результатов:

Линия ровная, без разрывов, небольшое количество касаний ограничительных линий (2);

Линия неровная, с разрывами, большое число касаний, тремор (дрожание) (1);

Очень медленное движение, линия неровная, разорванная, сильный тремор (0).

Задание 5.

Ребенку дается лист бумаги, на котором нарисованы фигуры и начало штриховки, а ребенку нужно продолжить штриховать.

Инструкция: «Заштрихуй фигуры». Оценка результатов:

Штрихи ровные, параллельные, не выходят за границы фигуры (2);

Штрихи неровные, нарушена параллельность, небольшие нарушения ограничительных линий (1);

Штрихи неровные, линии разорванные, нет параллельности, линии выходят за границы фигуры больше, чем на 5 мм (0).

Полученные результаты суммируются:

8-10баллов-графомоторные навыки сформированы(высокий уровень);

6 - 7 баллов - сформированы недостаточно (средний уровень); 0 - 4 балла - низкий уровень навыков.

Конспект занятия с леворукими дошкольниками на тему: « Пространственная ориентировка, выработка мелких движений. Соотнесение частей тела с правой и левой рукой».

Цель: выработать умения пространственной ориентировки и мелких движений.

- обучать навыкам пространственной ориентировки;

Закрепить умения определять правую и левую руку, соотносить части тела с правой и левой рукой;

Учить обводить пунктирные линии;

Активизировать и обогащать словарный запас детей;

Совершенствовать умения слушать обращенную речь;

Развивать внимание, тонкую моторику рук;

Согласовывать свои действия и движения с действиями и движениями других детей.

Словарная работа: право, лево, название рыб: щука, лещ, карась, судак, ерш, сом.

Оборудование: ноутбук, предметные картинки : палатка, удочка, сети, карандаши, школьный ранец, ведро, карась, щука, лещ, судак, сом, ерш, Методический приемы:

3 .Приемы организации практической деятельности: рисование по контурам. 4.Приемы оценки и самооценки: похвала.

Ход занятия

Организационный момент.

Здравствуйте дети! Я рада встречи с вами. Скажите, для чего мы сегодня встретились? (Ответы детей). А еще сегодня мы с вами будем выполнять упражнения, которые помогут нам подружиться и улучшить настроение.

Приветствие:

Встаньте все в широкий круг! Слева друг и справа друг

Другу руку протяни и покрепче обними!

А теперь послушайте стихотворение и повторяйте движения за мной.

«Мы с тобой одна семья Ты, я, он, она.

Ты погладь соседа справа, Ты погладь соседа слева, Мы с тобой друзья,

Мы с тобой одна семья. Улыбнись соседу слева, Улыбнись соседу справа, Мы с тобой друзья,

Мы с тобой одна семья, Я, ты, он, она.

Обними соседа слева, Обними соседа справа, Мы с тобой друзья,

Мы с тобой одна семья».

Игра « Право- лево».

Какие части тела есть у человека? Назовите части тела которых у человека по два?

Инструкция. Покажи правой рукой правый глаз (ухо, щеку, ногу). Покажи левой рукой левое ухо (глаз, ногу, щеку).

Подмигни правым глазом. Топни левой ногой.

Покажи правую бровь и левый локоть. Левый глаз и правую ногу. Покажи правое колено и левое ухо. Левую щеку и правое плечо.

Потри левой рукой правый локоть. Почеши правой пяткой левую коленку. Пощекочи правым указательным пальцем левую подошву. Постучи правым локтем по правому боку. Укуси себя за средний палец левой руки.

Физминутка. Танец « Буги-вуги».

«Руку правую веред, а потом ее назад

И опять ее вперед, и немного покачать.

Мы танцуем «Буги - вуги» поворачиваясь в круге, Мы танцуем «Буги - вуги», раз, два, три!

Буги - вуги окей! Буги - вуги окей!

Все танцуйте с нами вместе веселей! (Также с правой ногой, ухом, а потом с левыми частями тела).

Игра « Рыбаки»

Ребята,как вы думаете, куда я собралась? (на рыбалку) Как вы догадались? (у Вас в руках удочка, ведро, Вы надели джинсы. Майку и кепку, на ногах сапоги)

Хотите, я возьму вас с собой? (дети хором :Да)

А вы знаете, что нужно взять? (дети называют предметы необходимые на рыбалке) Сейчас определим, кто может со мной отправиться на рыбалку.

Есть у меня один знакомый рыбак (логопед выставляет на доску изображение рыбака, он тоже говорил, что знает, что нужно брать с собой, отправляясь на рыбалку и вот, что из этого получилось:

«За город начал рыбак собираться. Удочку взял, чтобы рыбу ловить. Взял дождевик, чтобы им укрываться Взял самовар, чтобы чай кипятить.

Взял он кровать, чтобы спать на кровати. Взял он ковер, чтоб на нем загорать.

Взял он дрова, чтоб ему не искать их. Взял чемодан, почему бы не взять?»

Почему же вы смеетесь?

Подойдите к столу и возьмите по одной карточке с изображением предмета необходимого нам для рыбалки.

Хорошо! Я вас всех беру с собой. В путь. (Звучит песенка «С утра сидит на озере …»

Подумайте и назовите, какая рыба может водиться в нашем водоеме? (дети называют, логопед выставляет на доску картинки)

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Возьмите в руки листочки, которые оставил вам рыбак и обведите рисунок по точкам. Вести нужно плавно, руку не отрывать. Что у вас получилось? Рефлексия.

Ребята, понравилось вам сегодня занятие? Что понравилось больше?

Какое задание было легким, а более тяжелым?

Как вы думаете, почему мы справились с вами со всеми заданиями?

Я вас благодарю за активное участие. А теперь каждый из вас похвалит себя сам и скажет: « Я- молодец!» (Погладить себя по голове левой рукой).

А для вас еще маленькие призы-золотые рыбки.

Конспект занятия с леворукими дошкольниками

на тему: « Развитие графомоторных навыков, пространственного и образного мышления».

Цель: формирование графомоторных навыков у леворуких дошкольников, развитие пространственного и образного мышления.

Обучать навыкам пространственного и образного мышления;

Развивать моторику кистей рук;

Развивать графомоторные навыки;

Закрепить умения отгадывать загадки на основе зрительно-воспринимаемой информации.

Развивать творческое воображение;

Активизировать речь детей, познавательный интерес;

Воспитывать внимание, память, логическое мышление.

Оборудование: ноутбук, пазлы, картинки дом, чум, юрта, хата, рисунок дома с елочкой, рисунок бабочки, карандаши цветные.

Словарная работа: слева, справа, хата, чум, юрта. Методические приемы:

1 .Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей.

2 .Приемы активации деятельности детей в процессе НОД: проблемные ситуации.

3 .Приемы организации практической деятельности: составление пазлов. 4.Приемы поддерживающие интерес детей:загадки, обведение контуров предметов.

5. Приемы оценки и самооценки: похвала.

Ход занятия

Организационный момент.

Добрый день! Дети:

Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг! Мы все за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть, Можно встречу начинать!

Ребята, Я желаю вам дружно и весело провести этот день, увидеть много интересного и радоваться солнышку, хорошей погоде и красоте, которая нас окружает.

Я хочу вас попросить, сесть за столы.

Поднимите правую руку, а теперь левую руку.

Дотроньтесь левой рукой до правого колена, правой рукой до правого уха. Левой рукой до левого глаза.

Упражнение составление фигуры из пазлов.

- А теперь возьмите коробочки с пазлами и соберите картинку.

Что у вас получилось? (Дом). В нем живет моя родня,

Мне без нее не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду, К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом, Мой кров, родимый, теплый. (дом).

Из чего может быть построен дом? (Дети отвечают из бетона, кирпича, дерева).

Ребята, а есть такие места, где не растут деревья, там очень холодно, лето короткое и растет там ягель- мох, который любят олени. Поэтому люди, которые там живут разводят оленей. У них тоже есть дом - чум. И построен он из шкур оленей.

Юрта- это тоже дом, который делают из шерсти овец.

Ребята, а что есть обязательно у дома? (Крыша, окно, дверь).

Упражнение рисование отражения елочки и дома.

Возьмите в руки рисунок домика и елочки, посмотрите что у домика есть окошко, крыша. А теперь самостоятельно нарисуйте такой же дом, как будто он отражается в воде.

Дети рисуют по клеткам. Логопед помогает.

Физминутка.

На горе мы видим дом (составленными ладонями имитируем крышу дома) Много зелени кругом (разводим руки в стороны, показывая как много зелени)

Вот деревья, вот кусты (сжатые пальцы - деревья, расставленные - кусты) Вот душистые цветы (складываем ладошки в виде чаши)

Окружает все забор (пальцем в воздухе рисуем зигзагообразную линию) За забором - чистый двор (гладим руками воздух)

Мы ворота открываем (соединяем ладони боками и раздвигаем их) К дому быстро подбегаем (двумя пальцами руки показываем бег) В дверь стучимся: (стучим кулаком по воздуху или по столу)

тук-тук-тук.

Кто-то к нам идет на стук? (прислушиваемся, приложив ладонь к уху) В гости к другу мы пришли (пожимаем руку)

И гостинцы принесли (вытягиваем руки вперед, как будто что то передаем)

Упражнение « Дорисуй бабочку».

Пригрело солнышко. К нашему дому, угадайте, кто прилетел. На большой цветной ковер

Села эскадрилья -

То раскроет, то закроет Расписные крылья.

Она ярка, красива, Изящна, легкокрыла, Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок.

Кто это?(Бабочка). Вам нужно дорисовать рисунок. Руку не отрывать, движения плавные, линии стараться делать ровные.

Продолжи, бабочка какая: пестрая, воздушная….. Бабочка: вьется, кружится…

Рефлексия.

Что нового вы узнали на занятиях?

Что понравилось больше всего, что вызвало трудности?

Я вас благодарю за активное участие, а бабочка принесла вам за ваш труд подарки - маленьких разноцветных бабочек.

Надежда Карпова
Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

«Развитие графомоторных навыков

у детей старшего дошкольного возраста»

Работая с дошкольниками, я наблюдаю с какими трудностями

сталкиваются эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие

точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять,

завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т. д.

Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной

техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у

ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед

любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий. Поэтому

работа педагога не предусматривает целенаправленного обучения рисованию и

письму. Основная наша ЗАДАЧА - РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ И

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. Она реализуется через развитие:

Двигательной области коры головного мозга:

формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук,

двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами

(твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми);

умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер;

учиться владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя,

закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах);

формирование зрительно-моторных координации.

Речевой области коры головного мозга:

формирование активной речи ребенка, пополнение словарного запаса

новыми понятиями.

Развитие мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и

слухового восприятия.

Развитие координации крупных движений и умение владеть своим телом,

совершенствование двигательных умений и навыков.

Развитие пространственной ориентации на листе бумаги и в окружающем

пространстве.

Формирование навыков учебной деятельност

умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога;

умение действовать, повторяя показанный образец и правило, а также

ознакомление с написанием цифр.

Реализация этих задач с учетом возрастных особенностей детей способствует

их интеллектуальному развитию. Старший дошкольный возраст связан с

дальнейшим развитием и перестройкой умственной деятельности ребенка.

Расширяется двигательный опыт. Развиваются крупные мышцы туловища и

конечностей, но по-прежнему слабыми, хрящевыми (окостенение продолжается

в дошкольный, школьный и подростковый периоды) остаются части кистей рук

и ступней ног. Не сформировавшаяся и не развитая полностью костно-мышечная

ткань рук не позволяет ребенку этого возраста легко и свободно выполнять

мелкие и точные движения. Но дело не только в мышечном аппарате.

Скоординированные движения рук требуют дифференцированной работы мозга.

Сложная система управления дробными движениями осуществляется четко

дифференцированными и взаимосвязанными процессами нервного возбуждения

и торможения. Какие-то клетки коры головного мозга, и, в частности,

двигательного анализатора, приходят в состояние возбуждения, другие,

смежные, близкие, тормозятся. Эта динамическая мозаика мозговой

деятельности требует не только аналитической зрелости мозговой коры, но и

выработанных динамических ее функций. Даже к концу дошкольного возраста

мозг ребенка еще не достигает такого уровня развития.

Поэтому ЗАНЯТИЯ, В КОТОРЫХ ЗАДЕЙСТВОВАНЫ МЕЛКИЕ

ГРУППЫ МЫШЦ, УТОМИТЕЛЬНЫ, И ОЧЕНЬ ВАЖНО

ПРЕДУСМАТРИВАТЬ ИХ СМЕНУ, ОГРАНИЧИВАТЬ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

И НАГРУЗКУ.

Различные игры-упражнения учитывают эти особенности, дают детям

возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в

целом. Эти занятия полезны для развития мелких и точных движений рук, т. к. от

задействованных мышц - сгибательных и разгибательных - постоянно

поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и

способствуя ее развитию.

В двигательной области коры головного мозга находится самое большое

скопление клеток, управляющих рукой, пальцами (особенно большим и

указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры

головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое

соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность

оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через

тренировку тонких движений пальцев рук. Чем большее число связей между

клетками мозга задействовано, тем интенсивнее идет процесс психического

развития. Когда ребенок маленький, образование таких связей проходит быстрее

и легче. А повторение игр-упражнений с некоторыми усложнениями в

движениях и действиях с предметами помогает образованию этих связей. Такие

повторения необходимо проводить для правой и левой руки, равным образом

развивая тонкие движения пальцев обеих рук. Развивая функции обеих рук, мы

повышаем уровень организации функций и распределение их между

полушариями мозга, левым и правым.

Таким образом, повторяя различные игры-упражнения, мы совершенствуем,

доводим до автоматизма умение решать те или иные двигательные задачи, т. е.

вырабатываем двигательный навык, а также индивидуальный стиль движений

как таковых, что очень важно как в игровой, так и в учебной деятельности.

Но приучать детей к таким занятиям нужно с простых и легких упражнений.

Они трудны для тех ребят, у которых слабо развиты моторные навыки. В основу

этих упражнений заложено развитие таких навыков.

Ребенок видит образец во всех деталях, но из-за неразвитых мелких движений

рук он не может его воспроизвести. Ему сложно работать еще и потому, что он

видит уже готовое изображение, но не видел, как его делали. Малышу легче

действовать с предметами, вырезать, наклеивать, рисовать, писать и т. д. по

показу взрослого. Но в этом случае требуются подробные пояснения.

Также необходимо помнить: то, что интересно, эмоционально окрашено

чувствами, легче запоминается, дольше хранится в памяти ребенка и

полнее им воспроизводится.

Упражнения для развития графомоторных навыков.

1. Мелкая моторика:

Работа с пазлами, мозаикой, бусами, конструктором «Лего», игра с волчками,

игра «Золушка» (перебирать фасоль и горох) и др. ;

Рисование узоров на листе бумаги в клеточку не отрывая руки от бумаги и не

вращая лист

Вырезание фигур из бумаги разной сложности

Обведение по контуру геометрических фигур (большую фигуру нужно

обводить по внутреннему контуру, постепенно сжимая радиус обводки;

маленькую фигуру – по внешнему контуру с постепенным расширением радиуса

обводки. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится

новых фигур, тем лучше.).

Выкладывание фигур, предметов из счетных

Выкладывание узоров из веревочки

2. Формирование пространственных представлений, рядоположения:

Конструирование,

Расположи матрешки от большей к меньшей;

Пальчиковые игры;

Массаж лица, языка, рук;

Штриховки;

Строить буквы из пальцев, из других предметов;

Работа с мелкими предметами;

Аппликация;

Рисование;

3. Работа над ритмом:

Выполнение упражнений руками на весу, на опоре, одной рукой, двумя

Чередование ритма;

Акцентуация медленных ритмов в играх.

4.Развитие внимания:

Считывание эмоциональных оттенков;

Путаницы;

Игра «Найди отличия»;

Создание изображения по точкам, по пунктирным линиям;

Выкладывание картинок в правильной последовательности;

Лабиринты;

Отгадывание загадок;

Дорисовывание симметричных фигур;

Чтение детям сказок, рассказов, прослушивание аудиозаписей.

5. Память:

Выкладывание 3-4 картинок в определенной последовательности, в какой они

предъявлялись;

Выкладывание по памяти букв, цифр или фигур в предъявленной

последовательности;

Игра «Чего не стало?», «Что изменилось?»

Запоминание 4-5 картинок, а затем их отбор среди других 8-10 картинок;

Обведение контуров букв, выполненных пунктиром;

Дописывание букв

Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика - это совокупность двигательных реакций, свойственных детскому возрасту.

Нарушение интеллекта у ребенка в большинстве случаев сочетается с недостаточным развитием двигательной сферы, что отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности в целом.

Развитие моторики предполагает коррекцию элементарных общих и тонких моторных способностей, которыми дети с интеллектуальными отклонениями самостоятельно овладеть не могут; исправление неправильных двигательных образцов; формирование произвольности и целенаправленности движений; развитие некоторых основных двигательных качеств.

Общеизвестно, что базовые «схемы-движения» обеспечивают психофизиологические основы любого действия: видения, слышания, говорения, письма, чтения.

С учетом этого положения одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука - зрение, зрение - слух, рука - зрение - слух, слух - речь и др.), способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить.

Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука.

Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика - основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь).

Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка.

Если сказать коротко, развитием крупной и мелкой моторики педагог-психолог занимается исключительно в том объеме, который нужен для обеспечения наиболее полного познания ребенком предметов, объектов, явлений окружающего мира. При этом целенаправленное воздействие средств физической культуры на психические процессы позволяет стимулировать их созревание и повысить уровень развития, что обеспечит более успешное овладение детьми школьной программой.

Таким образом, задачи, решаемые на коррекционных занятиях по развитию психомоторики и сенсорики, не дублируют, а дополняют задачи, поставленные учебными программами по физической культуре.

У детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается замедленное развитие двигательной сферы уже с младенческого возраста. Они гораздо позднее своих сверстников начинают тянуться к висящей перед ними игрушке, сидеть, стоять, передвигаться в пространстве. Движения зачастую неловки, плохо координированны, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны (Н. П. Вайзман, В. М. Мозговой и др.).

Особую сложность для таких детей, вследствие существенных отклонений у них в развитии тонкой моторики, представляет застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование ботинок, т. е. так называемые навыки самообслуживания.

Детям с интеллектуальной недостаточностью свойственны значительное запаздывание и недостатки формирования предметных действий и связанных с ними произвольных движений. Такой темп развития существенно снижает возможности ребенка при ознакомлении с окружающим предметным миром.

В то же время практика работы подтверждает, что, овладевая движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развиваются мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. В процессе двигательной активности в коре головного мозга у ребенка быстрее устанавливаются условно-рефлекторные связи, а значит, интенсивнее происходит его всестороннее развитие. Ведь достижение цели любого двигательного акта, например бросание мяча в корзину, удерживание равновесия на балансире, ходьба по гимнастической скамейке и др., определяется уровнем сенсомоторного и эмоционально-волевого развития и одновременно стимулирует это развитие.

В процессе выполнения двигательных заданий дети получают знания о свойствах разных предметов и пособий (цвет, форма, качество материалов); знакомятся с особенностями передвижений в пространстве, возможными направлениями движения; определяют местоположение одних предметов по отношению к другим и к самому себе, ориентируются в схеме собственного тела и т. д. При этом познание происходит на основе восприятия разной модальности (кинетического, осязательного, зрительного, кинестетического и др.), а также речи.

Мы не останавливаемся на решении задач физического развития ребенка, связанных с повышением функционального уровня систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой и др.), с развитием двигательных умений и качеств (ловкости, быстроты, координации, равновесия и др.), так как данные вопросы относятся непосредственно к занятиям физической культурой.

Остановимся на тех психических качествах, которые формируются в процессе выполнения разных движений. Сразу же отметим, что основные формы работы, используемые на занятиях по сенсорному развитию детей, - это двигательные упражнения, дидактические и подвижные (средней и малой подвижности) игры.
У детей с интеллектуальной недостаточностью, как показывают исследования нижегородской научной школы (В. В. Кисова, Л. А. Метиева, У. В. Ульенкова и др.), без специального обучения не формируется саморегуляция - общая способность, которая необходима при выполнении любой (в том числе и учебной) деятельности.

Структура саморегуляции предполагает наличие трех обязательных этапов: ориентировочного (принятие и понимание инструкции), исполнительского (программа действий и ее реализация), контрольно-оценочного (оценка полученного результата). У младших школьников наблюдается несформированность всех этих этапов.

Выполнение действий по вербальной инструкции, постепенно усложняющейся по принципу увеличения звенности, повышение сложности содержания каждого звена и требований к выполнению команд (например, действия с открытыми и закрытыми глазами) способствует решению данной проблемы. Приведем примеры усложнения предъявляемых инструкций.

1-й вариант:
- присядь, возьми мяч - выпрямись;
- присядь, возьми мяч - выпрямись, потянись вверх, подняв мяч над головой;
- присядь, возьми мяч - выпрямись, потянись вверх, подняв мяч над головой, - опусти мяч до уровня груди, брось его в кольцо.

2-й вариант:
- поставь руки на пояс - сделай один шаг вперед;
- поставь руки на пояс - сделай один шаг вперед - два шага влево;
- поставь руки на пояс - сделай один шаг вперед - два шага влево - один шаг назад;
- поставь руки на пояс - сделай один шаг вперед - два шага влево - один шаг назад - опусти руки.

Если первая инструкция (любого варианта) выполняется детьми достаточно легко, то все последующие изначально выполняются с ошибками: ребенок или «теряет» (забывает) часть инструкции, или изменяет действия, или упрощает порядок выполнения (т. е. выполняет неточно). Причем чем сложнее инструкция (большое количество звеньев, сложные движения), тем больше ошибок и неточностей допускают дети, но на этапе оценивания вычленить эти ошибки и неточности затрудняются, считая, что выполнили все правильно. Эти факты подчеркивают недостаточность саморегуляции при выполнении многозвенных инструкций. Процесс обучения целенаправленному выполнению инструкций педагога-психолога, а точнее сказать, произвольной регуляции движений самим ребенком, включает несколько обязательных компонентов:

Повторение инструкции не только педагогом, но и ребенком;

Объяснение (в отдельных случаях и показ) ребенком тех движений, которые предстоит выполнить;

Установки педагога на точность, красоту и четкость выполнения;

По окончании выполнения - рассказ ребенка о том, какие действия он выполнил и в какой последовательности;

Самооценка ребенка точности выполнения инструкции.

Отметим, что на результативность выполнения инструкций большое влияние оказывает положительная мотивация детей, добиться которой можно через внесение ярких и красочных физкультурных пособий и атрибутов, использование игровых (например, сказочные персонажи и др.) и соревновательных элементов. К контролю и анализу выполнения привлекаются все дети подгруппы, что способствует выработке у них внимания, зрительного сосредоточения, приучает адекватно оценивать выполнение задания другим ребенком, аргументировать свою оценку в устной речи. В итоге - сформированные действия самоконтроля на каждом этапе выполнения деятельности (ориентировочном, исполнительском, контрольно-оценочном) способствуют более полному усвоению учебного материала.

Для успешного овладения чтением, письмом и другими школьными навыками важно сформировать у детей не только зрительно-моторные, слухо-моторные координации, но и координации разных частей тела (например, поза туловища и наклон головы при письме).

Совершенствовать координацию движений помогают специальные физические упражнения;

игры и упражнения с мячом : перекладывание, а затем перебрасывание мяча из руки в руку; подбрасывание мяча на разную высоту и ловля мяча двумя руками и одной. Эффективны упражнения, связанные с метанием в цель, выполняемые на ограниченной поверхности, упражнения на равновесие, упражнения с гимнастическими пособиями (мяч, обруч, кегли) и др., т. е. те упражнения, которые развивают согласованность движений разных частей тела и требует синхронности действий. Кроме того, данные виды упражнений способствуют выработке точности и четкости движений, ловкости, быстроты реакции. Примеры игр см. ниже.

Тонкая моторика является составной частью моторных способностей человека. Ее развитие базируется на основе формирования оптимальной статики тела, оптимального двигательного стереотипа локомоций и движений конечностей, музыкально-ритмических движений. Под термином «тонкая моторика» понимаются высокодифференцированные точные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях - это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата. Тонкую моторику необходимо развивать на основе общей моторики, в системе параллельного формирования всех основных видов моторных способностей.

Развитие моторики влияет на развитие других систем. В частности, многочисленными исследованиями (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, В. В. Цвынтарный и др.) доказана зависимость развития речи от степени сформированности тонких движений рук. Учеными Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук (Е. Н. Исенина, М. М. Кольцова и др.) подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики.

Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости движений пальцев и кистей рук; движения недостаточно четки и координированы. Это особенно заметно в таких видах деятельности, как ручной труд, рисование, лепка, работа с мелкими деталями (мозаикой, конструктором, пазлами), а также при выполнении бытовых манипуляторных действий: шнуровка, завязывание бантов, плетение косичек, застегивание кнопок, крючков, слипов и др.

Следствием органического поражения головного мозга является дефицит в развитии сложнокоординированных графических движений руки, что значительно затрудняет овладение детьми с интеллектуальной недостаточностью базисными движениями, необходимыми для формирования навыка письма. Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обусловливает утомляемость кистей рук, из-за чего ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку. Недостаточность деятельности нервной системы делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. Указанные нарушения обычно сочетаются с расстройствами зрительно-двигательной координации. Поэтому требуется не только специальная работа по развитию крупной и мелкой моторики, но и целенаправленная работа по формированию сложнокоординированных движений и базисных графических умений.

Рассмотрим работу по развитию тонкой моторики сквозь призму методических рекомендаций по освоению линейной графики в процессе рисования при подготовке руки ребенка к письму.

Многолетняя практика показала, что для развития мелкой моторики очень полезно штриховать, закрашивать, рисовать карандашами.

Штриховка помогает ребенку координировать движения, соблюдая границы контура, распределять нанесение рисунка по всему силуэту изображаемого предмета. Штриховку можно выполнять сплошной, пунктирной или волнистой линией. Но, пожалуй, самое увлекательное занятие - заштриховывать несколько предметов на одном рисунке.

Главным выразительным средством на занятиях является линия. Она наносится на бумагу различными инструментами: шариковой или гелевой ручкой, цветным или простым карандашом разной твердости, фломастером, специальным угольным стержнем, восковым мелом, пастелью, твердыми материалами, беличьей или колонковой кистью при работе с гуашью, акварелью или тушью.

Работа с различными материалами позволяет не только оценить специфику их выразительных возможностей, но и корректировать работу с мышечным тонусом кисти руки, что важно для письма, когда требуется переносить длительные статические нагрузки на кисть при сохранении четкости движений. Нормализации тонуса мелких мышц также способствуют игры с холодной и горячей водой, кубиком льда, грецким орехом, маленьким массажным мячом.

Для формирования тонко координированных графических движений полезны следующие упражнения:

Штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки;

Раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности;

Обведение рисунка по контуру, копирование;

Рисование по опорным точкам;

Дорисовывание изображений;

Рисование по клеточкам и на другой ограниченной поверхности;

Разлиновка;

Графический диктант.

Существуют также специальные упражнения для подготовки руки ребенка непосредственно к школьному письму, включающие элементы прописных букв.
Проблема формирования графических навыков у детей требует постоянного внимания педагога, так как это не просто двигательный акт, а сложный психофизиологический процесс, который обеспечивается совместной работой ряда анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного, кинетического и кинестетического.

Превращение зрительного образа с помощью движения руки в графический знак требует навыков организации движения в пространстве (т. е. динамической организации двигательного акта) и сформированности ряда координации - зрительно-моторных, слухо-моторных, слухо-зрительных. В связи с этим подготовка к письму имеет несколько направлений: развитие тонко координированных движений пальцев и кистей рук; ориентирование на нелинованном и линованном (сначала в клетку, а затем в линейку) листе бумаги; обучение правильной посадке и использованию письменных принадлежностей; отработка элементарных графических навыков; формирование навыков соотнесения звука и буквы.

Подчеркнем, что техническая сторона письма, несмотря на всю предварительную подготовку, сложна: от детей требуются огромные умственные, физические и волевые усилия, в связи с чем рекомендуемая продолжительность письма на этапе обучения не более 5 мин.

Развитие ручной моторики является основой формирования графических навыков. Каждое коррекционное занятие должно сопровождаться специальной пальчиковой гимнастикой, сочетающей развитие всех пальцев руки (а не только первых трех пальцев, наиболее активных в деятельности и составляющих «социальную зону руки») и движений кисти руки трех видов: на сжатие, растяжение и расслабление (примеры упражнений см. ниже). Гимнастику следует проводить не менее двух раз по 2-3 мин на каждом коррекционном занятии; допустимо проведение коррекционных занятий (особенно в первом классе), полностью посвященных развитию мелкой моторики и обучению пользованию письменными принадлежностями.

Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5-7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе - это зависит от направленности упражнения.

Изначально даются однотипные и одновременные движения, направленные на развитие согласованности и координации движений, и лишь по мере их освоения включаются более сложные - разнотипные движения.

Педагог следит за правильной постановкой кисти руки ребенка, точностью выполнения и переключения с одного движения на другое, при необходимости дает спокойные, четкие указания.

Особо подчеркнем, что основная цель такой работы не механическая тренировка движений руки, а систематическое обучение детей новым двигательным тонко координированным действиям.

Для развития мелкой моторики полезны упражнения на сортировку бусинок, пуговок, катание между ладонями деревянных, пластмассовых, резиновых мячей с шипами, работа с мелким конструктором, пазлами и др. (примеры упражнений см. ниже). Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Кисти рук постепенно приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что облегчает овладение навыками письма.

Для проведения игр и упражнений по развитию моторики следует иметь специальное оборудование:
- разнообразные мелкие предметы (пуговицы, бусинки, камешки, зерна, орешки, скрепки канцелярские, кнопки и др.) и различные коробки, банки, лотки для их раскладывания;
- свободные катушки для наматывания на них ниток, веревочек, проволочек;
- дощечки и игрушки-шнуровки «Чудо-пуговица» с множеством отверстий для сшивания и вышивания шнуром;
- различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы;
- наборы веревочек и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;
- наборы пластмассовых или деревянных палочек, разноцветные прищепки;
- различные виды мозаики, конструкторов, пазлы.
Работа над развитием движений руки детей является одновременно и работой по формированию различных перцептивных действий и их систем, некоторых сенсорных способностей, о чем мы будем говорить в последующих главах.

Игры и упражнения
для развития общей моторики

Упражнения с элементами основных движений: ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание.
Ребенку предлагается выполнить в игровой форме следующие упражнения:
- бросить мяч вверх и поймать двумя руками, одной рукой;
- ударить мяч о стену и поймать его двумя руками, одной рукой;
- подбрасывать вверх воздушный шар, стараясь как можно дольше удержать его в воздухе;
- пройти по начерченной на полу линии;
- попрыгать попеременно на одной ноге, на другой;
- попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед;
- повернуться туловищем направо и налево;
- подлезть под натянутой веревочкой;
- «бег» на коленках (четвереньках);
- игры типа «Тир»: попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами).

Игры и упражнения для развития мелкой моторики

Упражнения на развитие статической координации движений.
«Гнездо» - пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.
«Фонарики» - руки поднять вверх, кисти рук опустить, опущенные пальцы раздвинуть, тянуть вниз, имитируя форму фонарика.
«Буквы» - изобразить руками буквы О, Л, М, П, Т и др.
«Замок» - соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить.
«Олень здоровается» - скрещенные руки поднять вверх, пальцы широко раздвинуть, головой и руками делать легкие полунаклоны вперед.
Упражнения на развитие динамической координации движений.
«Пальчики здороваются» - на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединяются кончики пальцев обеих рук - большой с большим и т. д.
«Пальцеход» - на плотном ковролине нашито 20 пуговиц - по 10 в 2 ряда. Ребенок нажимает указательными пальцами обеих рук на пуговицы, имитируя ходьбу.
«Соревнования по бегу» - средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе).
«Необычное животное» - показать, как передвигается животное, у которого пять ног, по столу (сначала правой, а затем левой рукой).
«Посчитай-ка» - сжать руку в кулачок, считать пальцы, разгибая их (сначала на правой руке, затем на левой).
«Командир» - сжать руку в кулачок, разжимать пальцы по одному со счетом: «Ты командир, а твои пальчики - солдаты. Командуй: раз, два, три...»
Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость.
«Кулак - ладонь» - поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе. Выполнение обеими руками может быть одновременное или разновременное (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).
«Кулак - ребро - ладонь» - поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе.
«Сжимание и разжимание кистей рук» - поочередное выполнение движений обеими руками одновременно, затем обеими руками, но разновременно (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).
«Кольцо - зайчик» - переходы из одной статической позы в другую; выполняются поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе.
«Барабанщик» - один ребенок барабанит всеми пальцами обеих рук по столу, отстукивая ритм, другой повторяет.
Упражнения на развитие координированных графических движений.
«Трудные виражи» - на одном конце дорожки нарисована машинка, на другом - домик или гараж. Педагог говорит: «Ты - водитель, и тебе надо проехать на своей машинке к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Будь внимателен и осторожен».
Ребенок должен, не отрывая руки, карандашом «проехать» по изгибам простых дорожек, а когда он освоится, ему можно предложить и более сложные варианты дорог.
Упражнения с предметами:
- составление контуров предметов из палочек сначала более крупных размеров, а затем более мелких (стол, дом, треугольник, машина);
- составление цепочки из 6-10 и более канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением очередности цветов;
- вырезание из бумаги какой-либо фигуры правой и левой рукой;
- нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин, а на нитку с иголкой - мелких бусин, бисера;
- сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис);
- застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
- завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;
- доставание бусин ложкой из стакана;
- складывание мелких деталей (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр;
- продевание нитки в иголку;
- стирание ластиком нарисованных предметов;
- кáпание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;
- надевание и снимание колечка (массаж пальца);
- втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок;
- комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки);
- прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;
- перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу и обратно;
- нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне», наполненном горохом и фасолью, в пластиковых ведрах или тазиках;
- сжимание и разжимание эспандера;
- катание мячей-ежиков (с шипами).
Шнуровка-флексик «Чудо-пуговица» - пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов.
«Рамки с застежками».
Материал: рамка, обтянутая тканью из двух половинок, к каждой из которых пришито по 5 тесемок (тесемки одной половинки отличаются по цвету от тесемок другой).
Ребенку предлагается завязывать и развязывать банты, соединяя две половинки ткани.
Варианты:
можно использовать рамки с разными застежками: большие и маленькие пуговицы, кнопки, петли, застежки из ремешков и др.
Формообразующие движения (работа с пластилином) - скатывание колбасок, скатывание под углом, скатывание округлых форм, прищипывание, вдавливание, сглаживание.
- Игры
«Оркестр» - одни дети имитируют игру на разных музыкальных инструментах (пианино, барабан, гитара, труба, баян и др.), другие дети отгадывают, кто на чем играет. Затем меняются местами.
«Работники» - дети по очереди изображают работу с каким-то инструментом или орудием труда (ножницами, молотком, кусачками, топором, пилой, лопатой, граблями и др.).
«Поймай рыбку» - ребенок удочкой с крючком пытается подцепить пластмассовых рыбок со специальным отверстием.
Упражнения для расслабления рук.
Массаж подушечек пальцев рук и фаланг пальцев (от ногтевых фаланг к основаниям пальцев), потягивание сцепленных пальцев в противоположные стороны с речевым стихотворным сопровождением, так как стихи, сопровождающие упражнения, - это та основа, на которой формируется чувство ритма.
Имитационные движения для кистей рук:
- мытье рук перед едой
- стряхивание воды с кисти
- полоскание белья
- надевание перчаток
- поглаживание кошки
- пальчики танцуют
Упражнения педагог может придумать сам, проявив творчество.

Лариса Камерер
Мастер-класс. Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников

Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников .

Из опыта работы. Мастер класс .

Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов. Ее решение меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании.

Необходимо отметить, что в отечественной педагогике и психологии старший дошкольный возраст рассматривается как переходный период от одной ведущей деятельности в дошкольном возрасте - игровой , к другой ведущей в младшем школьном возрасте деятельности - учебно-познавательной. Поэтому одной из основных целей образовательной работы дошкольного учреждения является обеспечение плавности этого перехода. Этому способствует воспитание у старших дошкольников познавательной готовности к обучению.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом растёт число детей, имеющих речевую патологию. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики. При тренировке пальцев рук, речь развивается более интенсивно и становится более совершенной. Актуальность проблемы заключается в том, что полноценное моторное и речевое развитие (правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе) залог успешного освоения грамоты и чтения : письменная речь формируется на основе устной , и дети, страдающие речевыми нарушениями и моторной недостаточностью, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения. Поэтому целью моей работы было совершенствовать тонкую моторику пальцев и координацию движений рук через пальчиковые игры, работу с карандашом при выполнении графических заданий .

Этапы проекта :

1. Организационно-подготовительный (июнь - август) .

анализ предстоящей деятельности июнь педагоги

подбор методической литературы,

выбор средств, методов и приёмов,

разработка перспективного плана. Июнь-июль

Ориентировка детей в пространстве,

развитие крупных движений. Июль -август Воспитатели, муз.

Руководитель, родители

2. Основной (сентябрь-апрель) .

Ориентировка детей в пространстве

и на листе бумаги, уточнение предлогов

ЗА, НА, ПОД, ПЕРЕД,ВОЗЛЕ, ОКОЛО.

Развитие крупных движений (ритмопластика,

физ-ра, логодекламация) Сентябрь -май Педагоги, родители

Муз. Руководитель,

воспитатели, логопед

коррекционно-развивающие занятия

(фронтальные занятия у логопеда,

занятия по развитию речи и

обучению грамоте) Воспитатели, учитель -логопед

Развитие мелкой моторики

(художественно-эстетические занятия,

пальчиковая гимнастика, массаж и

само-массаж рук) Воспитатели, родители,

учитель-логопед

Работа с простым карандашом в тетради

«Готовим руку к письму» Гаврина С. Е.

из серии Школа для дошколят Учитель логопед , воспитатели

Работа в тетради в клеточку (печатание букв,

графический диктант на слух ) Учитель-логопед. родители

3. Заключительный (май) .

Анализ достижений поставленной цели и полученных результатов.

Праздник письма. Учитель-логопед, муз руководитель

Работая над данной проблемой, мною решались следующие задачи : Познакомить детей с соблюдением элементарных гигиенических правил при письме : правильной посадкой при работе с тетрадью, положением листа, кисти руки, пишущего инструмента;

Научить безотрывному плавному обведению предмета по контуру и штриховать его, используя различные виды штриховки (горизонтальная, вертикальная, по диагонали и т. д.)

Развивать графические навыки детей в написании прямых, наклонных, округлых линий, овалов, соотнося их со строкой.

Формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми) ;

Научить детей ориентироваться в пространстве и на плоскости;

Развивать умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога; умение действовать, повторяя показанный образец и правило. (Графические диктанты )

Презентация методов и приемов

слайд 9 В своей работе старалась применять новые , в том числе информационно -коммуникационные и здоровьесберегающие технологии. В работе использовались такие методы, как дидактические игры и упражнения, графические упражнения и диктанты, пальчиковая гимнастика которая сопровождается стихами. Также предлагались задания на исследование сформированности пространственных ориентировок (например, ориентировка в сторонах собственного тела и тела сидящего напротив, умение ориентироваться на листе бумаги, развития кинестетической основы движений (опустить кисти рук вниз, сжать кисти обеих рук в кулак и т. д., зрительно-моторной координации движений (выполнение движений по словесным инструкциям) . ИГРА ЦЕПОЧКА Пальчики перебираем и цепочку собираем, ЧЕРЕПАШКИ

Слайд 10 Для детей с речевой патологией характерны некоторые нарушения общей моторики, пространственной ориентировки, затруднения в дифференциации пространственных понятий, нарушения зрительно-моторной координации. Особые затруднения связаны с недостаточно сформированной способностью к переключению с одного движения на другое. Моторика детей отличается общей неловкостью, недостаточной координаторностью. Дети отстают от сверстников в ловкости и точности движений. Дошкольники с нарушением мелкой моторики рук испытывают затруднения при овладении навыками письма . Большинство детей выполняют задания в медленном, напряженном темпе, напряженными пальцами, не в полном объеме. Использовала приёмы здоровьесберегающей технологии, такие как Су-Джок терапия. Детям предлагалось поочерёдно надевать массажные кольца на каждый пальчик, проговаривая стихотворения пальчиковой гимнастики, зажимать кольца между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука, работать по инструкции взрослого. Предлагала также проводить массаж и карандашами, самомассаж (валяние пальчиками) . ИГРА ПТИЧКИ СО ВЗРОСЛЫМИ

Слайд 11 Дети очень любят играть с палочками. Из палочек модно сложить не только буквы, но и фигуры. Эти упражнения развивают мелкую моторику пальцев рук, а также способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, создают функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц.

СЛОЖИТЬ ИЗ ПАЛОЧЕК ФИГУРУ

Слайд 12 Ниткография - средство развития зрительно-моторной координации – это рисование с помощью верёвочек, который реализует следующее : совершенствует зрительное восприятие, развивает зрительно-моторную координацию, формирует плавность и точность движений, готовит руку к письму, закрепляет навыки рисования , развивает мелкую моторику и воображение, а также развивает связную речь.

ВЫКЛАДЫВАНИЕ ИЗОРА ИЗ НИТОК

Слайд 13 Очень часто мы видим, что ребенок держит карандаш неправильно. Чтобы рука ребенка не уставала при письме, важно научить его держать письменные принадлежности правильно. Вот некоторые способы приучить ребенка держать ручку правильно. (с помощью веревочки и бумажки и корректора рыбка)

Слайд 14, 15 (Демонстрация тетради) Работая над развитием мелкой моторики и графомоторных навыков детям давались разнообразные задания, проводились графические диктанты , давались упражнения в обведении трафаретов, рисование линий, фигур по клеточкам.

Слайд 16 Для профилактики дисграфии предлагала детям буквы из наждачной бумаги, обводить букву на бумаге, проводила игру «Найди правильную букву» , отремонтируй букву.

Слайд 17 Для развития орфографической зоркости , произвольного внимания, пространственного воображения, развития мелкой моторики проводила с детьми графические диктанты .

Положительных результатов в развитии графомоторных навыков помогала достигнуть совместная деятельность с воспитателями группы и музыкальным руководителем. Проводя свою непосредственно образовательную деятельность, они значительное внимание уделяли развитию мелкой моторики. Невозможно добиться каких-либо положительных результатов без поддержки родителей. Родителям давались консультации, проводились беседы.

У большинства детей произошли положительные качественные изменения при формировании кинестетической основы движений и зрительно-моторной координации движений, а именно в развитии кинестетической основы движений руки, оптико-кинестетической организации движений, в формировании пространственного восприятия, зрительно-моторной координации движений. Дошкольники после обучения стали намного сосредоточеннее, усидчивее, перестали чрезмерно напрягать руку во время выполнения заданий, стали словесно описывать свои действия, перестали “вращать” тетради. До начала занятий состояние графомоторных навыков у детей находилось на среднем и низком уровне. После проведенных занятий состояние графомоторных навыков начало улучшаться , перешло на более высокий уровень, возросло количество детей со средним уровнем, сократилось количество детей с низким уровнем. При продолжении работы по формированию графомоторных навыков , дети, несомненно, будут давать положительную динамику.