После трех уже поздно? Новорожденный чувствует, когда родители в ссоре.


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

По словам Глена Домана – директора Института развития потенциальных возможностей человека, написавшего предисловие к книге Масару Ибуки «После трёх уже поздно», она является одной из наиболее важных книг, которые вообще были когда-либо написаны, и прочесть её должен каждый человек, который является родителем.

Автор книги уверен в способности маленьких детей научиться чему угодно, и приводит свои доводы на тему того, как воздействует на новорождённых окружающая среда. То, что взрослые осваивают с большими трудностями, дети выучивают запросто – нужно только использовать особые приёмы, о которых также идёт речь в книге. Самым главным же является умение своевременно начать помогать ребёнку осваивать новый опыт, а сделать это может только тот, кто находится рядом с ним.

Данная работа адресована всем родителям, желающим показать своим маленьким детям мир новых удивительных возможностей.

О Масару Ибуке

Масару Ибука – японский предприниматель и менеджер, сооснователь корпорации «Sony», человек, чьи инженерные идеи помогли стать Японии одним из лидеров в области электроники и технологий, и создатель инновационных детей раннего возраста.

Вопросами развития детей Ибука занялся по причине того, что его собственный ребёнок запаздывал в умственном развитии. Приобретя опыт в процессе его воспитания и обучения, а также прибегнув к помощи специалистов, автор создал несколько организаций – «Ассоциацию раннего развития» и школу «Обучение талантов». Затем была написана и книга «После трёх уже поздно», ставшая бестселлером и нашедшая отклик в сердцах и умах множества читателей по всему миру.

Краткое содержание книги «После трёх уже поздно»

Книга состоит из вступления, предисловия и пяти частей. Первая часть посвящена потенциальным возможностям ребёнка. Вторая часть рассказывает о влиянии раннего опыта. Третья повествует о том, что полезно для малыша. В четвёртой части раскрываются принципы воспитания. И из пятой части вы узнаете о том, чего не следует избегать в процессе воспитания.

Конечно же, мы не станем пересказывать вам всю книгу (будет гораздо лучше, если вы прочтёте её сами), но всё же позволим себе рассказать о некоторых показавшихся нам интересными и важными моментах.

Часть 1. Потенциальные возможности ребёнка

Благодаря исследованиям и физиологии мозга удалось выяснить, что ключом к развитию умственного потенциала ребёнка является его собственный познавательный опыт в первые три года жизни, пока развиваются мозговые клетки. Нет детей, родившихся гениями, и нет, родившихся дураками. Основное значение имеет стимуляция и степень развития мозга на начальном этапе жизни, а это и есть период до трёх лет. Заниматься воспитанием в детском саду уже становится поздно.

Единственной целью раннего развития является предоставление ребёнку такого образования, которое позволит ему иметь глубокий ум и здоровое тело, а также сделает его сообразительным и добрым.

Множество родителей и специалистов считают, что сознательно обучать маленького ребёнка – неправильно, т.к. информационный переизбыток негативно сказывается на детской нервной системе. Однако, отправляя детей в детский сад, они сразу же отказываются от своей позиции, становятся строгим и предпринимают попытки чему-то научить детей. Но следует делать иначе, а именно: заниматься с ребёнком в первые годы жизни и оказывать родительское влияние.

Часть 2. Влияние раннего опыта

Наибольшей важностью обладает окружение ребёнка, а не гены. Даже близнецы будут кардинально отличаться, если их воспитают разные родители.

Если бы определяющим фактором в процессе формирования способностей являлось происхождение, тогда дети перенимали бы профессию своих предков, однако жизнь намного загадочнее, и ребёнок может получить совершенно другую профессию, чем его родители.

На ребёнка воздействуют такие вещи, о которых мы даже не подозреваем. То, что нам может казаться лишённым смысла, дети могут воспринимать совершенно иначе, и это нечто может даже стать основой всей их дальнейшей жизни. Те впечатления, которые получает человек в детстве, формируют то, как в будущем будет мыслить и действовать ребёнок.

Часть 3. Что полезно малышу

Для начала важно сказать, что каких-либо готовых схем по обучению младенцев не существует. Советы, предлагаемые в книге, являются только идеями, руководствуясь которыми любая мама может либо принять, либо отвергнуть какой бы то ни было совет по воспитанию.

Необходимо как можно чаще носить ребёнка на руках, т.к. это доставляет ему массу положительных эмоций.

Не нужно бояться брать малыша с собой в постель, т.к. это исключительно благоприятно сказывается на его умственном и психическом развитии.

Занимайтесь со своим ребёнком хотя бы час в день, и вы заметите, что степень его интеллектуального и заметно повышается.

Ни в коем случае не нужно с ребёнком сюсюкаться, т.к. использование во время общения с малышом «детского» языка существенно замедляет его развитие.

Необходимо развивать в ребёнке способности к рассуждению, оцениванию и восприятию. Делается это только посредством того, как взаимодействую родители, чем они занимаются, как чувствуют, как общаются с ребёнком и т.д.

Как можно чаще с ребёнком должен общаться отец, ведь именно он способен играть роль и друга и помощника, как для супруги, так и для ребёнка. Помните, что одни только материнские усилия не способны помочь достижению в семье гармонии.

Ребёнка необходимо хвалить, а не ругать, даже если наказание кажется вам наиболее эффективным методом. Наказание способно стать причиной противоположной реакции. Но и к похвале следует подходить очень осторожно.

Часть 4. Принципы воспитания

Среди принципов воспитания можно выделить следующие:

  • Вы должны стимулировать и направлять ребёнка к порядку. Здесь необходимо учитывать, что лучшим побуждением для ребёнка всегда будет интерес; интересное всегда будет казаться ребёнку правильным, а неинтересное – неправильным; повторение является лучшим способом стимулирования интереса; фантазии и воображение ребёнка развивают . Также имейте в виду, что нужно развивать у ребёнка и всегда говорить правду на тему секса.
  • Вы должны воспитывать характер ребёнка в младенчестве. Этого можно добиться при помощи обучения игре на скрипке, заучивания стихов и окружения малыша только самым лучшим, что у вас есть. Помните о том, что раннее развитие формирует черты, а успехи в чём-то одном прибавляют уверенности в других начинаниях.
  • Вы должны развивать в своём ребёнке навыки и творческое мышление. Давайте как можно чаще малышу карандаши, игрушки покупайте выборочно и не допускайте их переизбытка, чтобы внимание ребёнка не рассеивалось. Не обязательно убирать подальше всё, что может быть для ребёнка опасно (соблюдая осторожность, естественно). Пусть ваш малыш занимается лепкой, вырезает узоры из бумаги и складывает различные фигуры; играйте в – всё это развивает задатки творчества. Не забывайте и о том, что детям крайне полезна ходьба, а необходимо тренировать как можно чаще.

Часть 5. Чего не следует избегать. Взгляд в будущее

Основные идеи последней главы мы приведём лишь тезисно:

  • Раннее развитие не является подготовкой к детскому саду
  • Ничего не может быть важнее воспитания детей
  • Не заставляйте ребёнка делать что-либо против его воли
  • Дети не являются собственностью родителей

Подробное разъяснение вышеназванных тезисов вы найдёте в книге.

Послесловие

В послесловии автор выражает свою искреннюю надежду на то, что книга «После трёх уже поздно» станет для читателей способом не только провести время приятно, но ещё и полезно, а также на то, что читатели смогут прочувствовать всю важность своевременного развития своего ребёнка.

К сожалению, родители не всегда имеют возможность создать самые лучшие условия для развития своих детей, но это не должно становиться проблемой. На сегодняшний день на территории России функционирует более 40 специализированных профессиональных бэби-клубов, где дети развиваются полноценно, а за основу взяты идеи Масару Ибуки. Хотя, конечно, отдавать своего ребёнка в такой клуб совсем необязательно, но тогда вы должны будете приложить максимум усилий, если хотите, чтобы процесс развития вашего ребёнка был полноценным, гармоничным и качественным. И первый шаг на пути к этому – прочтение данной книги.

Масару Ибука

После трёх уже поздно

Вступление к английскому изданию

Если за добротой и благожелательностью, с которой написана эта книга, вы почувствуете и важность того, о чём она повествует, то, возможно, вместе с другими подобными книжками она совершит в ваших представлениях одну из самых великих и добрых революций в мире. И я искренне желаю, чтобы эта цель была достигнута.

Представьте себе революцию, которая принесёт самые замечательные перемены, но обойдётся без кровопролития и мучений, без ненависти и голода, без смерти и разрушений.

У этой самой доброй из революций есть только два врага. Первый - закоснелые традиции, второй - существующее положение вещей. Не обязательно, чтобы укоренившиеся традиции разбивались вдребезги, и древние предрассудки исчезали с лица Земли. Не надо разрушать то, что всё ещё может приносить хоть какую-то пользу. Но то, что сегодня кажется ужасным, пусть постепенно исчезнет за ненадобностью.

Теория Масару Ибука делает возможным уничтожение таких реалий, как невежество, неграмотность, неуверенность в себе, и, кто знает, может быть, принесёт, в свою очередь, уменьшение бедности, ненависти и преступлений.

Книга Масару Ибука не даёт этих обещаний, но проницательный читатель всё время будет иметь перед глазами такую перспективу. По крайней мере такие мысли рождались во мне, пока я читал эту книгу.

Эта удивительно добрая книга не делает ошеломляющих заявлений. Автор просто предполагает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. Он считает, что то, что они усваивают без каких-либо усилий в 2,3 или 4 года, в дальнейшем даётся им с трудом или вообще не даётся. По его мнению, то, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи. То, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям даётся почти мгновенно. Он говорит, что взрослые иногда ленятся учиться тогда как дети готовы учиться всегда. И утверждает он это ненавязчиво и тактично. Его книга проста, прямолинейна и кристально ясна.

По мнению автора, одним из самых сложных занятий для человека является изучение иностранных языков, обучение чтению и игре на скрипке или фортепьяно. Такими навыками взрослые овладевают с трудом, а для детей - это почти неосознанное усилие. И моя жизнь - яркое подтверждение тому. Хотя я пытался выучить целую дюжину иностранных языков, поскольку работал учителем на всех континентах, обучая детей, как из самых привилегированных слоёв общества, так и из самых низов, по-настоящему я знаю только родной язык. Я люблю музыку, но не умею играть ни на одном музыкальном инструменте, даже не могу как следует запомнить мелодию.

Чтобы наши детишки, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке - и всё это на высоком профессиональном уровне, - нужно, чтобы их любили (что мы и делаем), уважали (что мы делаем редко) и предоставляли в их распоряжение всё то, чему мы бы хотели их научить.

Нетрудно представить себе, насколько мир будет богаче, здоровее, безопаснее, если все дети будут знать языки, искусство, основы наук прежде, чем достигнут подросткового возраста, чтобы затем использовать последующие годы для изучения философии, этики, лингвистики, религии, а также искусства, науки и так далее на более продвинутом уровне.

Нетрудно представить себе, каким был бы мир, если бы огромное желание детей учиться не притуплялось игрушками и развлечениями, а поощрялась и развивалось. Нетрудно представить себе, насколько лучше был бы мир, если бы голод познания трехлетнего ребёнка удовлетворялся не только Микки Маусом и цирком, но и произведениями Микеланджело, Мане, Рембрандта, Ренуара, Леонардо да Винчи. Ведь маленький ребёнок обладает безграничным желанием узнать всё, чего он не знает, и у него нет ни малейшего понятия о том, что плохо и что хорошо.

Какие же у нас основания доверять советам Масару Ибука? Что говорит в его пользу?

1. Он не специалист в теории образования, следовательно, не знает, что можно, а что нельзя: необходимое условие для совершения значительного прорыва в устоявшейся области.

2. Он, безусловно, гений. Начав свою деятельность в 1947 году, когда его страна была опустошена, он с тремя молодыми компаньонами и 700 долларами в кармане основал фирму, которую назвал «Сони». Он был одним из тех первопроходцев, которые подняли Японию из руин и отчаяния на уровень мирового лидера.

3. Он не только говорит, он делает. В качестве исполняющего обязанности директора Ассоциации раннего развития и директора организации «Обучение талантов» в Мацумото он в настоящее время даёт возможность тысячам японских детей учиться по той программе, которую описал в этой книге.

Масару Ибука предлагает изменить не содержание, а способ обучения ребёнка.

Выполнимо ли всё это или это розовые мечты? И то и другое. И я тому свидетель.

Я видел, как в Австралии плавают новорождённые дети супругов Тиммерман. Я слышал, как четырехлетние японские малыши говорили по-английски с доктором Хонда. Я видел, как совсем маленькие детишки выполняли сложные гимнастические упражнения под руководством Дженкинса в США. Я видел, как трехлетние дети играли на скрипке и на рояле с доктором Сузуки в Мацумото. Я видел трехлетнего ребёнка, который читал на трёх языках под руководством доктора Верса в Бразилии. Я видел, как двухлетние дети из Сиукса катались на взрослых лошадях в штате Дакота. Я получил тысячи писем от мам со всего мира с просьбой объяснить им те чудеса, которые происходят с их детьми, когда их учат читать по моей книге.

Я думаю, что предлагаемая книга - одна из самых важных книг, когда-либо написанных. И я думаю, что её должны прочитать все, живущие на Земле родители.

Глен Доман, директор Института развития потенциальных возможностей человека, Филадельфия, США.

Предисловие

С древних времён считается, что выдающийся талант - это прежде всего наследственность, каприз природы. Кода нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трёх лет или что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу по-латыни в этом же возрасте, большинство реагирует просто: «Конечно, они же гении».

Однако подробный анализ ранних лет жизни и Моцарта и Милла говорит о том, что их строго воспитывали отцы, которые хотели сделать своих детей выдающимися. Я предполагаю, что ни Моцарт, ни Милл не были рождены гениями, их талант развился максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование.

И наоборот, если новорождённый воспитывается в среде, изначально чуждой его природе, у него нет шансов развиваться полностью в дальнейшем. Самый яркий пример - история «волчьих девочек», Амалы и Камалы, найденных в 1920-е годы в пещере к юго-западу от Калькутты (Индия) миссионером и его женой. Они приложили все усилия, чтобы вернуть детям, воспитанным волками, человеческий облик, но все усилия оказались напрасны. Принято считать само собой разумеющимся, что ребёнок, рождённый человеком, - человек, а детёныш волка - волк. Однако у этих девочек и в человеческих условиях продолжали проявляться волчьи повадки. Получается, что образование и окружающая среда, в которую попадает младенец сразу после рождения, скорее всего и определяет, кем он станет - человеком или волком!

Размышляя над этими примерами, я всё больше и больше думаю о том, какое огромное влияние на новорождённою оказывают образование и окружающая среда. Эта проблема приобрела величайшее значение не только для отдельных детей, но и для здоровья и счастья всего человечества. Поэтому в 1969 году я занялся созданием организации «Японская ассоциация раннего развития». Наши и зарубежные учёные собрались, чтобы в экспериментальных классах изучить, проанализировать и расширить применение метода доктора Шиничи Сузуки обучения малышей игре на скрипке, который привлекал тогда внимание всего мира.

По мере того как мы продвигались в своей работе, нам стало совершенно ясно, насколько порочен традиционный подход к детям. Мы привычно считаем, что знаем о детях всё, тогда как очень мало знаем об их реальных возможностях. Мы уделяем много внимания вопросу о том, чему учить детей старше трёх лет. Но согласно современным исследованиям к этому возрасту развитие клеток головною мозга уже завершено на 70–80 %. Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста?

Раннее развитие не предлагает насильственное вскармливание грудных детей фактами и цифрами. Главное - введение нового опыта «вовремя». Но только тот, кто ухаживает за ребёнком изо дня в день, обычно это мама, может распознать это «вовремя». Я написал эту книгу, чтобы помочь этим мамам.

Главная цель книги «После трех уже поздно» - пропаганда идей раннего развития. Масару Ибука, больше известный в мире как основатель корпорации Sony, написал ее почти полвека назад. Поэтому нет ничего удивительного в том, что большинство рецензентов оставляют отзывы на книгу в духе «ничего нового для себя не открыл». Однако тот факт, что эта работа по-прежнему переиздается на многих языках чуть ли не ежегодно, заставляет обратить на нее внимание.

Основные мысли книги просты, и, раскрывая их, автор логичен и последователен. К 3 годам развитие клеток головного мозга человека завершается на 70-80 процентов. Следовательно, крайне желательно начинать заниматься развитием ребенка буквально с рождения. При этом под ранним развитием автор понимает не насильственное вскармливание детей фактами и цифрами, а скорее наличие у них возможности познакомиться с как можно большим числом областей науки и искусства.

Автор утверждает, что способности и характер человека не предопределены от рождения, а большей частью формируются в определенный период его жизни. «Ни один ребенок не рождается гением, и ни один - дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста… Любой ребенок, если ему дать то, что нужно и когда нужно, должен вырасти смышленым и с твердым характером».

При этом автор достаточно безапелляционно заявляет, что несмотря на то, что мышление, творчество, чувства развиваются и после трех лет, они используют базу, сформированную к этому возрасту. И если в первые три года не была создана прочная основа, учить в дальнейшем, как именно ее использовать, бесполезно. «Это все равно, что пытаться достигнуть хороших результатов, на плохом компьютере», - пишет он.

Наследственности и генам Ибука отводит весьма небольшую роль в формировании личности и способностей ребенка: «По моему мнению, в развитии ребенка образование и среда играют большую роль, чем наследственность. Именно благодаря окружающей среде и жизненному опыту дети, такие одинаковые при рождении, вырастают с разными способностями и характерами».

Ибука - сторонник совместного сна и тесного физического контакта между родителями и малышом. По его мнению, чем чаще ребенка берут на руки, тем лучше для него. Также огромную роль он отводит атмосфере, которая царит в семье. «Совсем необязательно делать что-то особенное, чтобы способствовать раннему развитию вашего ребенка. Самое лучшее для начала - это создать гармоничные отношения между мужем и женой и приятную психологическую атмосферу дома». Ну и основной рецепт: «Самое лучшее воспитание для ребенка - это материнская любовь».

Раннее развитие для автора - это не пичканье малыша информацией и стремление научить его рано читать и писать. Скорее, это развитие у него умения рассуждать, оценивать. В качестве основного метода воспитания автор предлагает не целенаправленное обучение ребенка чему-либо, а попытку заинтересовать его предметом. Особое внимание Масару Ибука уделяет созданию необходимых условий: «Например, для того чтобы у ребенка появилось желание рисовать, вокруг него должно быть достаточно карандашей и бумаги. Бесполезно ждать, чтобы у малыша появилось желание к чему-либо, если условия для этого не созданы».

При этом в книге достаточно много спорных моментов. Так, утверждение, что «ребенок, воспитанный неразговорчивым угрюмым человеком, будет всегда не в духе, а воспитанный небрежным человеком будет небрежен», вызывает как минимум недоумение. А фраза «шлепать ребенка можно только пока он еще слишком мал и не может воспринять это как оскорбление» вызывает оторопь у современных мам, привыкших к западным либеральным ценностям, где физические наказания неприемлемы в принципе. Постулат о том, что при воспитании ребенка не рекомендуется пользоваться услугами нянь («не следует передоверять воспитание ребенка другому лицу, особенно пока он маленький»), также идет вразрез с современными условиями жизни, в которых профессиональная реализация в системе жизненных ценностей для многих женщин занимает не меньшее место, чем семья.

Книга написана простым языком, читается легко, и факты, которые автор приводит в доказательство своих идей, весьма наглядны. Из минусов можно отметить многочисленные повторения одних и тех же идей и достаточно большое количество «воды» в тексте, даже при том, что книга совсем не большая по объему. Можно отметить и то, что в процессе чтения не оставляет чувство, что автор притягивает за уши примеры и факты, да и постулирование глубоких выводов на основании одного-двух примеров не добавляет автору доверия. Равно как и многочисленные отсылки на неопределенный круг лиц: «многие взрослые», «некоторые психологи» и т.д. - для доказательства верности своих идей.

Тем не менее, уделить вечер прочтению книги не помешает. В конце концов, узнать мнение далеко не глупого человека, который рассуждает о таких важных вещах, как воспитание детей и атмосфера внутри семьи, довольно интересно.

Комментирует Галия Нигметжанова, детский, возрастной психолог, ведущий специалист Психологического центра поддержки семьи «Контакт»:

Сначала отметим, что «После трех уже поздно» была написана полвека назад, и ее идеи -это полемическое противопоставление традиционному воспитанию. Отголоски традиционного подхода, правда, мы видим и сегодня. Но десятилетия и даже столетия это было основным. Считалось, что маленький ребенок, новорожденный, младенец, малыш, который еще не разговаривает, нуждается, прежде всего, в хорошем уходе: сытная еда, достаточный сон, тепло, сухая чистая одежда. И этого довольно. Довольно для выживания. Детская смертность была высока, и выживание маленького ребенка было главной задачей окружающих взрослых.

Времена изменились. Японский автор Масару Ибука хорошо почувствовал это. Его взгляды произвели некогда революцию в умах родителей и по сей день интересны многим. Он заявил правильные вещи: с самого рождения ребенка мы имеем дело не с нежным ростком, требующим только ухода, а с индивидуальностью. Помогать индивидуальности реализовать все, что возможно, нужно начиная с рождения, не откладывая. И для этого есть сильная, заложенная природой, основа - мозг человека с большими возможностями обучения. К сожалению, многие возможности человеческого мозга мы пока еще не знаем, но и то, что знаем, зачастую не используем. Вот основное послание революционной книжки.

В развитых странах эта точка зрения сегодня всеми принята. Мало кто из родителей лишь выхаживает, ухаживает за ребенком. Еще до рождения малыша взрослые выстраивают концепцию его будущего развития. Они знают, кого бы им хотелось вырастить. Родители много читают, ходят на лекции и семинары. Полемика идет по другому вопросу: как именно понимать развитие ребенка. Если мы его понимаем просто как некоторую сумму приобретенных навыков - это одна позиция. Тогда чем больше навыков - от умения кататься на коньках и велосипеде до понимания и говорения на иностранных языках - освоено ребенком, тем больше мы, как родители, вложили в ребенка. Мы молодцы! И чем раньше, тем лучше.

Если развитие ребенка мы определяем как процесс понимания себя в этой жизни - кто я, зачем я, каков этот мир и я в этом мире, как я могу наиболее полно прожить свою жизнь - то эта другая позиция. В этом подходе развитие человека длится всю его жизнь, от первого до последнего дня. Оно не линейно, не поступательно, в этом процессе есть прорывы, и есть отступления, есть ровные периоды, и есть кризисы. Задачи родителей по отношению к ребенку здесь много сложнее. Не просто отвести ребенка в секцию, кружок, пригласить педагога, купить вовремя нужные кубики или карточки. Нет! Может, и это, но не только и не столько. Выстраивание глубоких, эмоционально теплых отношений с ребенком с первого его дня. Тогда и выбор секций, кружков и многого другого происходит в тонкой настройке на нужды, потребности ребенка, его уникальные интересы.

Каков он, мой ребенок? Азартный, застенчивый, очень общительный, тревожный, непоследовательный, упрямый. Согласитесь, мы видим это в ребенке очень рано. Что ему на самом деле нужно? Как я могу ему помочь? Быть ему опорой в достижении трудных целей (его, не моих целей!) и не вмешиваться в те процессы, с которыми он может справиться сам. Как различать эти ситуации, где мне надо вмешиваться, и где вмешательство затормозит развитие ребенка? Вот задача задач для родителей в плане развития их ребенка. Я бы отталкивалась от второй точки зрения.

Человеку для реализации себя можно опираться на три важнейших личностных качества. 1) На глубокое доверие к миру, ощущение того, что мир хорош, чтобы проживать в нем свою жизнь. 2) На доверие к себе, я в этом мире могу что-то сделать сам, я могу на себя полагаться. 3) На свое инициативное начало: я могу выдвинуть идею по преобразованию отношений или предметного мира и претворить это в жизнь. Эти личностные качества действительно закладываются в первые три года. Если все идет благополучно, то это создает очень крепкий фундамент человеку в жизни. Мы не можем предусмотреть все, что с нами случится, но качества эти помогут нам выстоять. Поэтому, может быть, и стоит почитать эту книжку, чтобы просто проникнуться важной идеей: человек родился, и он заслуживает того, чтобы сразу вкладываться в его развитие, с первого дня, никуда не откладывая.

Несколько слов все же о приобретении навыков. Чтение и счет - это тоже навыки, пусть сложные. Действительно, определенные навыки гораздо легче приобретаются в раннем возрасте. Мозг пластичен, высоки подражательные способности. Подражание, как свойство человека, примерно до 9 лет помогает обучаться новому. Пик приходится на возраст от 2 до 5 лет. Поэтому какие-то вещи после трех лет осваивать приходится действительно сложнее, дольше. То, что раньше усваивалось по схеме «вижу, подражаю, воспроизвожу», в более поздних возрастах требует речевой инструкции, опоры на логику, развернутой ориентировки и тренинга, тренинга, тренинга.

А что касается английского и бассейна, может быть, совсем не обязательно следовать заданному шаблону? Знаете ли вы, какой язык будет востребован, когда ваш ребенок вырастет? Вполне возможно, что не английский, а китайский. Или изучение иностранного языка через 20 лет вообще перестанет быть актуальной задачей. Например, корпорация Apple или кто-то еще выпустит универсальный портативный переводчик, который будет за нас говорить и переводить любую фразу. Мы не можем знать заранее, в каком мире будет жить наш ребенок завтра. Другое дело, если мы решаем иные задачи. Учить прилагать усилие, например. Или организовывать свое время. Или преодолевать барьеры. Или владеть своим телом, координацией, ловкостью. Вы ведь рано приобщаете к плаванию или роликам не ради своих амбиций, вот и придерживайтесь этих рамок, не требуйте от ребенка всего и сразу. Очень часто родители отдают своего ребенка в секцию с благородной целью развития полезных в жизни навыков, а потом начинают ждать от него результатов: участвуй в соревнованиях, занимай первые места и так далее. Но ведь ваша первоначальная задача не в этом состояла, правильно?

Повторимся. Стоит заняться формированием навыков уверенности, самостоятельности, инициативности, о которых мы говорили выше. Остальное приложится. Может, не до трех лет, но имеет высокие шансы случиться в жизни.

Давайте просто смотреть на то, кто у нас родился. Дети - как «инопланетяне», с ними надо сначала познакомиться. И деликатно создавать условия для развития личных индивидуальных способностей, убирая из поля детско-родительского взаимодействия наши амбициозные желания. Мы не можем программировать жизнь ребенка. Мы можем спокойно наблюдать за тем, какие интересы у него появляются, и одновременно показывать свой интерес к чему-либо. Жить свою насыщенную полную жизнь. Наше-то развитие тоже продолжается. И нам в любом нашем возрасте не поздно осваивать новое, а ребенок может к этому присоединяться.

Подводя итоги, скажу: да, после трех может быть поздно. Но поздно что? Сформировать важнейшие, по-настоящему жизненные навыки - доверия к миру и уверенности в себе, самостоятельности и инициативности. Если же эти качества в ребенке заложены в первые годы жизни, то, опираясь на них, все остальное задуманное он сможет реализовать сам.

Книга «После 3 уже поздно» посвящена набирающему популярность в странах постсоветского пространства раннему развитию. Сегодня проблема воспитания детей стоит как никогда остро, телевизор, интернет, занятость родителей, образовательные программы норовят сделать из малыша бездумного потребителя, и в основной массе случаев это у них получается.

  • 1. Об авторе
  • 2. Что такое раннее развитие
  • 3. Почему эту книгу должен прочесть каждый человек?
  • 4. Основные тезисы

Вы спросите, — «Что же делать, как воспитать хорошего человека, способного творить, менять мир к лучшему»? Ну что же, это похвально! Для начала, дочитайте до конца эту статью.



Интерес к раннему развитию детей у Масару возник не случайно, сын отставал от сверстников в умственном развитии, и отец решил, что только он сможет помочь сыну решить эту проблему.

Масару не имеет специального педагогического образования, но это скорее плюс, чем минус, ведь он не получал стандартной базы, а просто делал так как считал нужным, экспериментировал, ошибался, но в итоге добился поразительных результатов.

Масару Ибука основал 2 образовательные организации, которые специализируются на раннем развитии, это «Ассоциация раннего развития» и «Школа талантов».

Что такое раннее развитие?

Я хочу начать с цитаты из аннотации к книге, которая раскрывает саму суть процесса:

Раннее развитие не предлагает насильственное вскармливание грудных детей фак­та­ми и циф­ра­ми. Глав­ное – вве­дение но­вого опы­та «вов­ре­мя».

Ни один ребенок не рож­да­ет­ся гением, и ни один – дураком. Всё за­висит от сти­муля­ции и сте­пени раз­ви­тия го­лов­но­го моз­га в ре­ша­ющие го­ды жиз­ни ре­бён­ка. Это го­ды с рож­де­ния до трех­летне­го воз­раста. В дет­ском са­ду вос­пи­тывать уже поз­дно.

Задача родителей заложить в ребенка стремление к самообразованию, любовь к творчеству и познанию окружающего мира, не оставляйте ребенка исключительно на воспитание телевизора, мультфильмов и игр, ребенку нужно проявлять активность, исследовать окружающий его мир каждый день совершая свои открытия.



Да, такой подход требует значительно больше сил и времени, но разве стоит экономить на собственном ребенке?

Очень часто современные мамаши приучают детей к смартфонам, планшетам, компьютерам, да еще и гордятся этим, — «Смотрите какой у меня ребенок умный, сам может себе мультик включить», но здесь кроется серьезная угроза:

  • Не все мультфильмы одинаково полезны, более того многие вредны, а часть просто не подходит для возраста малыша. Более подробно о мультфильмах вы можете прочесть в брошюре от проекта «Научи хорошему» ;
  • Ребенок становится малоподвижным и капризным, яркие картинки, персонажи, заводная музыка нравятся ему больше, нежели окружающая его действительность и он все больше времени будет проводить за просмотром любимых мультфильмов.

Всегда помните, поговорку — что посеешь, то и пожнешь. Все ведь хотят видеть своих детей успешными и счастливыми, но мало кто закладывает для этого прочный фундамент.

Почему эту книгу должен прочесть каждый человек?

Книгу «После трех уже поздно» я советую прочесть каждому, ведь она позволяет взглянуть другими глазами не только на процесс воспитания детей, но и на взаимоотношения взрослых людей.

Эта книга и есть тот самый взгляд со стороны, краткие, но емкие советы, как сделать жизнь более гармоничной, чтобы люди ценили друг друга, поддерживали и создавали условия для роста.

Сегодняшние книги по воспитанию переполнены советами, многие из которых противоречат друг другу. Писателей и книг стало слишком много, поэтому трудно отыскать действительно полезную книгу по нужной теме, и я всегда радуюсь, когда нахожу действительно стоящую литературу.

«После трех уже поздно» — книга, которая способна изменить мир к лучшему, открыть глаза на воспитание детей и взаимоотношения между родителями. Я искренне рекомендую ее вам.

Основные тезисы

Я собрал наиболее впечатлившие меня тезисы из книги, некоторые я прокомментирую, некоторые оставлю так как есть, вы можете выразить согласие или несогласие с тем или иным тезисом в комментариях.

Ме­ня час­то спра­шива­ют, по­мога­ет ли ран­нее раз­ви­тие вос­пи­тывать ге­ни­ев. Я от­ве­чаю: «Нет». Единс­твен­ная цель ран­не­го раз­ви­тия – дать ре­бён­ку та­кое об­ра­зова­ние, что­бы он имел глу­бокий ум и здо­ровое те­ло, сде­лать его смыш­лё­ным и доб­рым.

Именно база играет огромную роль в дальнейшей жизни человека, согласитесь, что если у дерева большие корни, но растет оно на твердой и каменистой местности, то даже легкий ветерок может завалить его. Вы выбираете место, где будет расти дерево, вы следите, чтобы его корни прочно вросли в плодородную землю и обязательно проследите, чтобы где-то неподалеку была вода, чтобы ваше дерево не засохло.

Все лю­ди, ес­ли они не име­ют фи­зичес­ких не­дос­татков, рож­да­ют­ся приб­ли­зитель­но оди­нако­выми. От­ветс­твен­ность за раз­де­ление де­тей на ум­ных и глу­пых, за­битых и аг­рессив­ных ло­жит­ся на вос­пи­тание. Лю­бой ре­бёнок, ес­ли ему дать то, что нуж­но и ког­да нуж­но, дол­жен вы­рас­ти смыш­лё­ным и с твёр­дым ха­рак­те­ром.

Очень важный момент, вовсе не гены, не окружение, а именно воспитание являются ключевым элементом формирования личности. Гены, безусловно, играют роль, но эта роль не определяющая.

Окружение мы способны выбирать, покажите ребенку своим примером, каким должно быть окружение счастливого человека, и он уже не захочет водиться с «плохой» компанией.

Ре­бён­ку да­ют слу­шать хо­рошую му­зыку и учат иг­рать на скрип­ке не для то­го, что­бы вы­рас­тить из не­го вы­да­юще­гося му­зыкан­та. Его учат инос­тран­но­му язы­ку не для то­го, что­бы вос­пи­тать ге­ни­аль­но­го лин­гвис­та, и да­же не для то­го, что­бы под­го­товить его в «хо­роший» дет­ский сад и на­чаль­ную шко­лу. Глав­ное – раз­вить в ре­бён­ке его без­гра­нич­ные по­тен­ци­аль­ные воз­можнос­ти, что­бы боль­ше ста­ло ра­дос­ти в его жиз­ни и в ми­ре.

Задумайтесь над этими словами.

Ес­ли мозг лю­бого де­тёны­ша жи­вот­но­го прак­ти­чес­ки сфор­ми­ровал­ся к мо­мен­ту рож­де­ния, то мозг но­ворож­дённо­го ре­бён­ка – как чис­тый лист бу­маги. От то­го, что бу­дет за­писа­но на этом лис­те, за­висит нас­коль­ко ода­рён­ным ста­нет ре­бёнок.

Поэтому роль родителей определяющая.

Вы­вод, сде­лан­ный на ос­но­вании чувств, не за­висит от зна­ний, нап­ро­тив, зна­ние мо­жет стать пре­пятс­тви­ем для чувств. На­вер­ное, мно­гие, гля­дя на зна­мени­тую кар­ти­ну, го­вори­ли про се­бя: «Она прек­расна!», хо­тя на са­мом де­ле она вас сов­сем не тро­нула, её цен­ность для вас – толь­ко в име­ни ху­дож­ни­ка и в её це­не. А ре­бёнок, нап­ро­тив, всег­да чес­тен. Ка­кой-ни­будь пред­мет или за­нятие пол­ностью пог­ло­ща­ют его вни­мание, ес­ли это ему ин­те­рес­но.

Кстати, подобный момент высмеян в фильме «О чем говорят мужчины» замечательного «Квартета И», когда ребята в Киеве покупали картину на подарок. Помните?

На од­ном из пред­при­ятий фир­мы «Со­ни» был ор­га­низо­ван дет­ский сад. Там про­вели ис­сле­дова­ние, что­бы вы­яс­нить, ка­кую му­зыку лю­бят де­ти. Ре­зуль­та­ты по­лучи­лись не­ожи­дан­ные. Са­мой зах­ва­тыва­ющей му­зыкой для ма­лышей ока­залась 5-я сим­фо­ния Бет­хо­вена! По­пуляр­ные пес­ни, ко­торые пе­реда­ют с ут­ра до ве­чера по те­леви­зору, за­няли 2-е мес­то, и на са­мом пос­леднем мес­те ока­зались дет­ские пе­сен­ки. Ме­ня очень за­ин­те­ресо­вали эти ре­зуль­та­ты.

Такие дела!



Гла­за или нос пе­реда­ют­ся ва­шему ре­бён­ку по нас­ледс­тву, а вы­раже­ние его ли­ца – это то зер­ка­ло, в ко­тором от­ра­жа­ют­ся от­но­шения в семье.

Ничего удивительного, но многие пары все еще продолжают выяснять отношения при ребенке, это в корне неверно. Если назревает конфликт, то либо выйдите в другую комнату и решите его, либо отложите решение на потом, когда ребенок не сможет его увидеть или услышать.

В воз­расте до од­но­го го­да ма­лыша не ос­кор­бля­ют фи­зичес­кие на­каза­ния. И, на­обо­рот, 2-З-лет­ний ре­бёнок ос­тро ре­аги­ру­ет, ес­ли его от­шлё­пать. По­это­му, ес­ли сна­чала ба­ловать ре­бён­ка, а по­том вдруг стать стро­гим, это толь­ко по­дог­ре­ет в нём чувс­тво про­тес­та. И ре­зуль­тат бу­дет об­ратный, по срав­не­нию с тем, ко­торо­го ожи­да­ют ро­дите­ли.

Также распространенная ошибка, которую допускают практически все родители.

Я ни­ког­да не по­купаю им го­товых иг­ру­шек. Я даю им на­боры де­талей, из ко­торых они мо­гут соб­рать иг­рушку са­ми. Да­же ес­ли у них не по­луча­ет­ся и они на­чина­ют пла­кать, они зна­ют, что им всё рав­но ник­то не по­может. Ес­ли они хо­тят иметь иг­рушку, они дол­жны соб­рать её са­ми. По­это­му де­ти ста­ра­ют­ся изо всех сил.



Этот момент стал для меня настоящим открытием, я и раньше понимал, что игрушек у ребенка не должно быть много, иначе он всегда будет хотеть еще и еще, но этот подход просто идеален.

Общество осуждает аборт, но не осуждает родителей, которые не занимаются воспитанием своего ребёнка, дав ему только жизнь. С моей точки зрения, это худшее зло, чем аборт, и ему нет оправдания.

Это мнение не популярно, хотя абсолютно верно.

Еще в книге есть глава под названием «Чтобы воспитать ребёнка, сначала воспитайте себя», это лучший совет, который можно дать людям, которые решили стать родителями.

Приобрести книгу

Оставляйте цитаты из книги, которые понравились вам, высказывайте свое мнение о прочитанном, мне и, я уверен, всем нашим читательницам будет интересно его услышать.

В настоящее время в обществе сложилось ошибочное мнение о раннем развитии, основанное на устаревших работах. В их числе популярная книга Ибука Масару «После трех уже поздно». Несмотря, на все большее количество публикаций о вреде раннего развития, родители торопятся вложить в ребенка как можно больше знаний до закрытия окна развития в трехлетнем возрасте.

После трех уже поздно — ошибочные выводы 60-х годов!

В 60-х годах ряд научных деятелей сделали ошибочные выводы о том, что у человеческого мозга после 4-6 лет закрываются определенные возможности в развитии. Согласно этой теории для максимального развития потенциала ребенка рекомендовалось с рождения до трех лет обеспечивать непрерывный поток разнообразной информации в больших объемах . В том числе рекомендовалась подача несвоевременной информации, которую ребенок не в силах осмыслить. По учениям 60-х эта информация тоже усваивалась и впоследствии могла быть использована. Именно об этой теории писал Ибука Масару в своей книге «После трех уже поздно».

Я предлагаю вам изучить мнение современной возрастной физиологии. Для знакомства с этим мнением я приведу выдержки из выступлений Марьяны Михайловны Безруких — профессора, академика, психолога, доктора биологических наук, главы Института возрастной физиологии Российской Академии Образования . Обратите внимание, она не рядовой специалист, который имеет свою личную точку зрения по вопросу развития. Её мнение совпадает с официальной точкой зрения науки Физиология.

Краткое разъяснение для мам о мифе «После 3-х уже поздно»:

«Окно развития после трех лет не закрывается. Для правильного развития необходима обогащенная среда. Ребенку необходимо активное общение со взрослым в системе адекватных требований. Требования должны быть соразмерны возрасту:
Например, от года до двух актуальные задачи это — развитие речи и движений. (Обратите внимание, что конструирование в 2 года еще рано. А это еще один популярный пунктик в раннем развитии). В три-четыре года это — движение, речь, коммуникация, эмоции (социализация).»

Научное обоснование (выдержка из доклада «Современный дошкольник Мифы и реалии развития»):

Текст с выдержками из доклада в опровержение теории «После 3 уже поздно»:

«Последние десятилетия мы очень активно ведем исследования функционального и когнитивного развития ребенка. Нам было очень важно понять какой ребенок приходит в первый класс. Нам важно было понять с чего начинаются факторы риска обучения и дезадаптации. Одни и те же трудности чтения и письма могут иметь различные причины. На данный момент завершается большое исследование детей 6-7 лет. Включено более 60 000 детей. Аналогов такого масштабного исследования нам не известно.»

Основные проблемы детей, собирающихся в первый класс:

  1. Сверхраннее образование. Мы еще не поняли насколько порочной может быть практика, когда трехлетнего ребенка заставляют читать и писать.
  2. Неадекватные требования взрослых. От ребенка требуют то, чего он не может — умения читать и писать. Данный фактор является тормозящими функциональное развитие мозга
  3. Ограниченные контакты со сверстниками. Ребенок общающийся только с мамой и бабушкой не может полноценно развиваться. Исчезла культура двора со спонтанным общением. Происходит замена общения со взрослыми техническими гаджетами. Только 10% родителей читают детям книги, остальные предпочитают включить аудиокнигу или мультфильм.
  4. Исчезновение игры, как ведущего типа деятельности.

«Есть мнение, что современные дошкольники больше знают, умнее своих сверстников 20-30-летней давности. Исследование, проводимое последние 20 лет, показывает, что это не так. То, что определяет произвольную регуляцию деятельность, то что является основой деятельности не сформировано у 60 % детей! Общий запас сведений и знаний, это то чему уделяется очень большое внимание, это то что мы сегодня «дрессируем» очень рано. В этом отношении проблем меньше, но при несформированной произвольности никакой запас сведений и знаний длительного эффекта не дает. Это те дети, которые приходят в школу читающими, считающими, пересказывающими энциклопедии наизусть, но, к сожалению, уже к концу первого полугодия у них большой комплекс проблем. Причем проблемы нарастают, как снежный ком. У 40-60% детей страдает организация внимания. Функция селективного внимания формируется до 8-9 лет, это то без чего эффективное чтение и письмо невозможно. Память, речь, это то что нас огорчает очень сильно. Несформированность речи до 60% детей.

Ограничение контактов, исчезновение игры, как ведущего типа деятельности, технические средства. Моторное развитие, зрительное восприятие, зрительная память — это те функции, которые должны обеспечить эффективное формирование базовых учебных навыков — письма и чтения. У нас значительная часть детей не может освоить эти навыки без трудностей. По сравнению с 2005 годом ситуации не улучшилась. На тот момент не было провалов памяти.

Существует миф о том, что окно развития мозга закрывается в 4-6 лет. Концепция «закрытого окна» 60-ых годов. С тех пор возрастная физиология сделала огромный шаг в понимании механизмов функционирования и механизмах, обеспечивающих когнитивные процессы.»

Данный миф позволяет развенчать наглядные данные возрастных изменений нейронной организации коры головного мозга:

Сенсомоторная кора созревает очень рано. Срез сенсомоторной коры головного мозга в 3 года разительно отличается от 8 лет. В 3 года это практически единичные нейроны. Практически нет горизонтальных связей. А что такое организация деятельности без горизонтальных связей?
Но заканчивается ли развитие в 8 лет? Не заканчивается! Если мы посмотрим на изображения фронтальной ассоциативной коры (область, развивающаяся позже всего) в 6 и в 19 лет, то увидим, что в 6 лет слабое развитие. И даже в 19 лет не заканчиваются возможности создания связей.

«…Новые связи образуются в любом возрасте до глубокой старости. Нет ситуаций, когда не образуются новых связей! Но ситуация должна быть новой и нестандартной и поэтому в любом возрасте. Даже после инсульта больных поднимают уже на второй день больных, поднимают для формирования новых нейронных путей, и они формируются. 10 лет назад произвел фурор доклад на конгрессе нейрофизиологов о восстановлении деятельности за счет формирования принципиально новых нейронных путей. Тогда это было открыти ем. На данный момент мы это уже знаем и поэтому говорить о том, что окно развития ребенка закрывается в 4-6 лет закрывается и требовать от ребенка того, что он еще не может не имеет оснований. «

После трех уже поздно? | Раннее чтение

Еще один миф который развенчивает М.М. Безруких — раннее чтение:

«Я хотела бы вам доказать, что формирование навыков письма и чтения в 3-4 года, когда мы сегодня начинаем от ребенка это требовать, и создаёт систему неадекватных требований…»

Вырезка о вреде несвоевременного чтения из доклада «Современный дошкольник Мифы и реалии развития Безруких М.М.»:

Текст видеоролика о вреде раннего чтения, для тех, кто не любит видеоформат:

…Только в 6-7 лет возможна эффективная зрительная дифференцировка (умение различать зрительные образы букв). Строго говоря, мы должны были бы начинать обучение чтению не раньше этого возраста и в соответствии со всеми документами ребенка до школы не должны учить читать и писать. То, что происходит сегодня происходит при нашем попустительстве. Педагоги недостаточно учитывают данные психологии, нейрофизиологии, которые должны учитывать при составлении методик.»

С помощью специального оборудования произведена запись движения глаз детей при чтении. Точки на графике — это фиксация на слове. Диаметр точки — время фиксации.

Это чтение хорошо читающего ребенка. И мы видим, что фиксируется внимание на слове. К 4-ому классу чтение становится экономным и эффективными. Но это далеко не у всех так.
Посмотрите на следующий пример. Мы попытались разобраться, что это за ребенок. Потому что у нас есть индивидуальные данные на всех изучаемых детей. Это ребенок которого учили читать с трех лет. Точно также читает ребенок в первом классе.

«Раннее и сверхраннее чтение формирует неадекватный механизм, при котором либо целостное восприятие нескольких букв в взгляд убегает, а затем возвращается. Даже появился термин — угадывающее чтение. Во втором варианте была затруднена зрительная дифференцировка. Вы видите фиксация на каждой букве, даже не на слоге. Вы видите какое количество возвратных движений, регрессов. Что очень затрудняет замедляет и делает процесс чтения бессмысленным. Понять смысл при таком чтении не возможно! Поэтому мы стараемся убедить воспитателей и педагогов. Мы считаем, что разработка сегодняшних методик подготовки ребенка к школе должна проходить существенную психологическую экспертизу.»


По мнению Безруких только 20% детей в 4 года имеют зрительную дифференцировку для чтения. Обратите внимание, что специалисты всегда ведут речь о полном возрасте. Т.е. в данном случае имеются ввиду дети, котором уже исполнилось 4 года.

После трех уже поздно |методика Гленна Домана (комментарий М.М. Безруких об эффективности)

Ответ на вопрос о методике Гленна Домана:

Текст видеоролика для тех, кто не любит видеоформат:

«Я хочу сказать работы Домана — работы по интенсивной дрессировке ребенка. К сожалению, у Домана не прослежено дальнейшее развитие. Мы знаем ситуацию, что если показывать ребенку три картинки (Моне, Шишкин, Пикассо, Моне, Шишкин, Пикассо, Моне, Шишкин, Пикассо …), то произойдёт запоминание. Простите, но нас даже обезьянка начнет нажимать на кнопку чтобы получить банан.

На самом деле, Доман не настаивал на дрессировке карточками. Все, кто интересуется, почитайте его работы и узнаете, что он считал важным акцентом развития ребенка — движение и речь. Ребенку без разницы, что вы показываете лес или елочки. Он прочтет «лес». Это не чтение. Это квазичтение (ложное, мнимое чтение). Те психо-физиологические механизмы, которые либо обеспечат нам реализацию процесса чтения, либо это будет запоминание на какой-то период.

Если говорить о пользе приобщения к живописи, то чем больше мы смотрим, чем больше к ней обращаемся, тем лучше мы её знаем. При этом мы механически запоминаем. Наличие ассоциаций дает эмоции, от этого мы запоминаем лучше.

Но во всех популярных книгах Домана описывается ситуация с мамами, которые не имеют права на собственную жизнь, ни одного часа в течении суток. Они с утра до ночи заняты этим процессом. Это было в США в 60-ые годы прошлого века, когда брошюра «Сделайте своего ребенка гениальным» продавалась за 1 доллар. Это прошло в Америке, но пришло к нам. И сегодня у нас продают такие же карточки с рефреном «раньше читать, чем ходить «.

О нецелесообразности методики Гленна Домана Вы можете изучить мнение которой полностью совпадает с мнением Безруких М.М. В ней также приведены комментарии о неэффективности методики от других специалистов по развитию.

В завершение


Фото из книги Ибука Масару «После трех уже поздно» издательства «Альпина нон-фикшн»

Учитывая негативные комментарии к предыдущим статьям , прошу воспринимать информацию буквально, не домысливать несуществующего и не бросаться из крайностей в крайность. Развивать детей обязательно надо, но важно грамотно походить к выбору методик развития и их элементов.

Безруких М.М. во многих своих докладах рекомендует книгу о развитии Водовозовой Е.Н. (1844-1923) «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до восьмилетнего возраста». Что примечательно, впервые эта книга издавалась еще в 1871 году! В ней описывается развитие принципов воспитания в России начиная с XVI в., рассматривается реализация в России западных идеалов воспитания, основные принципы нравственного воспитания и воспитания ума. Для нашего времени книга необычна и привлекательна своим стилем изложения. Предлагаю .

Видеоматериалы рассмотренные в этой статье сняты еще в 2012 году, но стремление мам научить читать с пеленок все еще продолжается. Это происходит с подачи рекламы производителей развивающих товаров. В свою очередь, ваши репосты в соцсетях помогут узнать другим мамам о вреде преждевременного развития и его неэффективности:

Если вам понравился материал, Вы можете подписаться на или присоединиться к группе .


. Известно, что самое гармоничное развитие происходит при игре. Кинетический песок замечательный вариант развития мелкой моторики через игру. Читайте чем отличается кинетический песок разных производителей и какой лучше выбрать

Полные версии видеодокладов: «Современный дошкольник Мифы и реалии развития Безруких М М» , Психофизиологические особенности обучения письму и чтению «
Сайт Института возрастной физиологии Российской Академии Образования — ivfrao.ru

"После трех уже поздно" — ошибочные выводы 60-х годов! : 14 комментариев

  1. Олета

    Мириам Безруких почему-то скрывает, что в ее же Институте Физиологии, в здании напротив окна ее кабинета слепых и глухих детей учат читать по азбуке Брайля и они читают в 2-2,5 года.
    Ни одному слову её, мне кажется, верить нельзя.

  2. Александра







  3. Александра

    Катя, третий день зависла на вашем сайте: (изначально искала, чем заняться с малышом 1 г 9 месяцев, но в процессе чтения цель забылась). Как здорово, что есть такие мамы-зануды:)
    Хочу добавить чуть своего опыта.
    Мне кажется, есть дети, у которых рано созревают центры, отвечающие за чтение. Моя старшая дочь читает в 7 со скоростью филолога:) («Хоббит» за три часа). Книги — это любовь её с полугода и (кажется) на всю жизнь. С 2 до 3 мы играли с карточками наподобие ваших (с одной стороны картинка, с другой слово). Я успела сделать слова трёх типов: КИТ (СГС), КАША (СГСГ), ГРОМ (ССГС), поскольку дальше она читала слова целиком. Первые книжки, которые мы читали — лабиринтовские сказки с наклейками и крупным шрифтом (как жаль, что их не переиздали!!) в 3,5. В 4 она читала бегло про себя. Моя роль — ограничивать чтение, чтобы не было чрезмерной нагрузки на глаза.
    В общем, по моим наблюдениям, все, что задействует центры чтения (ноты, например) — ей даётся очень легко (при том, что, скажем, в математике она звезд с неба не хватает — все по возрасту).
    А с младшей совсем иначе. Ей только что исполнилось 5, и она только-только доросла до совместного чтения книг (слова 7-8 букв бегло, длинные по слогам). С ней мы несколько раз начинали обучение чтению, но откладывали, потому что она явно была неготова.
    Посмотрим, как пойдёт с третьим. Пока его страсть к книгам упирается в мою нехватку времени:)
    Это к тому, что не всегда раннее обучение чтению — амбиция родителей в ущерб гармоничному развитию ребёнка. Иногда ребёнок «заточен» на математику / чтение / музыку и учится в этом направлении с жадностью. Главное, отличить жадность ребёнка от собственных амбиций:)

  4. Диага
  5. Диага
  6. Аноним
  7. Аноним

    Очень интересно, большое спасибо за статью.

  8. Марина



  9. Марина

    Интересно, М.М. Безруких сама читала Домана? Что она имеет в виду под лесом и елочками? В методике Домана НЕТ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ карточек, где одновременно есть изображение и надпись. Странно, что человек берется рассуждать, не изучив методику. Так что остается только одно возражение — довольно громоздко, если давать полную программу и самой готовить материалы, у мамы времени действительно тогда не будет свободного 🙁
    И существенный вопрос — КАК учили читать того несчастного ребенка, который плохо читает в 4 классе? Уж точно не по Доману и не по Зайцеву. Так что проблема не в том, что в 3 года начали, а в том, что без ума это делали. Либо у ребенка дислексия. Начали бы в 6-7, был бы тот же результат.
    И странно, что в комментариях нападают в основном на родителей, которые «мучают» детей. Вы попробуйте в школу привести ребенка, который букв не знает, и сказать — мы его не мучали, вам там точно не будут рады. Так что не только родители требуют от детей раннего развития, но и школы.

  10. Диля
  11. Диля

    Спасибо за статью. Все правильно написано. Ребенку необходимо общее развитие, а не умение писать и читать в 3 года. Хватить мучать детей, вспомните как сами росли. Играли, пели, танцевали, рисовали, лепили, слушали либо как родители сказки читают, либо пластинки.

  12. Стас
  13. Стас

    «Перевод» с русского на русский. Ну-ну.

  14. Стас


    Ролик «О неэффективности методики Гленна Домана» 0:50-1:13:

    Ещё мне бросилась в глаза фраза «Её мнение совпадает с официальной точкой зрения науки Физиология» — это ПЕРЛ. «Официальная точка зрения» в науке не существует и не может существовать, это ненаучно. В науке есть доказанные утверждения (теории) и не более того. Безруких говорит о проводящих исследованиях, тут ещё нет речи о доказательствах.

  15. Стас

    Ой-ой-ой! «Текст видеоролика для тех, кто не любит видеоформат» — это мягко говоря некорректное цитирование, вы сместили акценты так, чтобы подтвердить собственный тезис «авторитетным мнением». Такая техника цитирования называется «фигурный квотинг».

    Ролик «О неэффективности методики Гленна Домана» 0:50-1:13:
    «Почитайте его работы. Не популярные книжки переведённые! Есть его работы, исследовательские работы. На самом деле Гленн Доман не настаивал как раз на этой дрессировке. Он считал чрезвычайно важным акцентом в развитии ребёнка первого и второго года жизни является движение и речь.»

    Ещё мне бросилась в глаза фраза «Её мнение совпадает с официальной точкой зрения науки Физиология» — это ПЕРЛ. «Официальная точка зрения» в науке не существует и не может существовать, это ненаучно. В науке есть доказанные утверждения (теории) и не более того. Безруких говорит о проводящих исследованиях, тут ещё нет речи о доказательствах.

  16. carolesja
  17. carolesja

    Честно, и не знала, что после 3-х уже поздно, а жаль, что это не так, еще пол годика помучилась бы — поразвивала и свободна до школы!)

  18. Елена
  19. Елена

    Согласна с содержанием статьи. Особенно в части о подготовке детей к школе. Возможно детки много знают, но совершенно не готовы принимать школьные правила, уживаться с одноклассниками, уважать окружающих. Развивая интеллектуальные способности детей не стоит забывать о социальных навыках.

  20. Светлана
  21. Светлана

    Ваша статья просто бальзам на душу! Полностью согласна с автором. Считаю, что родители должны не развивать всеми силами своих детей, а просто быть рядом с ними, жить их интересами. Просто читать сказки, играть в игры. Да просто погулять, не превращая каждую прогулку в урок-экзамен. А то встречаются такие дети, которые ловко переносят пинцетом горох с одной тарелки на другую, и при этом их в пять лет кормят с ложечки.

РУБРИКИ

  • Детская психология
  • Детский сад
  • Детский транспорт
  • Здоровье
      Витамины
  • Игрушки (обзоры)
      Неудачные покупки
  • Интерьер детской
  • Книги
      Книги для детей 3+ Книги для малышей
  • Конкурсы
  • Мультфильмы
  • Новогодняя атмосфера
      Книги Поделки Рецепты
  • О вреде
  • О Яне
  • Обо мне
  • Одежда и обувь
  • Осеннее настоение
  • Питание
  • Прикорм
  • Развитие практика
      Игры с карточками для малышей Книжки по развитию Лепка