Современное детство: какое оно. Основные проблемы детства в рф II

ЧЕЛОВЕК,

ОБЩЕСТВО,

КУЛЬТУРА

А. А. Бесчасная

ДЕТСТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

В статье рассматривается феномен детства с точки зрения социологии. Детство выступает в качестве динамично развивающегося явления жизни общества, а семья как необходимое условие эюизни ребенка. Сравнительный анализ современных и традиционных представлений о детстве и семье раскрывает причины трансформаций и характеристики современного образа детства и семьи.

Стремительное развитие современного мира изменяет во времени и пространстве те атрибуты человеческой жизни, которые в предыдущие эпохи казались постоянными и придавали в общественном сознании стабильность и вечность существованию человеческого рода. XIX и XX века привнесли трансформации не только в материально-технические сферы, но и в социально-культурные компоненты общества. Взаимопроникновение культур, трансформации в религиозном сознании, изменение системы ценностей, социальных ролей, самосознания индивида, функций семьи - это лишь немногии перечень явлений, отличающихся динамизмом. В этот список можно добавить и детство. Детство представляется как период жизни человека, характер которого определяется устройством общества и особенностями его развития.

Мы привыкли думать, что детство - самый беззаботный и счастливый период жизни человека. В детстве человека окружают нежностью, лаской, ребенку рассказывают сказки о «добре и зле», учат «уму-разуму», помогают «встать на ноги», а затем еще долгое время патронируют «великовозрастное дитя», комментируя при этом свою опеку: «Для меня ты все равно ребенок». И часто положение ребенка у «ребенка» самого заканчивается в глубоко зрелом возрасте. Современное отношение к детям и потомству со стороны взрослых декларируется как отношение, пронизанное любовью и бескорыстием. И если встречаются прецеденты противоположного отношения к детям, то это вызывает недоумение, неодобрение и осуждение со стороны общества. В современном обществе господствуют идеи детоцентризма и индивидуализма, ценности и неповторимое! и каждой детской души.

Но всегда ли было так? Всегда ли дети были центром мироздания и «мир вращался» вокруг детей? И всегда ли ребенок и детство имели тот смысл, который мы вкладываем в них сегодня? С полной уверенностью нельзя ответить ни

«да», ни «нет». „о „

На основе изучения этнографических материалов российскии ученый

Д. Б. Эльконин показал, что на самых ранних ступенях развития человеческого общества, когда основным способом добывания пищи было собирательство с применением примитивных орудий для сбивания плодов и выкалывания съедобных корней, ребенок очень рано приобщался к труду взрослых, практически усваивая способы добывания пищи и употребления примитивных орудий. При таких условиях не было ни необходимости, ни времени для стадии подготовки детей к будущей трудовой деятельности. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включить в систему общественного производства, поскольку ребенок еще не может овладеть орудиями труда в силу их сложности. В результате этого естественное включение детей в производительный труд отодвигается. Удлинение возраста детства во времени происходит не путем надстраивания нового периода развития над уже имеющимися (как считал, например, Ф. Ариес), а путем своеобразного вклинивания нового периода развития, приводящего к «сдвигу во времени вверх» периода овладения орудиями производства.

По мнению Д. Б. Эльконина, заявлявшего о существовании парадоксов в развитии детей, необходим исторический подход к пониманию этих парадоксов и детства в целом. Парадоксы заключаются в следующем. Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По физическому строению, по организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек - это наиболее совершенное существо в природе. Однако по состоянию в момент рождения в эволюционном ряду заметно падение совершенства - у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Таков один из парадоксов природы и человеческого развития, который предопределяет историю детства.

Как свидетельствуют многочисленные исследования антропологов и археологов, этнографов и культурологов2 у первобытного человека и у современных людей отсутствуют отличия биологического характера. Анатомоморфологическое сходство, естественно, присутствует и между младенцами. азличия в жизни древних и современных людей наблюдаются на социальном уровне. В ходе истории непрерывно росло богатство материальной и духовной культуры человечества. За тысячелетия человеческий опыт увеличился во много раз. оэтому эти количественные изменения никак не могли не сказаться на содержании понятия и феномена детства в различные эпохи у разных наро-3X0 П6РИ0Д ЖИЗШ человека’ продолжающийся от рождения до на-122 м^7°ТОг П0Л0В0Г° С°3реВаНЙЯ’ Фазирования мировоззрения и по-подвепженнпй гя-м СТ6 вьшолнения общественно необходимой деятельности,

И социальной- При продолжительность детства

к31“щ;сГэтГости яегс™в эпоху средаве-етоль же подвержены юменеяшо""Ги шсящ^ет „адР0ДУКТ ИСТ0РШ’ И 0НИ

Возникновение современного образа детства, отличного от «традиционных» представлений произошло по следующим причинам, которые одновременно и характеризуют новый образ детства в информационном обществе.

Завоевание женщиной, а следом за ней и детьми равных прав с мужчинами. При этом одновременно общественное сознание не наделяет женщин и детей равными обязанностями по сравнению с мужчинами. В результате в семьях возникает диссонанс, когда женщина либо по исторической инерции исполняет полный цикл семейно-бытовых обязанностей и по социальной необходимости общественную нагрузку, либо женщина переключается полностью на реализацию собственного общественно значимого социального статуса, а мужчина ввиду сложившихся исторических условий добровольно передает женщине инициативу, права и обязанности нести ответственность за семью, саму женщину и детей. Итогом подобных исторических коллизий явились проблемы, которые сформировали рискогенное для существования человеческого общества положение детей. Это, например, культы самодостаточности существования отдельной личности, бездетности, безбрачия, однодетных семей, распространение неполных семей, социальных детей-сирот, возникновение и нарастающее омоложение детской преступности, проституции, бродяжничества и других девиаций.

Распространение идей равноправия людей независимо от пола и возраста, демократии и плюрализма мнений. В отношении детей это проявилось в возникновении целого ряда правовых документов о защите прав ребенка, согласно которым дети провозглашаются «полноправными участниками общественной жизни». В результате утверждения и использования на практике подобного рода документов родители и другие взрослые, которые в силу социальных и профессиональных обязанностей выражают неравнодушие к действиям и мыслям детей, в современной юриспруденции трактуются как потенциальные носители разного рода злоупотреблений в отношении к детям. К сожалению, это вовсе не способствует укреплению семьи и защите детства от социальных катаклизмов. Вмешательство государства в приватные отношения и мир семьи оказывают обратный эффект в отношении к самому государству со стороны молодого поколения. Дети и молодое поколение восстают не только против родителей, но и против государства. Это проявляется в детском бандитизме, формировании политических организаций антиобщественной направленности (тоталитарные секты, группировки скинхедов, политические движения националистического и экстремистского толка, привлечение и психолого-идеологическая обработка в террористических группировках), перекладывании забот о престарелых родителях на плечи государства.

Особенности семейных позиций и взаимоотношений отцов и детей, старших и младших членов современной семьи, ее система ценностей находят определенное отражение и символизацию в обновленных «обычаях» и «обрядах», в новых формах социализации. Вследствие социокультурных сдвигов происходит падение значения семьи как транслятора традиций в обществе и расширение круга и усиление роли институтов вторичной социализации, большинству из которых свойственен спонтанный характер. К ним принадлежат группы сверстников, а также средства массовой информации и коммуникации. Эти влияния создают благодатную почву отступления детей от традиционных ценностей, что впоследствии приведет к конфликту молодежи с обществом, сохраняющим культ этих ценностей. Молодое поколение является носителем инноваций, разрушающих старые традиции, и этот процесс не проходит бесконфликтно.

Ускорение темпов технологических революций, в результате которых дети в качестве собеседников, друзей и социализаторов в обществе получили такие технические средства, как интерактивные игрушки, телевизор, радио, компьютерные игры, интернет-общение и т. д. Например, трехлетний: ребенок является «продвинутым пользователем компьютера» по сравнению с большинством 65летних людей. В результате дети не приобретают и не отшлифовывают навыки общения и взаимодействия с окружающими.

Повышение требований к уровню образования каждого последующего поколения, что, по бытующему мнению, является залогом будущего успеха человека. Программы образовательных учреждений ежегодно уплотняются, усложняются за счет «забегания вперед», попытки форсировать возрастные психологические возможности детей и обогащаются дополнительными образовательными услугами. Вследствие этого дети не имеют временных возможностей для укрепления физического здоровья, формирования психологического равновесия, установления прочных дружеских отношений со сверстниками. Во взрослое общество входит физически и психически ослабленное депривированное поколение.

Популяризация идеологии личного успеха, индивидуализации и уникальности «Я», достижения целей, невзирая на методы и средства достижения, низвержение ценностей коллективизма, взаимопомощи, общности и единства с семьей, нацией и обществом. Эта идеология формирует в молодом поколении мотивы соревнования, независимости, индивидуализации образа жизни и образа мысли. Поэтому современные дети отличаются нестандартными (нетрадиционными) взглядами, решениями, свободой действий и мыслей. Они руководствуются собственными представлениями о мире, каким он должен быть.

Распространение демократии в обществе перетекло в демократичные и открытые отношения в семье. Произошло эмоциональное раскрепощение отношений между супругами, родителями и детьми. Если раньше основой семьи было рождение детей и вокруг этого предназначения строились последующие сексуальные и эмоциональные отношения членов семьи, то в настоящее время эмоциональные связи внутри семьи являются основой для всех остальных аспектов жизнедеятельности и отношений внутри семьи. Фундаментом благополучных отношений и между супругами, и между родителями и детьми, и между самими детьми выступает благополучный эмоциональный контакт между равноправными партнерами. При таких отношениях родители и дети уважают друг друга и желают друг другу самого лучшего. Беседа, диалог или договор - это основа, на которой эти отношения реализуются. Современная модель договорных отношений с детьми предполагает внутренний контроль со стороны ребенка в противовес внешнему со стороны других людей или социальных посредников.

В результате распространения идей гуманизма, демократии, равноправия, индивидуализма и попытки заглянуть в душу ребенка, современное общество крайне негативно относится к физическому воздействию на ребенка, т. е. к физиИ воздайсгвшм" “Д*®0 Воспроизведение общественных от-сГп^^Г1™ стандаРтн№! Н°Р«. контроля и регуляции «отюганяющих-ШэТом™™лНИЯ нев03м°“° без санкций и воздействий на о&ь-ческое насилие нятт п ^онтроль за повеДением детей и легальное прежде физи-глаз - во внутоентптл еНК0М ПеРеШЛ0 в плоскость невидимую и скрытую для насилие пеоешло в пп-л психологическУю- Следовательно, внешнее (физическое)

поХ даже“^е пГСТЬ ШЧНОстаого (психологического), которое бывает подчас даже тяжелее. Последнее сопровождается глубокими психотравмами и

стойкими негативными переживаниями у детей, что нередко сопровождается выходом из неразрешимой ситуации через суицидальное поведение. Таким образом, общество и взрослые инфантицид, бытовавший в прошлом как способ разрешения собственного бессилия в отношении обстоятельств жизни, переложили на плечи и ответственность детей в виде детского суицида.

Особо хотелось бы отметить экологическое окружение современных детей. Промышленный рост, технические и технологические открытия и прогресс часто создают неблагоприятную обстановку для полноценного физического и психического развития детей. Современное и каждое последующее поколение рождается и в последующем под воздействием экологической обстановки и образовательных нагрузок становится все более ослабленным, чем предыдущее. Дети лишены полноценного общения и развития на лоне чистой, неиспорченной человеческим вторжением природы. Усугубление неблагоприятной экологической обстановки является одной из причин ухудшения здоровья детей. Следует отметить, что о замедлении развития детей, даже о децелерации ученые разных стран начали говорить в конце 80-х годов прошлого века. В качестве причин ослабления физического и психического здоровья детей ученые определили совокупный социальноэкономический статус родителей (чем он выше и престижнее, тем лучше показатели здоровья детей) и неблагоприятную экологическую обстановку4.

Последней общей причиной и характеристикой современного положения детства и нашего отношения к детям является глобализация современного мира. В процессе взаимопроникновения культур, взаимодействия людей, народов, обществ и государств формируется единое культурное пространство и человеческое сообщество, которое функционирует согласно одинаковым принципам и которому характерны одинаковые способы жизнедеятельности. Западная цивилизация распространяется по всему миру, переплетается в симбиозе с восточными и азиатскими культурами, что в целом формирует единый общий образ детства для большинства государств и обществ с небольшими региональными особенностями. К примеру, мальчики в Таиланде, подобно своим английским сверстникам, вовлечены в движение бойскаутов5, или, например, традиции японской педагогики свободного воспитания до 5 лет получили распространение в большинстве педагогических систем западного мира, а современная система высшего образования в рамках Болонских договоренностей позволяет детям обучаться в различных зарубежных странах по единой сквозной программе образования.

Таким образом, если пытаться охарактеризовать общее положение детей в современном мире, то оно обусловлено процессами глобализации и изменения роли традиций в жизни людей. Современная жизнь приобретает новую динамику, ускоряется ее ритм, по мере этого меняется и роль традиций. С одной стороны, условия современной жизни требуют от современных детей большей открытости, произвольности, свободы действия, с другой стороны, в силу усложнения социально-экономических условий жизни и удлинения периода социализации, дети длительное время вынуждены находиться в зависимом положении и подчиняться традиционному образу жизни. Таким образом, ребенок испытывает на себе большую нагрузку и череду внутриличностных кризисов6, так как взрослые одновременно предъявляют ребенку требования действовать согласно своим традиционным представлениям как залог стабильности отношений, и проявлять (желательно как можно раньше) себя как личность, способную показывать свои успехи, быть не похожей на окружающих, нестандартно мыслить. Ребенок как бы сочетает в себе прошлое и будущее, что естественно вызывает внутриличностый конфликт и

недоверие ко взрослым. Разные дети из этой ситуации выходят по-разному. Кто-то выбирает путь подчинения общественным, еще раз подчеркну, противоречивым требованиям, кто-то отказывается вообще подчиняться чему-либо и уходит в девиантное поведение, где-то родители затевают равноправные договорные отношения со своими отпрысками. Но, так или иначе, ребенок, благодаря пошатнувшемуся традиционному укладу жизни, трансформирующейся традиционной семье и отношению к детям, довольно часто оказывается в ситуации выбора между зависимостью и самостоятельностью, в ситуации выбора ответственности за свой жизненный путь. Современный окружающий мир для ребенка открыт и закрыт одновременно. Открыт, так как можно формировать жизнь согласно своему свободному выбору, а закрыт, так как в свободном от традиций мире отсутствуют незыблемые ориентиры организации совместной жизни с другими людьми. Поэтому дети в современном мире, в каком бы обществе или государстве они ни проживали, испытывают на себе весь груз успехов и ошибок, накопленных обществом. В социальном восприятии детства интегрированно отражаются экономические показатели, технические достижения, социальные характеристики, культурные ценности и идеологические представления, господствующие в обществе.

Примечания

1 См.: Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология / Л. Ф. Обухова. -М.: Роспедагентство, 1996. - С. 5.

2 См.: Арутюнов С. А., Арьес Ф., Бреева Е. Б., Бронфенбреннер У., Кон И. С., Мид М., Плескачевская А. А., Сергеенко, М. Е., Тейлор Э., Щеглова С. Н.

Термины «традиции» и «традиционная» заключены нами в кавычки, т. к. представляют собой характеристики явлений, имеющие относительно длительные сроки существования во времени, следовательно, константные, но все-таки подверженные динамизму в историческом аспекте.

См.. Максимова, Т. М. Современное состояние, тенденции и перспективные оценки здоровья населения - Т. М. Максимова. -М.: ПЕРСЭ, 2002.- С. 61-75; Орешкина, С. Г. Особенности социального положения детей в условиях реформирования российского общества (на материалах Иркутской области) : автореф. дис.... канд. социол. наук / С. Г. Орешкина. - Улан-Удэ, 2004. - С. 5.

См.. Этнография детства: традиционные формы воспитания детей и подростков ^ народов Южной и Юго-Восточной Азии. - М.: Наука, 1988. - С. 79. десь, думается, детским психологам предстоит еще не раз обратиться к вопро-

н^мГ™ Критериев КРИЗИС0В в ста™ши личности ребенка в современ-целью уточнения периодизации жизни человека (и детского возраста).

О НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ

В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, руководствуясь Конвенцией о правах ребенка, постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.

2. Руководителю Администрации Президента Российской Федерации в 2-месячный срок представить на утверждение проект положения о Координационном совете при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы и предложения по его составу.

3. Правительству Российской Федерации:

а) в 3-месячный срок утвердить план первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы;

б) предусматривать при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период бюджетные ассигнования на реализацию Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ

ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012 - 2017 ГОДЫ

I. ВВЕДЕНИЕ

Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.

В Российской Федерации Национальный план действий в интересах детей был принят в 1995 году и рассчитан на период до 2000 года. В рамках очередного этапа социально-экономического развития страны актуальным является разработка и принятие нового документа - Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (далее - Национальная стратегия).

Главная цель Национальной стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.

В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", федеральных целевых программ. Принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей. Созданы новые государственные и общественные институты: учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, в ряде субъектов Российской Федерации создан институт уполномоченного по правам ребенка, учрежден Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Увеличился объем финансирования социальных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми. Впервые в России проведена широкомасштабная общенациональная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми, введен в практику единый номер телефона доверия.

В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Продолжается сокращение численности детского населения, у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения.

По информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации, не снижается количество выявленных нарушений прав детей. В 2011 году более 93 тыс. детей стали жертвами преступлений. Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании: почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения.

Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), усугубили проблемы, связанные с торговлей детьми, детской порнографией и проституцией. По сведениям МВД России, число сайтов, содержащих материалы с детской порнографией, увеличилось почти на треть, а количество самих интернет-материалов - в 25 раз. Значительное число сайтов, посвященных суицидам, доступно подросткам в любое время.

Согласно данным Росстата, в 2010 году доля малообеспеченных среди детей в возрасте до 16 лет превышала среднероссийский уровень бедности. В самом уязвимом положении находятся дети в возрасте от полутора до трех лет, дети из многодетных и неполных семей и дети безработных родителей.

Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.

Основные проблемы в сфере детства

Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка.

Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях.

Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей.

Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства.

Неравенство между субъектами Российской Федерации в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей.

1. Детство как комплексная проблема

Мир детства сложен и содержит в себе другие миры. Это мир общения ребенка с людьми, мир социальных взаимоотношений. Как воспринимает ребенок других и самого себя? Как познает добро и зло? Как возникает и развивается его личность? Когда и как становится независимым?

Это мир предметов, мир познания. Как постигает ребенок идею физической причинности? Почему изгоняет из реального мира волшебников и фей? Как различает мир объективный, внешний и свой субъективный, внутренний мир? Как решает для себя вечные человеческие проблемы: проблемы истины и существования? Как соотносит свои ощущения с вызвавшими их предметами? По каким признакам отличает реальность от фантазии?

Это мир истории и культуры. Как и любой человек, ребенок невидимыми нитями истории связан с нашими далекими предками. С их традициями, культурой, мышлением. Живя в настоящем, он держит в руках эти невидимые нити. Понять детство вне его истории невозможно. Как и когда возникло современное детство? Чем оно отличается от детства наших далеких предков? Как изменяют история и культура представления людей о ребенке, способы его воспитания и обучения?

Детство - всем хорошо известное, но (как это ни странно звучит) малопонятное явление. Термин "детство" используется широко многопланово и многозначно.

Детство в индивидуальном варианте - это, как правило, устойчивая последовательность актов взросления растущего человека, его состояние "до взрослости". В обобщенном - это совокупность детей разных возрастов, составляющих "довзрослый" контингент общества.

Специального определения детства нет в философских, педагогических, социологических словарях. В психологическом словаре есть определение детства как термина, обозначающего 1) начальные периоды онтогенеза (от рождения до подросткового возраста); 2) социокультурный феномен, имеющий свою историю развития, конкретно-исторический характер. На характер и содержание Детства оказывают влияние конкретные социально-экономические и этнокультурные особенности общества.

Д. И. Фельдштейн в книге "Социальное развитие в пространстве - времени Детства" отмечает, что обобщенное наименование - Детство - чаще всего употребляется в социально-практическом, социально-организационном плане. При этом автор подчеркивает, что отсутствует научное определение Детства (и функциональное, и содержательное) как особого состояния, выступающего составной частью общей системы общества, не раскрыта субстанциальная сущность Детства. "Не определена общая система координат для выявления главных смыслов осуществляющихся здесь процессов - физического и психического созревания, вхождения в социум, освоения социальных норм, ролей, позиций, приобретения ребенком (в рамках Детства) ценностных ориентаций и социальных установок, при активном развитии самосознания, творческой самореализации, постоянном личностном выборе в ходе утверждения и раскрытия собственного индивидуального жизненного пути".

В развитии общества и человека все более остро вырисовывается задача углубления познания Детства, причем не только и не столько его отдельных особенностей, индивидуальных и общих аспектов поведения. По словам Д. И. Фельдштейна, "главным становится раскрытие закономерностей, характера, содержания и структуры самого процесса развития ребенка в Детстве и Детства в обществе, выявление скрытых возможностей этого развития в саморазвитии растущих индивидов, возможностей такого саморазвития на каждом этапе Детства и установление особенностей его движения к Взрослому Миру".

Являясь сложным, самостоятельным организмом, Детство представляет неотъемлемую часть общества, выступая как особый обобщенный субъект многоплановых, разнохарактерных отношений, в которых оно объективно ставит задачи и цели взаимодействия со взрослыми, определяя направления их деятельности с ним, развивает свой общественно значимый мир.

Речь идет об отношении мира Взрослых к Детству как к субъекту взаимодействия, как к особому собственному состоянию, которое общество проходит в своем постоянном воспроизводстве. Это не "социальный питомник", а "развернутое во времени, ранжированное по плотности, структурам, формам деятельности и прочим социальным состояниям, в которых взаимодействуют дети и взрослые".

Д. И. Фельдштейн ставит вопрос, насколько актуально научное определение Детства как особого объективно существующего социального явления, имеющего свои конкретные характеристики и занимающего совершенно определенное место в обществе. Можно ли рассматривать Детство не только как совокупность множества детей и не просто как объект воздействий Взрослого Мира, а как особое целостно представленное социальное явление, находящееся в сложных функциональных связях с этим миром. Д. И. Фельдштейн отмечает, что важно "вычленить реальный смысл Детства как особого состояния развития в обществе и как обобщенного субъекта, целостно противостоящего Взрослому Миру и взаимодействующего с ним на уровне субъект-субъектных отношений".

Исключительно важным представляется дифференцированный подход к средовым характеристикам Детства - культурного контекста его развития. В этом плане особую значимость приобретает исследование реальной социальной среды, в которой практически находится и формируется Детство в целом. Отсюда перспективным становится выделение особого целостного состояния Детства как саморазвивающегося субъекта, постоянно выступающего в качестве такового в отношениях со Взрослым Миром.

М. В. Осорина в книге "Секретный мир детей в пространстве мира взрослых" отмечает, что любая человеческая культура обязательно несет в себе модель мира, созданную данной этнокультурной общностью людей. Эта модель мира воплощена в мифах, отражена в системе религиозных верований, воспроизводится в обрядах и ритуалах, закреплена в языке, материализована в планировке человеческих поселений и организации внутреннего пространства жилищ. Каждое новое поколение получает в наследство определенную модель мироздания, которая служит опорой для построения индивидуальной картины мира каждого отдельного человека и одновременно объединяет этих людей как культурную общность.

Такую модель мира ребенок, с одной стороны, получает от взрослых, активно усваивает из культурно-предметной и природной среды, с другой стороны, активно строит сам, в определенный момент объединяясь в этой работе с другими детьми.

М. В. Осорина выделяет 3 главных фактора, определяющих формирование модели мира ребенка: 1) влияние "взрослой" культуры; 2) личные усилия самого ребенка, проявляющиеся в разных видах его интеллектуально-творческой деятельности; 3) воздействие детской субкультуры, традиции которой передаются из поколения в поколение детей.

Свидетельством того, что в последнее время возрастает интерес к изучению детской субкультуры, является то, что емкое понятие "детская субкультура" имеет место в психологическом словаре.

Детская субкультура трактуется в широком смысле - все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком - смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, "осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. Содержанием детской субкультуры являются не только актуальные для официальной культуры особенности поведения, сознания, деятельности, но и социокультурные варианты - элементы различных исторических эпох, архетипы коллективного бессознательного и прочие, зафиксированные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре. Детская субкультура, обладая неисчерпаемым потенциалом вариантов становления личности, в современных условиях приобретает значение поискового механизма новых направлений развития общества.

Детство отличается рядом специфических особенностей не только как определенное состояние, но и как особый процесс. Д. И. Фельдштейн отмечает, что все более остро вырисовывается задача познания детства с точки зрения раскрытия закономерностей, характера, содержания и структуры самого процесса, "развития ребенка в Детстве и Детства в обществе, выявление скрытых возможностей этого развития в саморазвитии растущих индивидов, возможностей такого саморазвития на каждом этапе Детства и установление особенностей его движения к Взрослому Миру". Проблема развития, как известно, одна из наиболее сложных и постоянно актуальных во всех сферах научных знаний - в философии, социологии, психологии и др. Основанием развития Детства выступает деятельность, проблема которой, в свою очередь, является одной из наиболее актуальных, сложных, обсуждаемых в системе научных знаний, прежде всего философских, культурологических, психологических, педагогических и т. д.

Философской проблемой, несомненно, является мир детского сознания, духовная жизнь ребенка. В книге "Ребенок открывает мир" Е. В. Субботский пишет: "Мир детского сознания недалек. Он рядом, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребенка. Говорит нам его голосом. Выражает себя в его поступках. Как заглянуть в этот мир? Способ только один: жить, говорить, действовать с его посланцами-детьми. Хотя бы "извне", косвенно по признакам, намекам "расшифровывать" его. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания. Не заглянув в этот мир, нельзя не только воспитывать других - невозможно понять самого себя".

Профессор В. В. Зеньковский много внимания уделяет душе ребенка, его личности, считает ошибочным мнение, что душа ребенка схожа с душой взрослого. По его мнению, личность ребенка есть живое и органическое единство, основа которой лежит во внеэмпирической сфере; с первых дней жизни личность уже окрашена чем-то индивидуальным, что сначала выступает слабо и неясно, но с годами достигает своего полного и адекватного выражения.

В.В. Зеньковский выделяет в детской личности две стороны: одну - ясную, поверхностную, изменчивую, а другую - темную, глубокую, маломеняющуюся. Эмпирическая личность долго развивается в независимости от этой темной стороны души, но придет час, когда этот дуализм, это раздвоение становится невыносимым, и тогда начинается период борьбы с самим собой.

Невинность детской души выражает то, что дети в своей эмпирической личности не являются настоящими субъектами своей жизни, их сознание не смущено самопроверкой; лишь в чувствах стыда и совести закладываются первые эмпирические основы самооценки, первые зачатки отнесения именно к эмпирической личности своих "поступков". Детская иррациональность есть обратная сторона того, что в детской душе доминирует эмоциональная сфера; интеллект и воля занимают второе, часто служебное, место, настоящий же центр личности лежит глубже их. Господство реального "Я", слабая власть эмпирического "Я" ведет к тому, что в детях нет ничего искусственного, намеренного, нет никакой подправки; дитя непосредственно следует всем своим влечениям и чувствам, и как раз благодаря этому детство полно настоящей духовной свободы. Эта внутренняя органичность, по словам психолога и философа, придают детям то очарование, которое с детством навсегда отлетает от нас.

К. Юнг в книге "Конфликты детской души" отмечает, что душа ребенка до стадии сознательного "Я" вовсе не представляет собой нечто пустое или бессодержательное. Не только тело, но и его душа происходит из ряда предков. Душа ребенка использует не только фоновые условия психологического мира родителей, но и, в еще большей мере, бездны добра и зла, таящихся в человеческой душе.

К. Юнг дает свое понимание личности ребенка: то, что понимается под личностью вообще, а именно: определенная способность к сопротивлению и наделенная силой душевная целостность это и есть идеал взрослых. Личность - это не зародыш в ребенке, который развивается лишь постепенно, благодаря жизни или в ее ходе. Без определенности, целостности и созревания личность не проявится. Эти три свойства не могут и не должны быть присущи ребенку, потому что с ними он был бы лишен детства.

Г.С. Абрамова вводит понятие "философия жизни" в контексте детства. Она пишет, что с момента рождения ребенок сталкивается с конкретными формами "философии жизни", задающими границы между жизнью и смертью, между живым и неживым. Она отмечает, что встреча ребенка с феноменом смерти связана с появлением в картине мира важнейшего ее качества - времени. Время становится осязаемым, физически присутствующим в виде преобразований свойств живого в неживое. Мертвый человек, мертвый жук, мертвая собака, мертвый цветок останавливают для ребенка время, делают его измеряемым самой глобальной единицей - жизни - смерти, обозначающей начало и конец. Понятие "философия жизни" конкретизируется в переживаниях. Ценности жизни ребенка, ценности жизни другого человека, ценности жизни вообще, а также в другом ряде переживаний - ответственность за жизнь, за живое, переживания по поводу источников собственной жизни.

Э. Агацци в статье "Человек как предмет познания" пишет о том, что много проблем и аспектов человеческого бытия не может быть рассмотрено сквозь призму науки, но тем не менее требуют исследования.

И. С. Кон к проблемам, не подвластным эмпирическому анализу, относит тайну человеческого "Я". "Каждый человек - уникальный и неповторимый мир в себе, который не может быть выражен ни в какой системе понятий. Но этот уникальный внутренний мир воплощает в себе общечеловеческие ценности и обретает реальность только в творческой деятельности индивида, обращенной к другим. Открытие "Я" - не одномоментное и пожизненное приобретение, а серия последовательных открытий, каждое из которых предполагает предыдущее и вместе с тем вносит в них коррективы". Эти слова, несомненно, относятся к Детству.

Во вступительной статье к книге "Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре" В. В. Абраменкова пишет: "Понимание детства как особой психосоциокультурной категории, не вмещающейся в узкие рамки лабораторной экспериментатики, приводит к увеличению потока исследований: по экологической психологии развития ребенка, по этнографии детства, по социологии детства, экологии детства и, в соответствии с духом времени, - виртуальной психологии детства".

И. С. Кон в книге "Ребенок и общество", представляющей собой теоретико-методологический анализ современного состояния этнографии и истории детства, пишет: "Раздельное изучение детства в рамках психологии развития, социологии воспитания, истории семьи, культурной и психологической антропологии (этнографии), истории литературы для детей и о детях, педагогики, педиатрии и других дисциплин дает очень ценную научную информацию. Но чтобы правильно понять и осмыслить эти факты, необходим широкий междисциплинарный синтез".

Способами решения проблемы являются обеспечение государственной политики в области охраны материнства и повышение ответственности всех структур власти за ее реализацию:

  • - внедрение в медицинскую практику современных технологий профилактики, диагностики и лечения женщин и детей;
  • - социальная поддержка материнства и детства, создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей;
  • - повышение квалификации специалистов, работающих в службе детства и родовспоможения;
  • - укрепление материально-технической базы детских и родовспомогательных учреждений;
  • - медико-санитарное просвещение по вопросам охраны здоровья женщин и детей, "ответственного родительства", здорового образа жизни;
  • - взаимодействие с общественными организациями, фондами по поддержке охраны здоровья матери и ребенка.

В настоящее время подавляющее большинство детей-инвалидов воспитывается в семье, одна треть находится в специализированных детских учреждениях. Работа этих учреждений нуждается в реформировании с целью усиления ее реабилитационной направленности.

Главная задача государства по решению проблем семей, которые воспитывают детей-инвалидов, - поддержать эти семьи, помочь родителям осуществлять процесс реабилитации ребенка.

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Одна из основных проблем семей, где есть ребенок с ограниченными возможностями, ребенок-инвалид, заключается в том, что дети находятся в почти изолированном состоянии, их семья замыкается в своем пространстве, сосредотачиваясь на своей беде. Ребенок лишается активного социального развития, а это, в свою очередь, ведет к нарушению его адаптации в обществе.

Для решения этой проблемы создаются государственные учреждения - территориальные центры социальной помощи семье и детям, в состав которых входят отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями.

Льготы и преимущества, установленные законодательством Российской Федерации, для детей-инвалидов: ежемесячная денежная выплата за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации; набор социальных услуг, включающий в себя следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, в т.ч. предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача; предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, а также проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте; скидка не ниже 50% оплаты жилья и коммунальных услуг; обеспечение жилыми помещениями и земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства (с учетом льгот) - в первоочередном порядке.

Другие льготы для семей, имеющих детей-инвалидов, устанавливает субъект Федерации.

В целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации принят и действует Федеральный закон "Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", который определяет основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Осуществление мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должно основываться на принципах уважения прав и законных интересов несовершеннолетних; законности; гуманного обращения с несовершеннолетними; индивидуального подхода к воспитанию несовершеннолетних; ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних; взаимодействия с семьей в вопросах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; гласности в деятельности учреждений и органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; индивидуального подхода и соблюдения конфиденциальности на различных этапах социальной реабилитации; государственной поддержки деятельности негосударственных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Социальная поддержка семей, испытывающих трудности в реализации своих основных функций, является важнейшей задачей профилактики семейного неблагополучия. Практически это направление первичной профилактики связано с оказанием медико-консультативной и в некоторых случаях психокоррекционной помощи родителям. Благодаря этому направлению профилактической помощи в семье обеспечивается реальная социальная и правовая защита детей, прежде всего, в семьях, где родители наркотизируются, дети лишены родительского надзора, усваивают асоциальные установки и антисоциальный образ жизни. Проводится патронаж социально-неблагополучных семей с целью определения необходимой помощи оказания социальных и психологических консультаций специалистами.

Современная статистика свидетельствует о росте числа безнадзорных и беспризорных детей - детей, которые брошены своими родителями. Однако брошенными могут быть не только дети, живущие на улице, в приюте или детском доме. Это не всегда дети алкоголиков, наркоманов, людей, находящихся за решеткой. Зачастую брошенными оказываются дети из весьма, казалось бы, благополучных семей, дети преуспевающих, социально успешных родителей. Конечно, в таких семьях речь не идет об отсутствии физической заботы и неудовлетворении витальных и материально-бытовых потребностей ребенка, как в случае детей-беспризорников. Эти дети брошены в психологическом смысле. Но так же, как и дети из социально неблагополучных семей, они не чувствуют родительской любви, им не уделяется внимание как личностям, их потребности в ласке и эмоциональном контакте игнорируются.

У родителей не хватает денежных средств и ответственности, а брошенные дети лишены будущего. Ребенок, оставшийся без родителей, проходит через целый ряд казенных учреждений: больницу, дом малютки, детский дом, школу-интернат и т.п. Лишенный родного дома, родительской ласки, он регулярно переживает еще и дополнительные психологические травмы, когда его заставляют менять обстановку, коллектив. В нем укрепляется чувство непрочности и необязательности окружающего мира, его законов. Выпускники детских домов, как правило, оказываются неготовыми к взрослой жизни из-за того, что привыкли, что за них все делают и решают воспитатели, и теряются, когда нужно проявить самостоятельность. Естественно, что чем раньше ребенок, оставшийся без попечения родителей, окажется "обустроен" в этой трагичной, совершенно незнакомой ему жизненной ситуации, тем успешнее во всех отношениях сложится его дальнейшая судьба. Например, в США действует закон, согласно которому ребенку, оказавшемуся без родительской опеки, не более чем по прошествии одних суток должна быть предоставлена такая форма устройства, которая в максимально возможной степени "компенсировала" бы потерю родных родителей.

Решение социальных проблем детства требует не только адекватных действий государства и специалистов, но и решительного изменения отношения общества в целом к детям-сиротам, особенно к социальным сиротам. В общественном сознании сложились ошибочные стереотипы, мешающие возвращению сложных детей к нормальной жизни. Многие считают, что большинство сирот - это дети опустившихся родителей, психически и интеллектуально неполноценные, "социально опасные" и неисправимые.

Огромную помощь в изменении существующих в обществе взглядов на эту проблему могут оказать средства массовой информации.

С целью совершенствования государственной поддержки семьи, материнства и детства курсовая работа предлагает следующую программу:

  • 1. Регулярно осуществлять систематическую внешнюю оценку действенности государственной поддержки семьи, материнства и детства, используя методы: опросы населения, финансовый и административный мониторинг государственных и муниципальных социальных программ.
  • 2. Выработать систему адресного подхода по оказанию семьям, действительно нуждающимся в помощи, через создание базы данных о положении конкретных семей, определение их статуса на основе комплекса критериев, а не только по показателям уровня дохода семьи.
  • 3. Разработать и принять Закон о многодетной семье, включающий семьи с тремя несовершеннолетними детьми в категорию многодетных, по примеру соседних республик.
  • 4. С целью оказания помощи семьям с детьми и улучшения демографической ситуации в регионе целесообразно расширить сеть негосударственных дошкольных учреждений с использованием традиционных и новых форм дошкольного образования.
  • 5. Бесплатное предоставление земельных участков под индивидуальную застройку, кредитование на строительные материалы, строительство социального жилья.
  • 6. Предложить учреждениям социального обслуживания семей с детьми расширить ассортимент услуг, оказываемых семьям с разным уровнем достатка, с целью направления доходов на развитие детей из малоимущих семей.
  • 7. Существенную помощь в учете государственных форм поддержки семьей с несовершеннолетними детьми окажет внедрение информационных технологий в систему адресной социальной защиты населения с объединением в единое информационное пространство базы данных различных министерств и ведомств республики и внедрение современных технологий обслуживания по принципу "единое окно".

Итак, в заключение второй главы хотелось бы отметить следующие моменты:

  • - в последние годы значительно повысился интерес государственных структур к демографическим и социальным проблемам, что, в свою очередь, отразилось на направлении государственной политики в сторону поддержки материнства и детства;
  • - органами власти приняты государственные программы, ориентированные на стабилизацию и улучшение демографического положения и поддержку детей;
  • - в настоящее время в России разработан и реализован механизм финансирования целевых программ по поддержке материнства и детства.

Общая характеристика периода детства

Детство – это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. О парадоксах детского развития писали В. Штерн, Ж. Пиаже, И.А. Соколянский и многие другие.

Детство – период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества.

Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.

Л.С. Выготский отмечал, что нельзя говорить о детстве «вообще». История детства как культурно-исторического феномена соотносится с историей общества . Детство – это сложное социокультурное явление, которое имеет историческое происхождение и природу. В классических исследованиях французского историка Ф. Арьеса показано, как складывалось понятие детства на протяжении исторического развития человечества и чем оно отличалось в разные эпохи. Он пришел к выводу, что развитие общественной жизни, появление новых социальных институтов приводит к изменению периодизации человеческой жизни. Так, внутри семьи зарождается период раннего детства, связанный с «балованием» и «нежением» малыша. В дальнейшем обязанность регулярной подготовки к взрослой жизни принимает на себя другой социальный институт – школа. Таким образом, Ф. Арьес показал историческую тенденцию удлинения детства за счет надстраивания нового периода над уже имеющимся . Этот же ученый исследовал решение проблемы детства в изобразительном искусстве и выявил, что вплоть до 13 в. Искусство не обращалось к детям, художники даже не пытались их изображать. По-видимому, никто не считал, что ребенок заключает в себе личность. Если же в произведениях искусства и появлялись дети, то они изображались, как уменьшенные взрослые . Ученый пишет, что первоначально понятие «детства» связывалось с идеей зависимости: «Детство кончалось тогда, когда становилась меньшей зависимость». Детство считалось периодом быстропроходящим и малоценным. Безразличие по отношению к детству, возможно, было связано с демографической ситуацией того времени, отличавшейся высокой рождаемостью и большой детской смертностью. Тем не менее, С.Холл (2012 г.), раскрывая общекультурное значение сущности человеческого детства, специально подчеркивает, что «дети не маленькие взрослые со всеми развивающимися способностями, но лишь в уменьшенном масштабе, а единственные в своем роде и весьма отличные от нас создания».

Преодоление равнодушия к детям происходит не ранее 17 в., когда впервые на полотнах художников начинают появляться реальные дети (их портретные изображения). Таким образом, по мнению Ф. Арьеса началось в 13 в., но очевидность этого открытия наиболее полно проявляется в конце 16 и в течение всего 17 столетия.

В 17 в. Возникает новая концепция детства (первичная концепция – семейная концепция). Сейчас появляется психологический интерес к их обучению и воспитанию,что отчетливо отразилось в трудах Я.А. Коменского. В 18 в. В Западной Европе появляется концепция рационального воспитания, основанного на строгой дисциплине. При этом внимание родителей начинают привлекать все стороны детской жизни. Но функцию организованной подготовки к взрослой жизни принимает на себя не семья, а специальное общественное учреждение – школа, призванное воспитывать квалифицированных работников и примерных граждан. Именно школа вывела детство за пределы 2-4-х лет материнского, родительского воспитания в семье, и понятие детства и отрочества уже начинают связывать со школой как той социальной структурой, которая была создана обществом, чтобы дать ему необходимую подготовку для социальной жизни и профессиональной деятельности.

По мнению Л.С. Выготского, ход психического развития ребенка не подчиняется вечным законам природы, законам созревания организма. Ход детского развития в классовом обществе, считал он, «имеет совершенно определенный классовый смысл». Он подчеркивал, что нет вечно детского, а существует лишь исторически детское .

В литературе XIX в. многочисленны свидетельства отсутствия детства у пролетарских детей. Например, в исследовании положения рабочего класса в Англии, Ф. Энгельс ссылался на отчет комиссии, созданной английским парламентом в 1833 г. для обследования условий труда на фабриках: дети иногда начинали работать с пятилетнего возраста, нередко с шестилетнего, еще чаще с семилетнего, но почти все дети неимущих родителей работали с восьмилетнего возраста; рабочее время у них продолжалось 14–16 часов. Принято считать, что статус детства пролетарского ребенка формируется лишь в XIX–XX веках, когда с помощью законодательства об охране детства начал запрещаться детский труд.

Слово «ребенок» долго не имело того точного значения, которое придается ему сейчас. Так, характерно, например, что в средневековой Германии слово «ребенок» было синонимом для понятия «дурак».

Детство считалось периодом быстро проходящим и малоценным. Безразличие по отношению к детству, по мнению Ф. Ариеса, было прямым следствием демографической ситуации того времени, отличавшейся высокой рождаемостью и большой детской смертностью.

В 19 в. В гуманитарных науках начинает проявляться тенденция считать детство не только этапом подготовки к взрослой жизни человека, но периодом в жизни ребенка, имеющим самоценность для него, периодом его самореализации в обществе и культуре .

Большой вклад в исследование детства внес советский ученый – Д.Б. Эльконин. Д. Б. Эльконин говорил, что парадоксы в детской психологии – это загадки развития, которые ученым еще предстоит разгадать.

Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек – наиболее совершенное существо в природе. По мнению Д.Б. Эльконина, детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включить в систему общественного воспроизводства, поскольку ребенок еще не может овладеть орудиями труда в силу их сложности. В результате этого естественное включение детей в производительный труд отодвигается.

Однако по состоянию в момент рождения в эволюционном ряду заметно падение совершенства – у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении.

Исходя из схемы, намеченной Д.Б. Элькониным, В.Т. Кудрявцев показывает историческое развитие представлений о детстве и выделяет три исторических типа детства :

1. Квазидетство – на ранних этапах человеческой истории, когда детское сообщество не выделено, а непосредственно включено в совместную со взрослыми трудовую деятельность и ритуальную практику (ПЕРВОБЫТНОЕ ДЕТСТВО).

2. Неразвитое детство – мир детства выделен, и перед детьми возникает новая социальная задача – интеграция во взрослое общество. Функцию преодоления межпоколенного разрыва берет на себя ролевая игра, выступая как способ моделирования смысловых оснований деятельности взрослых. Социализация происходит по мере освоения ребенком уже существующих моделей деятельности взрослых на уровне репродукции. Пример – детство в Средние века и в Новое время.

3. Подлинное или развитое детство – (по терминологии В.В. Давыдова) складывается, когда ребенок пытается осмыслить мотивы деятельности взрослых, относясь критически к окружающему миру (современное детство ). Образ взрослости, который предлагается подростку, не устраивает его. Идеал, созданный в представлении ребенка, зачастую отличается от существующих в обществе образцов, которые ребенок отвергает. И он должен свободно и творчески «самоопределиться в культуре». Современное развитое детство предполагает творческое освоение культуры как открытой многомерной системы. Продуктивный, творческий характер психического развития современного ребенка реализуется уже на ранних этапах в виде феноменов детской субкультуры, которая становится одним из механизмов социализации ребенка.

Исторические функции детства соответствующие
Детско-взрослые общности Совместная деятельность ребенка и взрослого Доминирующие генетические перспективы ребенка, модели- способы культуроосвоения в онтогенезе
Квазидетство Простая, не дифференцированная себе-тождественная Репродуктивный тип совместной деятельности ребенка и взрослого Ограниченный набор наличных социально-закрепленных способов действия (схем деятельности)
Неразвитое детство Сложный, органический, развивающийся тип Тип совместности с основой имитационного моделирования взрослым и ребенком творческого поиска внутренней формы образца Символическое замещение наличных альтернатив (предметов и способов действий с ними), которые задаются в широком социально определенном пространстве выбора
Развитое детство Гармонический, самостановящийся тип Развивающий тип содействия – равноправный совместный поиск ребенком и взрослым внутренней формы образца, её проблематитизация и переконструирование в акте сотрудничества Инициативное преодоление наличных ситуаций выбора, оформленных в структуре тех задач, которые ставит взрослое сообщество. Наличие культуротворческой деятельности выступает ведущим критерием современного развитого детства!!

Развитие психики ребенка – это все более глубокое погружение в исторически развивающееся проблемное поле культуры. По логике такого «погружения» может быть сконструирована любая форма деятельности ребенка. А процесс культуроосвоения – и процесс психического развития ребенка – с исторической необходимостью приобретает черты креативного процесса! !

Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности.

В «Конвенции о правах ребенка», принятой ЮНЕСКО в 1989 г. и направленной на обеспечение полноценного развития личности ребенка во всех странах мира, говорится, что ребенком называется каждое человеческое существо до достижения им возраста 18 лет.

Существет несколько периодизаций психического развития ребенка (Эриксона, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского и др.). Ниже приведем периодизацию Д.Б. Эльконина:

Важный вклад в изучение проблемы детства внес Д.И. Фельдштейн: «Как особое явление социального мира, Детство предстоит как объективно необходимое состояние процесса вызревания подрастающего поколения и поэтому подготовки к воспроизводству будущего общества. В своем содержательном определении – это процесс постоянного физического роста, накоплния физических новообразований, освоения социального пространства, рефлексии на все отношения в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации. которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослыми и другими людьми (младшими, сверстниками, старшими), взрослым сообществом в целом. Сущностно детство представляет собой форму проявления, особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями ребенка, в значительной степени проявляют свое действие, «подчиняясь», однако, во все большей степени регулирующему и определяющему действию социального» (Фельдштейн Д.И. Детство как социально–психологичсекий феномен социума и особое состояние развития // И.Д. Фельдштейн. психология взросления: структурно–содержательная характерстика процесса развития личности. Избр. труды, М.: 2004. С.140).

В современных условиях речь идет о широком социокультурном подходе, предполагающем переход отношений Мира Взрослых к Детству не как к совокупности детей разных возрастов, которых надо растить, воспитывать, обучать, а как к субъекту взаимодействия. Позиция взрослого при этом – позиция ответственности, позиция посредника в освоении ребенком социального мира.

Современные проблемы детства

В реальном мире жизнедеятельности существует множество проблем детства. Это проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья (в России ежегодно рождается около 30 тыс. детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них 70–75% – инвалиды; в 60–80% случаев детская инвалидность обусловлена перинатальной паталогией); детей, лишенных родителей, детей-беженцев; детей с девиантным поведением; одаренных детей.

Все эти группы нуждаются в необходимости социальной защиты.

В международной, а теперь и в российской практике предусматривается создание специальных механизмов по защите прав ребенка, к которым относится деятельность уполномоченных по правам ребенка и система ювенальной юстиции (специального правосудия по делам несовершеннолетних). В России указанные механизмы действуют лишь в отдельных регионах в качестве эксперимента. К другим механизмам относится деятельность органов образования, органов по делам молодежи, здравоохранения, социальной защиты, опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, прокуратура.

Одной из проблем современного детства оказывается социализация ребенка в поликльтурном образовательном пространстве.