Как развить в ребенке креативность. Креативное мышление: особенности

Первые годы жизни ребенка – самые важные и ценные для его будущего, так как навыки и знания, которые человек приобретает в детстве, служат основой для всей его последующей жизни. Поэтому современные родители стремятся как можно полнее использовать возможности этого периода и все больше внимания уделяют раннему развитию детей. Причем речь идет не только об интеллектуальных и физических, но и о творческих способностях. О том, как развить креативность у детей дошкольного возраста, расскажет педагог и эксперт по раннему развитию Светлана Дегтярева.

Что такое креативность и почему она так важна?

В русском языке слово «креативность» появилось не так давно, и используется оно в основном в отношении новых идей и неожиданных решений. В широком смысле креативный подход – это умение увидеть обычные вещи с неожиданного ракурса и найти оригинальное решение для типичной проблемы. Существует мнение, что креативность – это естественная способность, изначально свойственная каждому человеку, однако по мере взросления она постепенно теряется под влиянием воспитательных и учебных программ. Так что если вы хотите, чтобы ваши дети выросли способными к неожиданным и инновационным решениям – заниматься этим стоит начинать уже с дошкольного возраста.

Любые задатки необходимо развивать, и творчества это касается не в последнюю очередь. Любые креативные наклонности, любая природная тяга к творчеству, требует специальных занятий, которые будут стимулировать ребенка к созданию нового и помогут ему в дальнейшем более полно использовать свой потенциал.

Некоторые ошибочно понимают под развитием творческих способностей детей лишь активные занятия различными видами искусства – рисованием, музыкой, танцами. На самом деле, это направление куда шире, а различные секции и кружки – важная, но далеко не единственная его часть.

Специалисты в области дошкольного образования подчеркивают важность родительского участия в воспитании креативности у детей. Именно от семьи зависит одно из важнейших условий, необходимых для достижения желаемого результата – создание благоприятной для творчества атмосферы. К тому же, из всех взрослых именно с родителями ребенок имеет самую сильную эмоциональную связь. Малыш любит маму и папу, с удовольствием проводит с ними время и получает от этого огромное количество положительных впечатлений. А значит, при правильном подходе, занятия с родителями будут продуктивнее.

Еще один важный момент заключается в том, что, в отличие от групповых занятий, внимание взрослого сосредоточено на одном малыше, а не делится между несколькими детьми. И, наконец, если в процесс включаются оба родителя, ребенок получит более разнообразный творческий опыт. Это связано с тем, что мамы и папы обычно выбирают разные подходы и методы, из-за чего занятия охватывают более широкий спектр упражнений.

Воображение бывает разным

В основе креативности лежат фантазия и воображение. Если обращаться к терминологии, то под воображением обычно понимают способность представлять некий объект, удерживать его образ в сознании и манипулировать им.

В зависимости от ситуации, эта способность может проявляться с разной степенью интенсивности. Самая простая и распространенная форма проявления воображения – это сны. Когда мы спим, мы не контролируем возникающие образы, не можем ими управлять и воспринимаем их независимо от своего желания, занимая пассивную позицию наблюдателя. Более активная фаза проявляется в мечтах, в которых мы формируем некие картины, которые кажутся нам приятными или желательными. Следующая стадия – воссоздающее воображение, которое «включается», например, при чтении книг. По описанию героя, иногда довольно схематичному, мы представляем себе его образ, и в дальнейшем применяем его к событиям, описанным в произведении. И, наконец, пиковая форма проявления воображения – это творческий процесс, то есть создание абсолютно оригинальных образов и идей, не существовавших до этого.

Необходимо учитывать, что воображение во многом опирается на жизненный опыт, поэтому, чем старше мы становимся, тем больше материала и инструментов получает в свое распоряжении наша фантазия, а значит, и увеличиваются ее потенциальные возможности. Откуда же тогда взялось убеждение, что у детей воображение более развито, спросите вы? Все просто – ребенок легче принимает воображаемые искажения реальности (поэтому ему, в частности, проще поверить в сказки и сопереживать их героям), а кроме того, у него больше поводов использовать воображение. Взрослые же люди, имея огромный запас знакомых образов и умея их комбинировать, в основном предпочитают использовать уже проверенные готовые решения для типичных задач.

Тренируем фантазию

Игра для ребенка – это возможность узнать новое. Именно в увлекательной форме игры дети знакомятся с миром: первые развивающие игрушки помогают младенцам развить осязание, зрение и слух, затем они учатся ползать и ходить с помощью более мобильных игрушек, а после переходят к ролевым играм, которые способствуют развитию социальных навыков и воображения. Формируясь в процессе игры, воображение проникает и в другие сферы жизни, в первую очередь, в творчество.

Лучшим возрастом для развития нестандартного, креативного мышления будет период, в который формируется воображение – то есть от трех до семи лет. В это время дети учатся использовать свою фантазию и управлять ей. Это можно заметить даже по тому, как ребенок играет. Например, часто дети используют в игре реальные предметы для замены неких воображаемых вещей и объектов: так, швабра может стать быстроногим скакуном, фломастер – волшебной палочкой, а пустая картонная коробка – космическим кораблем. При этом малышам 3-4 лет необходимо, чтобы заменяющий предмет был похож на замещаемый, а для детей более старшего возраста это сходство может быть достаточно условным. Постепенно необходимость в самом предмете сходит на нет, и ребенок учится манипулировать с воображаемым образом безо всякого подкрепления «извне».

Еще одно изменение, которое происходит в процессе взросления – управление фантазией. Чем старше становится ребенок, тем более активно он учится пользоваться своим воображением. Так, младшие дошкольники не ставят перед собой цели что-то придумать, и их фантазия проявляется спонтанно. А вот дети постарше уже могут создавать образы целенаправленно. Это проявляется и в творчестве: занимаясь рисованием или лепкой из пластилина, малыши приступают к работе, еще не имея в голове образа законченной картинки или фигурки и придумывая детали «на ходу». С возрастом же они начинают заранее планировать, что именно им хочется вылепить или нарисовать, и подбирают материалы и цвета, необходимые для реализации этой идеи.

Игры разные нужны

Развивающие игрушки могут стать хорошим помощником для стимуляции воображения. Например, конструкторы развивают пространственное мышление, головоломки – логику, а наборы для творчества – эстетический вкус.

Отдельно стоит сказать про наборы для игры «в магазин», «в чаепитие», «в школу» и так далее. Такие игрушки способствуют тренировке социальных навыков, так как дети учатся общаться друг с другом, договариваться и мирно решать споры, а кроме того, служат отличной тренировкой воображения. Дети моделируют игровую ситуацию, придумывают сюжет игры, решают, как персонаж должен поступить в том или ином случае… Придумывая и распределяя роли в игре, дети учатся держать во внимании некий образ и манипулировать им длительное время.

Все ответы – правильные

Для того, чтобы простимулировать воображение ребенка, достаточно ввести в игру элементы развивающего обучения. Например, когда малыш строит домик из кубиков, можно спросить, кто бы мог в нем жить. Также можно предложить ребенку пофантазировать над какой-либо ситуацией, и с помощью наводящих вопросов помочь ему придумать историю.

Полезны будут и задачи на логику – попросите ребенка объяснить, что общего у каких-либо предметов, или придумать как можно больше способов использования какого-нибудь простого предмета (карандаша, чашки, листка бумаги).

Существует множество готовых заданий, которые вы можете использовать для тренировки воображения своего ребенка, но это не мешает вам придумывать свои собственные – ведь вы как никто другой знаете, что будет интересно именно вашему ребенку.

Главное, помните ряд правил:

Не критикуйте успехи ребенка: здесь нет неправильных ответов и ценна любая идея, которую подскажет фантазия;
позвольте ребенку самому найти решение. В случае необходимости можно мягко помочь ему, например, задать наводящие вопросы, но избегайте подсказок и готовых ответов;
при первых признаках скуки лучше переключиться на другую игру. Занятия должны быть интересными, и если малыш начинает отвлекаться, стоит завершить игру. Можно пообещать, что вы продолжите ее позже, тогда у ребенка появится дополнительный интерес, и он с удовольствием включится в игру в следующий раз;
у малыша должна быть возможность выбирать вид деятельности. Не нужно заставлять его заниматься решением логических задачек, если он хочет порисовать;
поощряйте любопытство: самостоятельный поиск ответов на вопросы способствует развитию воображения.

Для всех родителей их дети всегда будут самыми лучшими, ведь каждый малыш уникален и талантлив по-своему. Не воспринимайте профессиональные рекомендации по развитию креативности как руководство к действию и ориентируйтесь в первую очередь на интересы и характер своего ребенка. В любом случае, в таких занятиях важен не столько результат, сколько время, проведенное вместе.

Татьяна Суторма, консультант: Светлана Дегтярева, педагог, эксперт по раннему развитию компании ELC – Центр раннего развития
журнал для родителей «Растим Ребенка», март 2014

А.И. Бучкова, детский психолог, кандидат социологических наук, Москва

Сегодня сплошь и рядом звучат призывы к развитию креативности с детства. Практически все развивающие центры и детские сады обращают особое внимание на формирование этой способности, предлагают разнообразные программы для детей начиная с раннего возраста. При этом распространенным является мнение, что креативность позволит в будущем найти достойное место практически в любом деле. А какой родитель не хочет, чтобы его дети стали успешными и востребованными? Попробуем разобраться: что такое креативность и какие преимущества ее развитие может дать ребенку. А также: с какого возраста и каким образом ее лучше совершенствовать?

Внимание к данной способности в России значительно выросло начинаяс 90-х годов, когда впервые заговорили о необходимости ее развития ужев дошкольном возрасте.

Креативность неразрывно связана с творчеством. Однако эти понятия не стоит употреблять в качестве синонимов. По мнению американского психолога Дж. Гилфорда, создателя модели структуры интеллекта, креативность представляет собой совокупность способностей, содействующих успешному творческому мышлению. Соответственно, ее развитие предполагает достаточный уровень не только воображения, но и логического мышления, внимания, а также речи. На современном этапе доказано, что креативность помогает находить нестандартные, творческие варианты решения любых проблем. И речь идет не только о профессиональной деятельности, но и о жизни в целом: стимулирование развития способностей откроет перед ребенком перспективы успешного преодоления трудностей в различных областях. Он будет воспринимать любую жизненную проблему или неурядицу всего лишь в качестве очередной задачи, которую необходимо решить, будет способен проанализировать ее условия и найти оптимальные ресурсы для достижения наилучшего результата. То есть польза от развития креативности куда шире успешности в выбранной профессии, но главное – вовремя и правильно сориентировать своего ребенка в нужном направлении. Ведь такие способности, хотя и свойственны всем нам от рождения, могут не получить развития из-за влияния стереотипов и стилей воспитания. Чтобы этого не произошло, недостаточно отдать ребенка на занятия по развитию креативности. Вам нужно будет измениться самим, настроиться на творческую волну и трансформироваться вместе со своим малышом.

Физиологические основы креативности

Поскольку она напрямую связана с творческой направленностью личности, то и физиологические основы деятельности такого рода сосредоточены в коре больших полушарий головного мозга. Успешность сложных мыслительных операций, которыми, несомненно, являются действия в рамках творческого мышления, связана с развитием лобных долей головного мозга. Однако в процессе мышления принимает участие вся кора. Соответственно, развитие креативности начинается с момента рождения и происходит на протяжении всего периода детства. Максимум проявления фантазии приходится на пяти–шестилетний возраст, в этот же период у ребенка начинают формироваться целенаправленное воображение, логическое мышление и элементы творчества.

Исследователи обнаружили, что со временем пик развития творческих способностей приходится на все более ранний возраст. Если в XIX в. это происходило в среднем в17 лет, то в 80-е годы XX в.– уже в восемь лет, а в 90-е – в пять–шесть лет. Логично предположить, что к текущему моменту этот пик достигается еще раньше – примерно к тремгодам. Ведь специализация нейронов, их типизация в проекционных и ассоциативных областях коры начинается с двух с половиной – трех лет. Поэтому развитие креативности можно начинать уже в этом возрасте. Однако на первоначальном этапе все упражнения должны быть подкреплены зрительными образами и двигательными действиями.

Основные акценты развития креативности

Большинство творческих задач основано на противоречиях как проявлении несоответствия различных требований, предъявляющихся к чему-либо. Примеры противоречий:

  • знаю, что делать, но не знаю как;
  • за счет улучшения одного свойства предмета ухудшится другое его свойство;
  • принятие решения приведет к возникновению новой проблемы.

Дети нуждаются в стабильности, которая возможна только в рамках понятныхдля них ситуаций, и потому особенно чувствительны к подобным противоречиям, инстинктивно уходят от них. Одна из задачвзрослого – научить ребенка не бояться противоречий, вызвать интерес к ним и уверенность в возможности разрешения любого. Кроме того, вам предстоит выработать у малыша умение анализировать все находящиеся в его распоряжении ресурсы и использовать для решения конкретной проблемы необходимые из этого арсенала.

Одной из технологий по развитию креативности является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), элементы которой используются в некоторых ДОО. Литературы в этом направлении достаточно, ваша задача – выбирать упражнения, соответствующие возрасту ребенка. Кстати, сейчас достаточно изобретательских задач, адаптированных к дошкольному возрасту, а развивающие центры предлагают целые программы по развитию креативности начиная уже с двух лет.

Для совершенствования творческих способностей необходимо создать соответствующие условия:

  • физические (наличие материалов для творчества и возможности действовать с ними в любую минуту);
  • социально-эмоциональные (ощущение ребенком чувства внешней безопасности: его творческие проявления не должны получать какой-либо отрицательной реакции со стороны взрослых);
  • психологические (ощущение ребенком чувства внутренней безопасности: поддержка творческих начинаний со стороны взрослых, поощрение);
  • интеллектуальные (приемы действий с проблемными задачами, которые усваиваются в процессе решения последних).

К условиям можно отнести также сотрудничество со взрослыми в процессе творческой деятельности. А для этого родителям необходимо снизить собственную психологическую инерцию как устойчивую систему шаблонов и условных рефлексов. Ряд ученых утверждает, что креативность достигаетпика к пяти годам (98–100%), к подростковому возрасту она снижается до 30%, к пятнадцати годам – до 12–15%, креативность взрослых редко превышает 5–7%. И одной из причин этого является как раз нарастающая психологическая инерция, т.е.наработанные годами шаблоны мышления и действий. Ее снижению поможет решение простейших, на первый взгляд, задач.

Можно начать с ежедневных дел:

  • приготовьте из имеющихся дома продуктов новое блюдо;
  • чистите зубы или даже пишите другой рукой;
  • в течение недели добирайтесь до работы каждый раз новым путем;
  • попробуйте незнакомые вам виды деятельности, например, посещайте какие-нибудь курсы;
  • сделайте воображаемую или реальную перестановку мебели в квартире;
  • решайте различные задачи на сообразительность для взрослых. Большинство творческих заданий вы можете делать совместно с ребенком, дополняя его предложения, тем самым развиваясь и одновременно обогащая опыт малыша.

Примеры задач и игр на развитие креативности

  • Задачи на разрешение явных противоречий (шкаф должен быть одновременно и большой, и маленький; стул одновременно для маленьких и взрослых; лодка должна быть и узкой, и широкой).
  • Игра «Робинзон Крузо» (как выжить, если у тебя только миллион удочек; тысяча лампочек; сто коробок жевательной резинки).
  • Игра «Идеальный конструктор» (собираем из подручных средств или только из круглых предметов).
  • Найти общее между предметами, элементами одной системы (руки и ноги), однородными системами (дерево и куст), разными системами (лампочкой и крокодилом).
  • Упражнение «Фантастическое сложение и вычитание» (стол + стул; дом + колеса; стул – ножки; дом – стена).
  • Выделение объекта или его части и помещение в чуждую среду (обезьяну – на север; рыбу – на дерево).
  • Игра «Беседа о картине» (выберите картину со сложным сюжетом с действием и обсудите, что и почему делают люди, изображенные на ней, чего не хватает для полноты сюжета).
  • Упражнение «Что делать с…» (берем любой предмет, например, стакан, и пытаемся найти как можно больше вариантов, что с ним можно сделать).
  • Любые виды занятий творчеством и сочетание разных его видов (лепка, рисование, театрализация и т.п.).
  • Изображение абстрактных явлений (любовь; бедность; крик).
  • Игра «Крокодил» (один игрок изображает с помощью мимики и жестов животное, чувство, предмет, остальные пытаются отгадать).

Подводя итоги, подчеркнем, что ваша главная задача – посредством творческих задач пробудить в ребенке интерес к новому, к познанию. Обязательно обращайте его внимание на чудеса, которые его окружают: как удивительно, что птицы летают, что распускаются цветы, что какой-то человек умеет то, чего не могут многие другие. И тогда сам ребенок будет просить вас придумать и вместе с ним решить разные проблемные задачи, стимулируя тем самым развитие креативности всех членов семьи. Наблюдая за происходящим вокруг, вы сможете ставить перед ребенком новые вопросы: почему могли покоситься столбы, почему в разных местах трава растет неодинаково и т.п. – и в процессе практики получать все больше вариантов ответов. Это будет развивать внимательность малыша, учить его работать с различными ресурсами и находить множество возможных решений проблемных ситуаций. Наша жизнь предлагает нам ценные и многообразные источники для ежедневного развития креативности. Пользуйтесь этой возможностью и удивляйтесь вместе с детьми!

Вопросы для размышления и самопроверки

Предлагаем вам поразмышлять над прочитанным и потренировать собственную креативность.

  1. Что такое креативность?
  2. С какого возраста, на ваш взгляд, можно начинать развитие творческих способностей ребенка:
  • с рождения;
  • с одного года;
  • с двух лет;
  • с трех лет;
  • с четырех лет;
  • с пяти лет;
  • с шести лет;
  • с семи лет?

Объясните свой выбор.

  1. Каковы физиологические основы креативности?
  2. Какие условия необходимо создать детям для оптимального развития креативности?
  3. Что такое психологическая инерция, и какие упражнения, на ваш взгляд, будут способствовать ее снижению эффективнее всего?
  4. Придумайте новые задания на преодоление психологической инерции.
  5. Вместе с ребенком найдите как можно больше способов решения задач из предложенных (в том случае, где это допустимо). Придумайте новые упражнения для развития творческого мышления.
  6. Найдите картины с фантастическими изображениями и обсудите их с ребенком, придумайте целую историю о том, что это (подойдут картины сюрреалистов).
  7. На какое чудо вы обратили (обратите)сегодня внимание своего ребенка?

Творческие способности помогают не только малышам, но и их родителям. Креативный подход позволяет находить оптимальные выходы из самых затруднительных ситуаций. Несомненно, одной из таких ситуаций является старт посещения ребенком детского сада. Кто-то уже прошел (и возможно, не один раз) через это, а кому-то еще только предстоит. Как проходила адаптация вашего малыша? Использовали ли вы нестандартные приемы, чтобы помочь своему ребенку легче пережить этот период? На что стоит обратить внимание родителям, чьим детям только предстоит начать посещение детского сада? Эти и многие другие вопросы, касающиеся адаптации к детскому саду, обсудим ровно через месяц, ведь сентябрь не за горами!

Ответы на вопросы по предыдущей теме «Мама, мне страшно!». Детские страхи: первая помощь родителей

У дочери в пять лет появился страх, что мы, ее родители,умрем. Никаких стрессовых ситуаций, которые могли бы к этому привести, не было. Откуда мог взяться страх? Соответствует ли он норме? И каким образом можно его преодолеть?

Одним из главных страхов возраста пяти–семи лет является как раз боязнь смерти. Ребенок может опасаться смерти как собственной или своих близких, так и в связи с конкретной ситуацией. Тогда проявляются так называемые сопутствующие страхи, например болезней, животных или огня. И малыш боится, что он умрет после болезни, или если его покусает собака, или он сгорит.

Этот страх в различных проявлениях и степени интенсивности в определенном возрасте переживает большинство детей. Он свидетельствует об эмоциональной зрелости ребенка, его готовности принять факт конечности жизни человека.

Несмотря на то, что никаких отклонений от нормы в данном случае нет, важно не оставлять вопрос без внимания и побеседовать с ребенком на эту тему. Прежде всего необходимо выяснить, чего конкретно боится малыш: смерти мамы и папы в принципе или их смерти в связи с определенной ситуацией. Возможно, это натолкнет вас на мысль о том, в результате чего страх мог появиться и каких тем лучше избегать. Например, если он переживает за вашу безопасность в пути, то лучше лишний раз не акцентировать внимание в разговорах между собой на новостях об авариях на дорогах, как можно реже поднимать эту тему.

Кроме того, поговорите с ребенком на тему смерти в целом. Ответьте на волнующие его вопросы, только пусть ответы будут честными. Обещать вечную жизнь не стоит. Также постарайтесь не показывать ребенку, что вы сами беспокоитесь по этому поводу: ему сейчас как никогда необходимы ваша уверенность и поддержка. Расскажите, что до вашей смерти или смерти ребенка еще далеко, что ему прежде нужно вырасти и впереди его ждет много интересных событий. Если его заинтересует, что случается после смерти, то лучше объяснить это с точки зрения ваших собственных взглядов (бессмертность души, перерождение, покой). Не следует использовать опасные сравнения, например со сном. В результате ребенок может начать бояться заснуть. И ни в коем случае не стоит использовать тему смерти как способ сделать ребенка более послушным. В результате страх может обостриться, повысится тревожность малыша.

Влияют ли на появление фобий страшные игрушки?

Страшные игрушки несут в себе несколько иные функции. Их задача – помогать ребенку выплескивать негативные эмоции, агрессию или страхи. Он может ломать «страшилищ», «убивать» их в игре.Таким образом малыш борется со своими внутренними проблемами, учится их распознавать и контролировать страхи и агрессию. Пугающие игрушки также помогают ребенку разбираться с темой добра и зла, оценивать с этих позиций собственные поступки, а значит, служат его нравственному воспитанию. В первую очередь речь идет о традиционных героях сказок, например о Бабе Яге или Кощее.

Неоднозначно на ребенка могут повлиять герои современных фильмов и мультфильмов. Ведь положительные и отрицательные персонажи выглядят порой одинаково странно, иногда пугающе, не всегда их можно четко отнести к лагерю добрых или злых. При выборе игрушек важно обращать внимание на то, чтобы они были явно положительными или отрицательными, иначе в сознании ребенка тонкая граница между хорошим и плохим может стать размытой и неоднозначной. А в его возрасте как никогда важно, чтобы это разделение было очевидным.

Конечно, в некоторых случаях пугающие игрушки могут стать причиной страхов. Чтобы этого избежать, покупайте их по просьбе ребенка или по собственной инициативе, но в присутствии малыша. Если игрушка связана с травмирующей ситуацией, то лучше удалить ее с глаз ребенка, может, даже провести целый ритуал по уничтожению. Следите за тем, чтобы число добрых персонажей превышало число пугающих. И еще – страшные игрушки лучше покупать только детям старше трех лет и ни в коем случае не хранить их на видном месте или в комнате малыша. После шести лет в норме пугающие игрушки не должны приводить к появлению каких-либо страхов и тревог у ребенка.

Ребенок отравился в детском саду и теперь боится есть, а иногда даже просто отказывается. Что делать в такой ситуации?

Если ситуация произошла недавно, то необходимо выждать время, чтобы она перестала быть столь животрепещущей в сознании ребенка. В первую очередь он нуждается в вашей поддержке и заботе. Независимо от его поведения демонстрируйте уверенность и спокойствие. Одновременно с этим можно начинать играть во врача и кухню. Приобретите соответствующие наборы, в том числе фруктов и других продуктов. Сценарии игры, связанные с кухней, могут соответствовать вашим ежедневным событиям или представлять собой выдуманные сюжеты. Параллельно играйте в доктора, который лечит животных, учит их гигиене, правилам здорового образа жизни и правильного питания. Со временем Айболит пусть объяснит зверям, что такое тошнота, когда происходит и что в этом случае нужно делать. Через некоторое время включайте ребенка в приготовление пищи дома, начиная с момента покупки продуктов.

Креативное мышление имеет особенности. Опишем их вслед за Д. Гилфордом. Почему за ним?

В психологии креативности сложилось так, что у каждого, изучавшего проблему, складывалась собственная теория. Проще говоря, сколько исследователей, столько и теорий. Предпочтение отдаётся Гилфорду потому, что он разработал большинство применяемых для изучения креативного мышления методов диагностики.

Признаки креативности

Гилфорд выделяет четыре признака.

1. Беглость

Беглость – количество разных идей, выдаваемых человеком за небольшой промежуток времени по одному и тому же поводу. Например, человеку говорят: назови как можно больше профессий на букву "П" за одну минуту. Чем больше названо, тем выше беглость.

2. Гибкость

Гибкость – способность выдавать по одной проблеме разные непохожие идеи.

Проведём экспресс-исследование. Пример. Я назову 2 слова «газета» и «верблюд» и засеку 3 минуты. Вы за эти 3 минуты запишете как можно больше вопросов, включающих оба этих слова.

  • Что написано в газете про верблюда?
  • Сколько потребуется газет, чтобы упаковать верблюда для пересылки?
  • Почему читая газету ты сутулишься как верблюд? И т. д.

А теперь само исследование. Я даю слова "река" и "банка" В течение трёх минут пишутся ответы.

Проанализируем вопросы. Предположим: они все время начинаются с "можно ли". Вопросов может быть много, но это будет одна и та же вопросительная форма. То есть беглость будет высокая, а гибкость низкая, потому что используется один шаблон. Гибкость выше, чем больше разных вопросительных форм используется человеком: что, почему, зачем, можно ли, когда, куда, откуда.

С помощью этого простенького задания мы можем (на глазок, конечно) оценить беглость и гибкость креативного мышления подростка, к примеру. Количественные показатели беглости разные для разных возрастных групп. Но в целом за 3 минуты люди придумывают порядка 12 вопросов. А вот признак хорошей гибкости более конкретен. Человек умудрился придумать вопросы, используя 5 и более вопросительных форм – это высокий показатель гибкости креативного мышления.

3. Оригинальность

Оригинальность – новизна, что-то, чего не делают все остальные. Иногда думают, что именно оригинальность – главное качество креативности. На самом деле это не так. потому что всегда возникает вопрос: это твоя оригинальность или показатель определённой "ненормальности"?

Пример. В эксперименте по развитию дошкольников 6 лет был задан вопрос: на что похож воздушный шарик. Самый банальный ответ: на мячик. Но появятся и оригинальные ответы, встречающиеся очень редко. Есть такая норма- в 95 случаях из 100 они не встретятся. Примеры ответов: воздушный шарик похож на барабан, змею, крокодила и др.

Механически их можно было бы отнести к оригинальным ответам. Как узнать, эти ответы на самом деле оригинальные или это проявление патологический отклонений в области мышления? Для проверки ребёнка просят аргументировать утверждение. Если он говорит, например, что шарик похож на барабан потому что внутри его тоже воздух, то это оригинальное сравнение. Ребёнок обратил внимание на те вещи в шарике (объём), оставшиеся за пределами внимания других детей. Если он отвечает: не знаю, мне так показалось, ответ признают случайным. Серия таких ответов должна насторожить. Именно поэтому оригинальность никогда не может рассматриваться как самостоятельный и главный признак креативного мышления. Она всегда выступает в тандеме с разработанностью.

4. Разработанность

Разработанность – выбор из множества идей. Как говорил Пуанкаре: идей много, но ни одна из них не работает. Селекция на работоспособность идей.

Этапы развития креативного мышления

Каковы основные этапы развития креативного мышления в жизни человека?

  1. Этап «первичной креативности». Он изначально заложен в человеке с рождения как способность жить, не ограничивая себя рамками. Максимум развития в 3-5 лет.

Взрослые наблюдают в этом возрасте проявления первичной креативности: огромное количество рисунков, сочинение сказок, продолжение их, придумывание сюжетных игр и т. д. к школьному возрасту и в начале его следует закономерный спад креативных возможностей детей, обусловленный их пониманием, что жизнь ставит рамки, взрослые требуют поведения в этих рамках. Например, ребёнок рисует не так как хотел, а по технологии, данной взрослыми. Не нужно изобретать, уже есть готовое. Чем точнее я ему следую, тем выше меня оценят. Спад продолжается всю начальную школу.

2. Этап "вторичной креативности" - осознанная, воспитанная в себе способность к созданию чего-то нового – проявляется только в подростковом возрасте, когда ребёнок осознаёт свою индивидуальность, отличие от других.

Механизмы первичной креативности ребёнка – ощущение свободы выбора способа и результата той деятельности, которой он занимается. По первичной креативности дети не сильно друг от друга отличаются. Она примерно одинакова у всех. Различия начинают проявлять в школе, когда дети начинают контролировать свою креативность, как не нужную, бесполезную, порой осуждаемую сверстниками. Ребёнок осознаёт: моё креативное действие может иметь последствия, давай-ка я не буду его осуществлять.

Есть несколько примеров, когда спад креативности к школе пытались преодолеть искусственно, специально развивая перечисленные выше качества. Обследовали ребёнка. Делали вывод: недостаточно креативность развита. Давайте преодолеем возрастную закономерность и будем развивать его. Результат-то был. Но процесс сопровождался невротизацией ребёнка. Ему самому было тяжело, потому что это не было его собственной потребностью. Ему было просто не интересно.

Если самому ребёнку в младшей школе не интересно, как можно одно и тоже дело делать разными способами, то заставлять его учиться этому скорее путь к невротизации, чем развитию креативности. Ему можно показать. Но необязательно ждать, что младший школьник будет вам следовать, и тем более заставлять его.

Психолог Микляева А.В. приводит пример из практики. Учительница привела к ней первоклассника, утверждая, что он боится классной доски. У психолога возникают гипотезы. Первая: может быть ребёнок боится отвечать у доски? Проверка показывает- это не так. Вторая: может он стесняется, когда все смотрят на него у доски? Опять нет.

Ситуацию прояснила мать мальчика. Оказалось, что мальчик одарён способностью к рисованию (по мнению мамы), но в последнее время она стала как-то затухать. Тогда мама придумала, как можно стимулировать процесс. Она купила несколько альбомчиков по 10 листов. Ежедневно мама выдавало сыну один альбом. Ребёнок был обязан нарисовать 10 рисунков, хотел он этого или нет. Мальчик стал бояться этих альбомов. Более того произошёл перенос: чистая классная доска стала восприниматься также: сколько на ней могут заставить нарисовать. Вместо развития творческих способностей мама получила невроз у сына.

Итак

Развитие креативности до подросткового возраста заключается в том, чтобы ребёнку можно и нужно показывать, что есть разные способы выполнения одной и той же задачи. Знакомить, что поведение бывает гибким. Но это должно быть на уровне демонстрации показывающей: разнообразие - это не страшно. Так бывает, и это нормально.

А вот применительно к подростковому возрасту начинают работать закономерности другого порядка, обусловленные появлением возможности понять, чем он отличается от других людей, и чем его способы деятельности отличаются от всех остальных. Креативность как черта личности появляется только у подростков.

Но как же все-таки развивать так необходимое по жизни креативное мышление Продолжение следует...

Через 10-15 лет ситуация на рынке труда будет похожа на песочные часы — в верхней части окажутся те, кто умеет генерировать инновационный контент, а в нижней части те, кого постепенно будут заменять роботы. Детей нужно воспитывать так, чтобы они оказались в верхней части, но система массового образования этому не способствует. Дошкольное и школьное образование строится по жестким стандартам: есть тема урока, есть определения в рамочках, есть 20 примеров, которые нужно решить, и контрольная работа в конце. Вырасти креативным и самостоятельным в такой среде очень сложно. Поэтому так важно поместить ребенка в более адаптивную среду, где он сам будет добытчиком знаний, а не где все знания транслируются учебником или учителем.


Задавайте вектор, но не создавайте рамок

Зона профессионального счастья ребенка находится на пересечении трех других зон: таланта, страсти и рыночных трендов. Задача специалистов — понять ребенка, развить его и помочь найти это пересечение. Один из инструментов в достижении этих целей — современный стандарт образования IB (International Baccalaureate), базирующийся на развитии исследовательской и креативной деятельности. Но это не все — дети, работая в группах, должны решать индивидуальные задачи и двигаться по индивидуальным образовательным траекториям. Роль педагога и родителя в этой системе — задавать вектор, увлекать, а не загонять в рамки.


Давайте возможность исследовать

Когда ребенок только начинает осваивать мир, вся его жизнь выглядит как один большой эксперимент. Представим себе ситуацию: ребенок сидит за столом и вдруг бросает тарелку с кашей на пол. Он это делает не потому что вредничает. Он проводит эксперимент и задает себе исследовательский вопрос: «Что будет, если я уроню эту миску?» Так дети учатся устанавливать причинно-следственные связи. Очень важно понимать, что часто дети делают что-то не потому, что хотят досадить родителям, а потому, что хотят проверить свою гипотезу. Они как профессора, проводящие эксперименты в лаборатории. То же самое происходит и в подростковом возрасте. Запрещая ребенку заниматься познавательной деятельностью, вы ограничиваете его креативность.


Отвечайте на вопросы и разрешайте фантазировать

Особенно внимательно стоит отнестись к так называемому «периоду почемучек». Бывает, что на улице можно услышать, как мама раздраженно говорит своему ребенку: «Ой, как ты мне надоел своими вопросами...» Но если ребенок спрашивает, то надо стараться ему отвечать. Если вы не знаете ответ на вопрос, скажите: «Я не знаю, но это очень интересно, давай вместе пофантазируем».

Креативность — это взгляд под другим углом. Мы не сможем быть креативными, если не будем фантазировать. Но мы говорим детям: «Врать плохо!» — хотя иногда дети и не врут вовсе, а просто хитрят и фантазируют. В том, чтобы немного приукрасить свой опыт, нет ничего плохого. Взрослые тоже так делают. Если вы действительно устали, то найдите другие способы ответить ребенку на его вопрос: включите ему познавательное видео, дайте ему книгу, запишите его в летнюю школу .


Не решайте за ребенка

Очень негативно на креативность влияет гиперрежим. Не нужно вести себя с ребенком как с солдатом. Если вдруг вы отступаете от привычного плана, в этом нет ничего страшного. Всегда должен быть выбор. Вариативность — это и есть креативность. А если мы всей своей жизнью показываем, что может быть только так и никак иначе, а потом начинаем требовать от детей креативности, — это несправедливо. Вы не сможете вырастить директора крупного креативного агентства, если будете решать за него каждую мелочь.

Любовь Быстрякова

Цель: развитие способности педагогов находить новые нестандартные (креативные) решения задач; налаживание коммуникативных связей внутри коллектива.

Задачи:

1. Осознание и преодоление барьеров для проявления и развития творческого мышления.

2. Осознание характеристики креативной среды.

3. Формирование навыков и умений управления творческим процессом.

Материалы: мяч, листы бумаги формата А4, ножницы, карандаши, ручки, фломастеры, маркеры, клей, ватман, газеты, журналы, карточки с изображениями Пятачка, Винни-Пуха, Кролика, Тигры.

Предварительная работа: диагностическое исследование творческого потенциала педагогов образовательного учреждения (Приложение 1) .

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть. Одна из главных составляющих федерального государственного образовательного стандарта, центральная фигура, без которой немыслимо их успешное внедрение в систему образования, – это педагог. Как Вы считаете, какими качествами должен обладать педагог?

Ответы:

Креативный;

Владеющий современными образовательными технологиями;

Эффективно взаимодействующий с семьями воспитанников;

Открытый новшествам;

Мотивированный на работу с детьми;

Способный к личностному и профессиональному развитию.

Без развития креативности и готовности к инновационной деятельности невозможна успешная педагогическая деятельность в наши дни.

Мы, педагоги, как никто другой должны быть креативными людьми. Ведь чтобы развивать в детях творчество, нужно самим быть творческими людьми.

Нельзя создавать новое ни в одной сфере жизни, не обладая творческими способностями. Главное, что творческие способности можно развивать не только в детях, но и в себе, прежде всего в себе. Чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное здоровье необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии. А как найти новое? По мнению советского кинорежиссёра Сергея Гиппиуса так: «Трудное сделать привычным, привычное – легким, легкое – красивым». Сегодня в ходе тренингового занятия подумайте над собственными рецептами.

Принятие правил работы в группе (активность; искренность; Я-высказывания; конфиденциальность; безоценочность; активное слушание; правило «здесь и сейчас»).

Упражнение на сближение участников группы

Игра-фантазия «Магия нашего имени»

Цель: Упражнение помогает ближе познакомиться участникам тренинга друг с другом, развить умение презентовать себя.

Материалы: мяч.

Время: 10 минут.

Процедура: Участники усаживаются в круг. Предложите игроку, сидящему справа от Вас, назвать свое полное имя. Затем выступающий должен сообщить что-нибудь о своем имени. Он может, например, попытаться ответить на такие вопросы:

От кого я получил свое имя?

Есть ли мои тезки среди известных людей?

Знаю ли я литературных или кино-героев, носящих то же имя?

Нравится ли мне мое имя? (Если нет, то какое бы имя я хотел иметь)

Знаю ли я, что означает мое имя?

Как имя влияет на мое поведение в жизни?

Каждый участник сам решает, что рассказать и как прокомментировать свой рассказ.

Закончив говорить, выступающий передает мяч следующему. Игра идет дальше по кругу против часовой стрелки.

Этапы работы:

I. Этап – разогрев

Упражнение «Перекинь мяч»

Цели: развитие вербального и невербального общения, сближение членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиск быстрого решения поставленной задачи.

Материалы: мяч.

Время: 2 – 5 минут.

Процедура: Приглашаются желающие. Участники стоят в тесном кругу. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8. Им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Задание несложное, обычно на его выполнение в первый раз требуется примерно по 2 секунды на каждого участника. Упражнение повторяется 3 – 4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 секунды на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 секунду на всю группу.

Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника. Задача решена!

Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий, разминка.

Вопросы для обсуждения:

1. Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?

2. Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?

3. Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников, и как удавалось преодолеть эти ограничения?

II. Этап – Основная деятельность

Упражнение «Арка»

Цель: развитие творческих способностей через поиск нестандартного решения поставленной задачи.

Материалы: листы бумаги формата А4, ножницы.

Время: 10 минут.

Процедура: Участники объединяются в команды, получают бумагу формата А4, и им дается задание: изготовить из одного листа арку такого размера, чтобы через нее смог пройти любой из участников или все по очереди. Арка должна состоять из непрерывной полосы бумаги, но пользоваться какими-либо скрепляющими принадлежностями нельзя, в распоряжении участников имеются только ножницы. Продемонстрировать как можно больше способов.

Вопросы для обсуждения:

Кому сначала казалось, что выполнить упражнение невозможно?

Часто ли возникают такие ситуации?

Кто подсказал решение или это коллективное?

III. Этап – Завершение

Упражнение «Творческая жизнь»

Цель: обобщить представление участников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало.

Время: 7 – 15 минут.

Материалы: бумага, карандаши, ручки, фломастеры, маркеры, клей, ножницы, ватман, газеты, журналы.

Процедура: Участники объединяются в мини-группы по 5 – 6 человек, и получают задание: сделать с помощью метода коллажирования портрет творческого педагога, определить и записать качества творческого педагога. Сформировать перечень рекомендаций, которые позволят «сделать более творческой собственную жизнь».

Разделение обязанностей в группе: докладчик, секундант, секретарь. Самые светлые волосы, самый длинный каблук, часы на руках.

Обсуждение в группе: разобрать все предлагаемые варианты.

Регулярно выполняйте физические упражнения.

Овладевайте техникой релаксации и медитации.

Совершенствуйте уверенность в себе.

Ведите дневник, делайте зарисовки, пишите стихи, короткие рассказы и песни.

Читайте художественную литературу, развивающую воображение.

Задумывайтесь об альтернативных способах использования предметов, с которыми вы сталкиваетесь в повседневности.

Задумывайтесь о сходстве непохожих друг на друга вещей.

Посещайте вдохновляющие места.

Займитесь делами, о которых вы обычно не помышляли.

Старайтесь быть более спонтанными и общительными.

Рефлексия. Обратная связь.

Обращаясь к участникам тренинга, расскажите о том, что сегодня было важным и необычным именно для Вас. Придумайте и произнесите пожелание своим коллегам на прощание.

В завершение ведущий предлагает выбрать одну из карточек: Пятачок, Винни-Пух, Кролик, Тигра (Приложение 2) .

Литература:

1. Грецов А. Г. Лучшие упражнения для развития креативности. / Учебно-методическое пособие. – СПб. : СПбНИИ физической культуры, 2006. – 44 с.

2. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб. : Питер, 2009. – 448 с. Серия: Мастера психологии.

3. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М. : Генезис, 2002. - 336 с.

4. http://www.ruskid.ru/razkraski/267-ras102.html

Приложение 1

Методика «Способности педагога к творческому саморазвитию» (И. В. Никишина).

Цель методики: изучить способности педагога к творческому саморазвитию в процессе инновационной деятельности.

Вопросы:

1. Я стремлюсь изучать себя.

2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами.

3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

5. Я анализирую свою деятельность, выделяя на это специальное время.

6. Я исследую свои чувства и опыт.

7. Я много читаю.

8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

9. Я верю в свои возможности.

10. Я стремлюсь быть более открытым.

11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.

13. Я получаю удовольствие от усвоения нового.

14. Возрастающая ответственность не пугает меня.

15. Я бы отнесся положительно к моему продвижению по службе.

Оценивание:

5 баллов – данное утверждение полностью соответствует действительности;

4 балла – скорее соответствует, чем нет;

3 балла – и да, и нет;

2 балла – скорее не соответствует;

1 балл – не соответствует.

Подведение итогов:

75 – 55 баллов. Активное саморазвитие.

54 – 36 баллов. Отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие зависит от различных условий.

35 – 15 баллов. Остановившиеся саморазвитие.

Приложение 2

Замечательный выбор – Пятачок !

Сегодня Вы так трогательны и обаятельны! Конечно, Вам не чужды страхи и сомнения, но верные друзья, ради которых Вы готовы на все, всегда могут оказать вам поддержку. Вы очень эмоционально воспринимаете мир. И мы надеемся, что будущее Вас порадует!

Сегодня Вы выбрали Винни-Пуха .

Вы – само добродушие и открытость. Спокойны и уверенны в себе. Вам хочется экспериментировать, и в Вашей голове великое множество идей. Сегодня Ваше обаяние не знает границ. Дерзайте, мечтайте, покоряйте всё новые вершины!

Ваш выбор – Кролик .

Без сомнения, Вы – эрудит и организатор. Вам по плечу любое задание, потому что Вы умеете планировать, мобилизоваться. Вы смотрите на чужие ошибки со снисхождением и умеете принимать окружающих такими, какие они есть. Желаем Вам удачи во всех начинаниях и оптимизма!

Олицетворением вашего выбора является Тигра .