Виды аппликации. Нетрадиционные техники аппликации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №10 «Звездочка» г. Тейково.

Обобщение опыта работы на тему

«Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

1. Актуальность.

3. Задачи.

4.Принципы.

5. Технология.

6. Условия

7.Результат работы.

8. Перспектива.

9. Библиография.

10. Приложения

Актуальность.

Мир полон запахов, красок, звуков. Ребенок познает его руками, глазами,слухом, пробует на вкус. И если ребенок чувствует – значит знает. Творчество –это канал, по которому может выявляться и реализовываться в материале внутренняя жизнь детской души. Дети экспериментируют, исследуют, играя с самым разнообразным материалом: краской, глиной, семенами, нитками, берестой…

Можно сказать, что маленький ребенок говорит руками, не обладая возможностью выразить в полной мере свои чувства и ощущения словесно. Ребенок стремится к активной деятельности. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешней идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Формирование творческой личности –одна из самых важных задачпедагогической теории. Эффективным средством для этого является художественно – творческая деятельность детей.

В процессе такой деятельности, при создании поделки или изображения ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому, которое н создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное, создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он начинает осмысливать качество предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать практическими навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Еще Аристотель отмечал: занятия художественной деятельностью способствуют разностороннему развитию ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого – Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель – и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятия аппликацией и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного, содержательного общения детей между собой и взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Вспомним, как ведут себя дети, смастерив поделку. Ребята не спешат расставаться с делом своих рук. Видно, что еще долгое время после занятий дети находятся под впечатлением созданного ими. Детям всегда веселее и интереснее в группе, где есть поделки, сделанные их руками. Работа над созданием аппликации очень увлекательна, она требует наблюдательности, умения подмечать характерные черты образа. Поделка, сделанная ребенком, пусть и с помощью взрослого является не только результатом труда, но и творческим выражением индивидуальности его создателя. Она особенно дорога ему. В.А. Сухомлинский писал, что ребенок по своей природе – пытливый исследователь! Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, собственном творчестве, красоте, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка.

Заняться проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за работой детей с изобразительным материалом. Чтобы ребенок лучше представлял, что он делает, и знал, какой затем получит результат, необходимо направлять его практические действия. Разнообразие природного и бросового материала при создании поделок и аппликации таит в себе необыкновенные возможности, можно выбрать любой материал по душе, поэтому это творчество привлекло меня. Мне нравится мастерить, это подтолкнуло меня приучить к творчеству и детей.

Я увидела, как загораются глаза детей и мне захотелось передать свой опыт, научить их работать с нетрадиционными материалами.

Одной из образовательных областей основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО является «художественно-эстетическое развитие», которое предполагает не только развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, но и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Одним из целевых ориентиров в этой области является овладение ребенком основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, в том числе художественно-творческой, у ребенка развито воображение, которое реализуется в разных видах деятельности.

Поэтому тема моего опыта является актуальной. Данный опыт не содержит принципиально новых открытий и изобретений, он представляет собой целостную систему по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе выполнения аппликационных работ из нестандартных материалов, вариативное использование известных в педагогике теорий, идей, методов, традиционных принципов и форм обучения с учетом особенностей определѐнного возрастного периода. Мое педагогическое творчество заключается в усовершенствовании, т.е. в модернизации и адаптации к конкретным условиям уже известной технологии.

Развитие художественно-творческих способностей детей посредством выполнения аппликаций и поделок с использованием нетрадиционных техник.

1. Формировать практические умения и навыки в работе с нестандартными материалами, формировать способности, аналитическое мышление.

2.Воспитывать у детей интерес к художественной деятельности, развивая их творчески.

3. Учить способам создания самостоятельных работ, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.

4. Развивать у детей чувства пропорции, гармонии цвета, композиции.

5. Устанавливать взаимоотношения совместного творчества взрослого и ребѐнка.

6. Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук.

Принципы.

Планируя работу с детьми, опираюсь на следующие принципы:

1. Принцип воспитывающего обучения базируется на закономерности

единства обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе. Этот принцип предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, культуры труда и жизнедеятельности, общения. Воспитание в процессе обучения связано с интеллектуальным развитием и, прежде всего, с развитием креативности индивидуальных познавательных способностей с учетом интересов воспитанников.

2. Принцип развивающего обучения.

В основе идеи Выготского речь идет о том, что обучение не должно опираться на достигнутый уровень, а всегда должно опережать его, идти вперед, чтобы ребенку нужно было приложить усилия для овладения новыми знаниями. Овладев простейшими техниками выполнения аппликации из нестандартного материала, ребенок может сам выбрать ту или иную технику выполнения, проявить творческую фантазию.

3. Принцип наглядности.

Я.А.Коменский называл его «золотым правилом» дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что «если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности».

4. Принцип доступности - учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников ри отборе материала с тем, чтобы предложенный для изучения материал по содержанию и объему был посилен воспитанникам. Доступность материала определяется эмпирическим путем с учетом опыта и знаний детей.

5. Принцип научности предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Принцип научности требует, чтобы содержание образования, реализуемое как в учебное, так и во внеучебное время, было направлено на ознакомление детей с объективными научными фактами, явлениями. Сущность его состоит в том, что в сознании ребенка должны проникать реальные знания, правильно отражающие действительность. Таким образом, педагог должен подготовить учебный материал таким образом, чтобы, с одной стороны, он правильно отражал окружающую действительность, а с другой - был бы понятен и доступен детям.

6. Принцип систематичности и последовательности - состав обучения и

конкретные задачи к его усвоению отвечают всем дидактическим правилам: идти в обучении от легкого к более трудному, от уже известного детям к новому, неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому.

Последовательность предполагает изучение учебного материала таким образом, чтобы усвоение нового опиралось бы на имеющиеся у детей знания и подготавливало дальнейшую ступень в познавательной деятельности детей. Воспитатель на основе программы определяет и подготавливает для усвоения очередную «дозу» учебного материала. Каждая такая «доза», часть учебного материала подается во взаимосвязи с предшествующими, в усложнении.

Собственные принципы:

Подходить к ребенку только с позиции поддержки, а не ошибки («У тебявсе получится»)

Позиция по отношению к ребенку (быть вместе, всегда прийти на помощь)

Взгляд «глазами ребенка» - ставить себя на место ребенка

Технология

Технология работы с детьми по развитию творческих способностей посредством выполнения аппликационных работ из нестандартного материала (ручному труду) строилась на основе программы

«Приглашение к творчеству».Вся работа условно разделена на 3 блока: работа бумагой, с природным и бросовым материалом, с текстильным материалом.

Такая форма детской деятельности как аппликация из нестандартного материала очень интересна для ребенка-дошкольника, потому что удовлетворяет его желания действовать вообще и продуктивно - в частности, а также потребность отражать полученные впечатления от окружающей жизни, выражать свои отношения к увиденному, пережитому. Эта деятельность отвечает особенностями мышления детей дошкольного возраста. Ребенок даже самый маленький, любит узнавать что-то новое. Занимаясь работой с бумагой и картоном, с тканью, с природным материалом, бросовым материалом, он активно действует. Малыша радует, что он может создать поделку своими руками. Другая потребность - познавательная. Занимаясь ручным трудом, ребенок познает жизнь в разных ее проявлениях.

В основу программы творческих занятий по аппликации из нестандартных материалов легли перечисленные выше потребности ребенка. Данная программа помогает развивать положительные эмоциональные отношения к занятиям по ручному труду, т.к. кроме всех известных видов ручного труда в ней предусмотрены нетрадиционные виды, а также при проведении занятий шире используются игровые методы и приемы. Занятия, включенные в программу «Приглашение к творчеству», помогают научить детей творчески мыслить и трудиться с удовольствием. Процесс превращения различных материалов и ненужных вещей в интересные и полезные поделки доставит массу удовольствия и радости малышу.

Творческая работа доставляет малышу удовольствие, если у него получается задуманная воспитателем поделка, если он успешно овладевает способами и средствами достижения цели, то такая деятельность вызовет у него только положительные эмоции, если олученный результат нравится ребенку, радует его, он удовлетворяет потребность растущей личности в самоутверждении.

Благодаря успехам в творческой деятельности ребенок начинает чувствовать себя комфортно в детском коллективе.

Программа рассчитана на 4 года

Возрастные группы: 2 младшая (3-4 года), средняя (4-5 лет),старшая (5-6 лет), подготовительная (6-7 лет).

Количество часов: в неделю - 1ч.; в год - 26 часов.

Режим занятий–1 образовательная ситуация в неделю продолжительность от 15 минут в младшем возрасте до 30 минут в старшем.

Средства реализации:

1. Совместная деятельность воспитателя с детьми: наблюдения, рассматривание иллюстративного материала, сбор материалов для ручного труда, игры, детское творчество, образовательная ситуация.

2. Использование наглядно-дидактических пособий, направленных на развитие творческой деятельности.

3. Организация выставок работ, участие в конкурсах различного уровня.

4. Работа с родителями. Это направление предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель-ребѐнок-воспитатель для развития творческих способностей

Формы работы:

Образовательные ситуации, включающие в себя специально подобранные игры, упражнения, задания.

Упражнения по изготовлению поделок из нестандартного материала.

Самостоятельная деятельность детей.

Рассматривание. Наблюдение. Сбор материалов для творчества

Для достижения ожидаемого результата разработана модель структуры

образовательной ситуации:

Индуктор (введение в ситуацию). В виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность.

Основное содержание образовательной ситуации - изучение нового материала. Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и использования нетрадиционного материала, направленных на решение поставленных задач данного занятия.

Динамическая пауза . Динамическая пауза позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики. Используется по мере необходимости.

Рефлексия . Дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием.

Развивающая игра. Развивающая игра, т.е. обыгрывание поделки в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения.

Используемые материалы:

Пластилин

Крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов

Яйца «Киндер-сюрприза»

Сухие листья

Семена растений

Цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, картон

Вата, синтепон

Скорлупа яиц

Галька, ракушки

Шерстяные нитки, нитки для шитья, разноцветное мулине для вышивания.

Кусочки ткани, кожаные кусочки, пуговицы, проволока.

Бисер, бусины, пайетки, пуговицы

Прищепки, трубочки для коктейля, зубочистки, салфетки и губки для

мытья посуды

Ватные палочки

Инструменты и приспособления:

Ножницы, шило (только для взрослого)

Иголка и нитковдеватель

Карандаш

Линейка

Клеѐнка для аппликации

Клейкая лента

Кисточки для клея и красок.

Стаканчики непроливайки

Виды деятельности:

Работа с бумагой и картоном.

1.Работа в технике «Оригами». Традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния « оригами» на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия «Оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлѐнности.

2. Работа с мятой бумагой. Технология изготовления игрушек из бумаги, помогающая педагогу показать детям один путь самореализации в творческой деятельности, формирования познавательной и коммуникативной активности. Кроме того, изготовление игрушек из мятой бумаги - прекрасное упражнение для развития мелкой моторики пальцев.

3. Изготовление объѐмных картинок. Изготовление аппликации – достаточно лѐгкое и очень интересное занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объѐмной аппликации отличается степенью сложности. На занятиях предлагается получить объѐмность предмета на аппликации из геометрических фигур за счѐт приклеивания деталей к основному листу.

4. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. Используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из бумаги в нетрадиционной форме.

Работа с природным и бросовым материалом.

Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно отображают, сколько выражают своѐ отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов. Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы. Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщѐнными способами построения образа с опорой на наглядность (природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов т. п.

Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приѐмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование их в быту, и важным моментом при их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы педагог берѐт на себя.

Поделки, включѐнные в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение:для игр детей; для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома; их можно использовать в качестве подарков.

Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляется определѐнные требования: должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию);тщательно промытым и высушенным; доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д.) При работе с бросовым материалом учитывается возрастные особенности детей: Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнял педагог.

Работа с текстильными материалами.

Основы шитья: Учиться пользоваться иголкой приходится так же, как учиться держать ложку, карандаш, кисточку. Необходимо привлекать детей к ручной работе как можно раньше. Это наиболее верный способ научить правильной, даже точной координации движений пальчиков детской руки. Учить надо не спеша, постепенно, как бы играя, предлагать детям новые затеи: пришить что-либо, сшить простой предмет для подарка. Даже изготовление самой простой поделки - трудовой подвиг для ребѐнка.

Реализация программы начинается со второй младшей группы. В этой группе работу строится в основном на знакомстве детей с простыми материалами, такими как бумага, ткань, крупа, пластилин, соленое тесто. Тесто – чудесный материал для работы, пластичный, мягкий. Лепка из соленого теста приучает детей быть более усидчивыми, внимательными. Чудесные поделки получаются у ребят с использованием круп. Когда они фантазируют и стараются выполнить свою работу, развивается мелкая моторика пальчиков, массируются активны е точки ладошек, благодаря чему улучшается работа всех органов, самочувствие ребѐнка.

Так к новому году ребята уже смогли организовать творческую выставку из своих работ, где были представлены поделки из скомканной бумаги, объемные цветы из бумаги. В этом году с новыми детьми второй младшей группы так же уже организована выставка «Осенняя пора – очей очарование», где представлены работы детей в технике объемной аппликации и технике обрывания бумаги.(Приложение 1)

Сенсомоторное развитие в младшем дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, которое неразрывно связано с расширением деятельности ребѐнка, представлений об окружающем мире. Дети 3- 4 лет начинают учитывать законы мира в своей деятельности, реально отражая разные стороны жизни.

В средней группе я продолжала заинтересовывать детей изготовлением объѐмных (будто настоящих) фигурок из бумаги и картона, простых композиций из крупы, обрезанных ниток, показывала взаимосвязь характера движений руки с получаемой формой, поощряла стремление к более точному изображению.

Особенности возраста обуславливают необходимость подкрепления художественно-творческой деятельности проигрыванием.

В средней группе стали делать аппликации из природного материала. На первых этапах использовали крупные формы изображаемого предмета.

В развитии творческих способностей у детей среднего возраста происходит переход от создания отдельных образов предметов к их детализации. Дети уже не просто придумывают поделки, но и дополняют их различными деталями. (Приложение 2)

Старшие дошкольники владеют достаточно широким кругом общих сведений об окружающей их действительности, у детей усложняется и обогащается художественно-творческая деятельность.

Усложнила работу с бумагой, пластилином, предложив детям рисовать на стекле, предлагала разнообразный природный материал. Ребята с удовольствием делали картины для украшения интерьера. Работы получались яркими, результатами были довольны все.

Творческие задания с радостью выполнялись детьми, а эффективная мотивация выступала как стимул к творчеству. Ребята изготовили книжку-малышку для малышей, изготовили новогодние украшения на елку, изобразили сказочного петуха, изготовили персонажей к сказке «Репка», порадовали маму картиной из пластилина. К концу старшей группы дети уже хорошо знают, что они хотят сделать; следуют к своей цели, преодолевая препятствия; становятся способным изображать все, что вызывает у них интерес. Дети овладели приемами создания художественного образа. Могут использовать выразительность линий, цветовой ритм, создавать простейшие композиции.(Приложение 3)

В подготовительной группе я перешла к творческому синтезу различных фрагментов в целостное изображение, символизирующее отношение ребенка к миру. Дети готовы к созданию серьезных композиций. В ходе работы я использовала натурные наблюдения, литературный материал, фотоальбомы. Дети проявляли высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов и параллельно знакомились с новыми техниками работы по ручному труду: мозаикой из яичной скорлупы; флористикой; папье-маше; аппликацией из спичек, плетение волшебных ковриков; игрушек из помпонов. При создании любой поделки у детей формируются нравственно – волевые качества: усидчивость, терпение, аккуратность, ответственность, активность, целеустремленность, самостоятельность, уверенность в себе и в своих силах. Мои воспитанники ежегодно участвуют в выставках «Зимняя сказка», «Новогодняя фантазия», «Короб чудес», вместе с родителями участвуют в различных творческих конкурсах детского сада, на муниципальном и региональном уровнях. Прежде чем начать работать с материалом проводим наблюдения, опыты, в процессе которых дети, устанавливают свойства и качества материалов, каким клеем можно пользоваться при изготовлении поделок, какие работы можно выполнить из этих материалов, каким способом соединять. Для возникновения того или иного замысла часто имеет значение не только форма и цвет, но и фактура материала: колючий или мягкий, шершавый или гладкий. Пробуждение ассоциации и развитие ассоциативного мышления –прочный мостик к самостоятельному творчеству. Угадывание и фантазирование само по себе увлекательно и полезно. Учу детей развивать задуманную тему и воплощать еѐ в конкретные работы. Начиная работать с любым из нестандартных материалов, стараюсь сначала заинтересовать детей, для этого показываю методы работы с каждым видом материала. Освоив принцип выполнения аппликации из одного материала, дети изготовляют работы самостоятельно. Знакомлю с правилами работы кисточкой, клеем, ножницами. Использую игровые приѐмы, загадки, считалки, музыкальное сопровождение, фантазирую вместе с детьми: «белогривые лошадки мчат детей в безоблачные дали...» Большую радость доставляет детям оживление их работы: бабочка проснулась, она прилетела сообщить, что наступила весна, зайка прижал ушки, спрятал лапки – ему холодно. В такой обстановке ребята раскрепощаются, сочиняют сказки и с удовольствием выполняют работу. Работа над аппликацией выполняется в определѐнной последовательности, о которой напоминаю детям и стараемся обязательно соблюдать. Любая аппликация начинается с выбора сюжета, за которым следует составление эскиза к аппликации, подбор материала: природного, текстильного, бумаги, вырезание деталей изображения, раскладывание их на фоне, наклеивание и, наконец, высушивание.

Формируя навыки работы с нестандартными материалами, дети учатся ставить цель, определять мотив, подбирать материалы для изготовления под елки, организуют своѐ рабочее место, определяют последовательность работы, поддерживают порядок на рабочем месте. При организации работы стараюсь соединить игру, труд и обучение, что помогает обеспечить единство познавательных, практических и игровых задач. Большинство операций в освоении навыков художественной деятельности дети выполняют в совместной деятельности с воспитателем после дневного сна, в тёплое время года на прогулке, на участке. Для дошкольников является значимой потребность общения со взрослыми. Дети стараются получить одобрение, похвалу, положительную оценку со стороны взрослого. Общаясь с детьми, радуясь их новым знаниям, удовлетворенностью похвалой, использую поддержку и доброжелательность.

Стимулом к самостоятельной деятельности является предметная среда.

Помогают дошкольникам осуществлять замысел образцы работ. Важно, чтобы ребёнок подобрал материал и приготовил всё необходимое, побуждаю детей к поиску материала для воплощения замысла, советую как экономнее его расходовать. Развитие творчества детей связано со способностью создавать зрительный образ – замысел представления своей будущей работы и умением реализовывать его в разнообразном материале. Успех реализации замысла зависит от того, насколько хорошо ребѐнок знает и учитывает в деятельности качества и свойства материала, а также владеет техникой работы с этими материалами. Создание выразительного образа детьми невозможно без взаимосвязи познавательного, изобразительного и технического процесса. В связи с этим использую методику обобщѐнных способов создания поделок из разных материалов. Показывая детям основной способ создания работы, позволяющий на его основе создавать разнообразные вариативные работы.

Я пытаюсь увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят реальную пользу и радость окружающим, предоставляя возможность развития творческой индивидуальности, учитывая, что всѐ, что делают дети своими руками должно быть красиво.

Система работы над решением поставленных мною задач потребовала

создания определенных условий:

1. Создание предметно- пространственной развивающей среды:

В группе создана соответствующая предметно-пространственная развивающая среда, насыщенная изо-материалами, нетрадиционными бросовыми, а так же природными материалами для детского

художественного творчества со свободным доступом к материалам и возможностью экспериментирования с ними.

Использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок и мини-библиотеки детских рукописных книг.

Подбор методической литературы

Среди многообразия пособий по организации ручного труда дошкольников я выбрала следующие: Куцакова Л.В. «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома», Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду», Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала» и Маханева М.Д., Скворцова О.В. « Учим детей трудиться»

2. Профессиональная компетентность.

Педагог, развивающий в детях творческие способности должен быть сам творцом, заинтересованным в создании эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми. Чтобы достичь поставленной цели я изучила дополнительную литературу по данной теме, предусмотрела наличие необходимых материалов.

3. Творческая заинтересованность.

Каждый педагог - практик заинтересован в том, чтобы у детей расширялись и углублялись знания об окружающем мире, развивались творческие способности и познавательные интересы, развивались психические процессы: внимание, память, воображение, развивалось чувство коллективизма, эмоционально-волевая сфера.

4. Условия творческой деятельности.

– привлечение детей к деятельности по работе с нестандартным материалом, которое стимулирует творческое воображение, самостоятельность, интерес. Это требует развития мотивационной потребности ребѐнка У детей очень рано зарождается потребность в осознании своей значимости, признания, самоутверждения, реализовать которую можно в игровой ситуации. Именно в игре реализуется потребность действовать самостоятельно, активно. Игровой мотив позволяет сделать так, чтобы у детей выполнение заданий стало осмысленным и в то же время интересным, увлекательным. Для решения той или иной задачи я превращаю детей в волшебников, художников, портных, конструкторов и т.п.

Дети с удовольствием включаются в игровую ситуацию.

Выполнение трудовых заданий: обучаю детей необходимым способам

работы, вырабатывая у них соответствующие навыки, умения, разъясняю смысл работы того значения, которое оно имеет для других детей, помогая детям в планировании, согласовании действий.

Условия свободного выбора. Так при изготовлении аппликации из яичной скорлупы дети сами выбирали тему.

Включение детей в процесс творческой деятельности. Детям нравится быть добрыми волшебниками, помогать попавшим в беду. Мотив взаимопомощи стимулирует активность ребѐнка, проявление им инициативы

Создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей, развитие чувства защищѐнности. Чрезмерная критика, регламентирование каждого действия ребѐнка приводит к боязни ошибиться, без инициативности, к привычке делать всѐ только по указанию взрослого. В позитивных условиях ребѐнок намного лучше справляется с заданием. Желание пережить успех активизирует деятельность ребѐнка. Он стремится к новым достижениям, новым результатам. Поэтому я стараясь подчеркнуть положительные моменты, отметить успех ребѐнка с тем, чтобы усилить его желание к продолжению дальнейшей деятельности.

5. Сотрудничество с родителями.

Атмосферу детского творчества поддерживают и родители. Все чаще у детей появляется желание заниматься любимым делом в детском саду и дома. Они подолгу, увлеченно могут «творить», применяя нередко свои оригинальные приемы решения творческих заданий. Для родителей я провела консультации по вопросам организации этой деятельности: «Как развивать творческие способности дошкольников», «Совместная творческая деятельность родителей с детьми», «Совместный труд объединяет семью»; сообщения на родительских собраниях «Развитие творческих способностей», «Взаимосвязь игры и труда в воспитании детей», «Домашняя мастерская»; семинары – практикумы «В стране Листопадии», «Аппликация из разноцветных ниток», «Игры – забавы для малышей».

Воспитание детей осуществляется успешно только по условию совместной работы детского сада и семьи. Чтоб активизировать внимание родителей к педагогическому процессу на собраниях, в беседах, при индивидуальных встречах рассказываю о работе, которая проводится в этой связи в группе. Даю родителям рекомендации по развитию творческих способностей навыков трудовой деятельности при работе с нестандартными материалами, используя разные формы работы: выставки детских поделок, оформляю стенды, папки-передвижки на различные темы, где помещаю консультации.

Результат работы

В ходе реализации формирующего этапа работы, отмечены положительные качественные преобразования в способности воспитанников к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество, в проявлениях детской фантазии, в воображении, особом видении мира, в своей точке зрения на окружающую действительность. Реализация программы «Приглашение к творчеству» с детьми дошкольного возраста активизировала творческий потенциал детей: выполняемые детьми поделки обогатились новыми оригинальными образами, закрепились навыки и умения, полученные в процессе изготовления поделок из различных материалов, также способствовала развитию ручной умелости, самостоятельности, усидчивости, созданию возможности использовать продукты собственного творчества в игровой, театральной деятельности в группе. Результаты на контрольном этапе работы свидетельствуют о повышении уровня развития творческих способностей в художественном ручном труде дошкольников, имеющих на начальном этапе подражательно исполнительские качества деятельности. Общими показателями этого являются: увеличилась беглость мысли (количество производимых идей, гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую, появилась оригинальность (способность производить идеи, повысилась любознательность, проявляется фантастичность в созданных детьми поделках. Следовательно, проведенная работа подтверждает эффективность процесса развития творческих способностей детей посредством художественного ручного труда.

Результаты реализации программы представлены:

1. В виде тематических выставок в детском саду:

- «2015 год – год литературы»,

К юбилею детского сада «Очень детский сад люблю, все цветы ему дарю»,

- «Новогодние фантазии».

2. Участием в выставках и конкурсах разного уровня, (Приложение 5).

Перспектива

Перспективу работы вижу в распространении опыта среди коллег через открытые просмотры НОД, консультации и семинары.

В работе с детьми планирую опробировать новые техники ручного труда, такие как изонить, декупаж, торцевание, киригами, квиллинг, аппликации из бумаги, сложенной гармошкой.

Библиография

1. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Кн.для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., дораб. – М: Просвещение, 1991.

2. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детсом саду. Программа и методические рекомендации. – 3-е изд., испр. И доп. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.

3. Куцакова Л.В. Дошколята трудятся. Воспитательно-образовательная работа по трудовому воспитанию в детском саду. – М.,1997.

4. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа

5. Куцакова Л.В. Программа Москвичок. Организация работы с детьми по

изобразительной деятельности и художественному труд у. – М., 1998.

6. Маханева М.Д., Скворцова О.В. Учим детей трудиться: Методическое

пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

7. Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для

воспитателей ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС.2009.

8. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое

пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011.

9. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.-М: 2003, - 344с.

10. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома.- М: Мозайка-Синтез, 2007

Занятия по аппликации с использованием нетрадиционных материалов - это "кладовая" для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления поделок или сюжетов не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но и разовьет мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Занятия нетрадиционным апплицированием способствует развитию воображению, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка (З.А. Богатеевой, М.А. Гусаковой, Г.Г. Григорьева, Т.Г. Казакова, И.В. Новикова, Р.М. Чумичева и др.).

Значимыми моментами использования нетрадиционных техник в развитии аппликации у детей младшего дошкольного возраста являются:

развитие мелкой моторики, благодаря разнообразию материалов, которые стимулируют их обследование и, следовательно, совершенствуют сенсорную сферу детей;

создание интересного образа, благодаря различным материалам, которые могут "подсказывать" детям оригинальные сюжеты;

многообразие материалов для аппликации, техник и способов крепления позволяет активизировать творческое экспериментирование (И.А. Лыкова);

простота некоторых техник облегает получение результата.

Технология рассматривается, как совокупность предметов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (Толковый словарь). Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель).

Изобразительные техники понимаются, как совокупность методов, приемов создания художественного объекта изобразительными средствами.

Традиционными способами создания аппликации являются использование бумаги и картона, менее широко используются кожа, как материал. К нетрадиционным техникам в аппликации можно отнести использование различного материала (пищевые продукты - макароны, крупы, соль, сахар); сочетание различных материалов, например, засушенные листья и нитки; "необычные" способы обработки материалов.

Анализ литературы показал (Казакова Р.Г., Белобрыкина О.А., Кожохина С.К., Комарова Т.С., Петухова Г.В., Шклярова М.С.), что общепринятого определения термина "нетрадиционные изобразительные техники" на данный момент нет. Вместе с тем, характеризуя нетрадиционные изобразительные техники, авторы выделяют ряд их особенностей:

  • а) для создания образа используются не только обычно применяемые изобразительные материалы (цветная бумага, картон), но и сочетание данных материалов;
  • б) применяются дополнительные материалы, вещества (вата, салфетка, скорлупа);
  • в) используются приёмы, инструменты создания изображения.

В разработках И.В. Новиковой, Л.В. Базулиной, Н.В. Дубровской представлены рекомендации и занятия с детьми по изобразительной деятельности с использованием различного материала. Большое значение в развитии ребенка отводится разнообразию материала, который рождает у детей оригинальные идеи, развивает воображение и фантазию, вызывает желание придумывать новые конструкции и использовать их в игре. В занятиях предлагают использовать следующий материал: пенопласт, ракушки, бисер, ткань, пуговицы, шишки, скорлупу яиц, бересту и многое другое.

В методических разработках предлагается ознакомление детей с нетрадиционными способами аппликации - аппликация на ткани, из опилок, из крупы, из перьев птиц, из стружки, из бисера, из листьев и многое другое. Оригинальные композиции можно создать из пуха камыша, тополя, опилок. Они дают рельефную поверхность изображения, которое четко выделяется на яркой по цвету и мягкой по фактуре плоскости ворсовой бумаги или плотного картона. Так, из пуха камыша или тополя изображают цыплят, мохнатую собачку, медвежонка, длинноухого зайку, цветы одуванчика. Выполнение таких своеобразных аппликаций начинают с наметки на основе контура изображаемой фигуры. Затем ее поверхность намазывают клеем и сверху накладывают пух растрепленного камыша. Глаза животных обозначают накладными бусинками, пуговицами, семечками подсолнуха. Таким же способом создают панно из опилок или битой яичной скорлупы. Наряду с натуральным цветом опилок или скорлупы можно применять и окрашенный материал (анилиновые красители разных оттенков). Дополнительно наклеивают умело засушенные веточки, листья, цветы. Детям следует постоянно раскрывать возможности применения тех или иных материалов, их многообразные комбинации. Это повышает интерес ребят к процессу художественного труда и его результату.

Таким образом, обобщенный анализ исследований показывает наличие различных технологий развития аппликации: как на уровне активизации замысла, так и на технологическом уровне (оригинальное использование материалов). Вместе с тем во всех технологиях используются различные изобразительные техники: техника "коллаж" - сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только в плоскости, но и в объеме, и образуют композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения (возможные тематики: " Птица-Осень", "Небосвод", "Зимняя сказка"); техника "обрывная аппликация" (возможная тематика: "Мой любимый Снеговик", "Мишка косолапый"); техника "скатывание бумаги" (тематика: "Ягнёнок", "Барашек"); техника "аппликация из листьев" (тематика: "Рыбки в аквариуме", "Бабочки", "Листопад"); техника "аппликация из ниток" (тематика: "Морские волны", "Мой любимый зайка", "На дне морском"); техника "аппликация из скорлупы яиц" (возможная тематика: "Снеговик", "Цыпленок", "Мишка"); техника "аппликация из макарон" (тематика: "Цветы на лугу", "Бабочка прилетела", "Радуга-дуга"); техника "аппликация из крупы" (тематика: "Волшебный цветок", "Медведь", "Мышка-норушка").

Процесс овладения дошкольниками умениями и навыками работы в нетрадиционных для дошкольного образования художественных техниках проходит успешно при следующих педагогических условиях: доступность нетрадиционных художественных техник, предлагаемых к освоению детьми; использование различных методов и приёмов, в младшем возрасте это чаще игровые приёмы, с игровыми персонажами и сюрпризными моментами; коллективные работы, организация выставок силами детей, их последующий просмотр и обсуждение; использование богатого иллюстративного материала, в полной мере демонстрирующего особенности каждой нетрадиционной техники; создание активно воздействующей предметно-пространственной среды; наличие необходимого оборудования и материалов и правильная организация места для них.

Результативность. Обобщенный анализ использования нетрадиционных техник позволяет предположить, что нетрадиционные техники способствуют:

накоплению сенсорного опыта ребенка (действия с разнообразными материалами);

обогащение изобразительного, эстетического опыта;

развитию моторики руки (вызывают не такие сложности, как в рисовании);

экспериментированию с различными материалами;

развитию воображения, творчества ребенка;

развитию интереса к аппликации (наклеивание различных материалов).

Анализ исследований, методических разработок, общеобразовательной программы "Детство" позволяют говорить о сочетаемости и интегративности данной технологии в педагогическом процессе и позволяет определить преимущества развития аппликации в процессе освоения нетрадиционных техник детьми младшего дошкольного возраста.

  • 1. Нетрадиционная изобразительная техника - сродни экспериментированию с материалами, на основе которой возникает и поддерживается интерес детей к аппликации.
  • 2. Варианты нетрадиционных изобразительных техник рассчитаны на интеграцию задач развития детей (эстетического, когнитивного, эмоционального, сенсорного)
  • 3. Нетрадиционные изобразительные техники, в ряде случаев, не требуют развитых специальных технических умений, что облегчает процесс апплицирования.
  • 4. Использование разнообразных нетрадиционных изобразительных техник способствует принятию замысла, созданию оригинального образа, более глубокому освоению средств выразительности.
  • 5. Нетрадиционные техники в младшем дошкольном возрасте благоприятно влияют, на развитие мелкой моторики, что является актуальным на данном этапе развития, т.к. это взаимосвязано с развитием речи и является сенситивным периодом для детей 3 лет.

Диагностика направленная на определение особенностей освоения элементов нетрадиционных техник в аппликации детьми младшего дошкольного возраста.

Цель: выявить представления детей младшего дошкольного возраста об использовании нетрадиционных материалов в аппликации.

Стимульный материал: на столе лежат различные материалы: салфетки, бумага, вата, крупа, картон, фасоль, макароны, поднос, клеенка, половинка формата А4, поднос.

Инструкция: педагог работает индивидуально с каждым ребенком. Ребенку предлагается назвать те предметы, которые ему знакомы. Затем ребенок должен ответить на вопросы:

Что из различных материалов тебе нравится больше всего? Почему?

Можно ли использовать фасоль, крупу, макароны, вату для создания аппликации?

Попробуешь поиграть с этим материалом и наклеить его на картон?

2. "Угадай-ка"

Цель: выявить представления детей младшего дошкольного возраста о нетрадиционных материалах, использующихся в аппликации.

Материал: образцы барашков

Инструкция: ребенку предлагается подойти к столу, на котором лежат картинки, перевернутые сюжетом вниз. Педагог говорит: "Давай с тобой поиграем в одну игру. Видишь, у меня лежат картинки. Но они необычные, а с секретом. Я буду показывать тебе по одной картинке. Ты будешь внимательно смотреть на них, а потом ты будешь называть мне то, что там изображено. А еще ты мне скажешь, из чего это сделано, из какого материала. Если все правильно назовешь, значит, ты выиграл". Педагог предлагает ребенку серию картинок "Барашек", выполненную из разных материалов.

Затем педагог предлагает ребенку ответить на вопрос: "Какой барашек тебе больше понравился? Почему? Как ты думаешь, из какого материала он сделан? Ты хотел бы поиграть с ним и сделать для него угощение?"

3. Наблюдение

Цель: выявить особенности интереса к нетрадиционным изобразительным материалам у детей младшего дошкольного возраста.

Материал: в среду помещается разнообразный материал

Инструкция: педагог в течение недели наблюдает за проявлениями интереса к различным нетрадиционным техникам и фиксирует результаты наблюдения.

Анализ диагностики осуществлялся по следующим критериям:

принятие задачи;

ее реализация;

самостоятельность и интерес к деятельности;

практические действия и комментарии;

заинтересованность;

характер обращения к предметам, материалам в самостоятельной и совместной деятельности;

наличие технических умений;

эмоциональные проявления.

На основании данных критериев были разработаны уровни освоения элементов нетрадиционных техник в аппликации детьми младшего дошкольного возраста.

  • 1 уровень - ребенок испытывает затруднения в принятии задачи; необходимо поэтапное объяснение действий, "подсказка" способа выполнения; создаваемые изображения схематичные, неоригинальные (может не принимать возможность создания образа с использованием нетрадиционных материалов); отказывается от выполнения задания; действия не комментируются; не заинтересован в выполнении задания; не обращается в работе к незнакомым материалам; не может найти применения к предложенным предметам; не проявляет выразительных эмоций при выполнении.
  • 2 уровень - испытывает затруднения в принятии задачи; создает неоригинальные, схематичные изображения; не самостоятелен, часто обращается к взрослому; практические действия не комментируются; не заинтересован в выполнении работы, отвлекается; обращается к незнакомым материалам, но не знает, как их применить; затрудняется во включении в деятельность в заданиях с нетрадиционными материалами; не проявляет выразительных эмоций при выполнении.
  • 3 уровень - принимает задачу и включается в выполнение заданий; активно создает изображения, использует некоторые детали для украшения; проявляет относительную самостоятельность; точно отвечает на вопросы, комментирует свою работу; проявляет интерес к деятельности; часто обращается к незнакомым предметам, пытается их применить для создания образа; с интересом включается в аппликацию с использованием нетрадиционных техник; проявляет выразительные эмоции при выполнении заданий.
  • 4 уровень - принимает замысел, активно включается в выполнение заданий; создает свои оригинальные изображения (интересные образы), использует разнообразные средства выразительности; проявляет активность и самостоятельность в деятельности; активно поясняет свои действия и изображения; очень заинтересован в выполнении задания; постоянно обращается к нетрадиционным материалам для создания аппликации; неплохо сформированы технические умения и навыки (крепления материалов, обработка); умеет использовать разнообразный материал; проявляет яркие эмоции при выполнении задания.

Годовое тематическое планирование в младшей группе по аппликации с использованием элементов нетрадиционных техник

В разработке годового тематического планирования мы исходили из следующих положений :

необходимость последовательной и системной работы по использованию нетрадиционных техник в освоении аппликации младшими дошкольниками;

расширение опыта использования различных нетрадиционных техник у детей младшего дошкольного возраста в аппликации и развитие интереса к изобразительной деятельности;

организация обследования и творческого экспериментирования с изобразительными материалами, инструментами;

поощрение самостоятельности в использовании нетрадиционных техник в аппликации младшими дошкольниками с целью создания выразительного образа;

использование различных форм организации педагогического процесса в данном направлении: интегрированных занятий, занятий построенных на игровом моменте; совместной творческой деятельности педагога и детей, самостоятельной художественной деятельности детей; и применение коллективных и индивидуальных форм организации детей на занятиях;

активизация интереса детей к творчеству, изобразительной деятельности, и в частности, к аппликации;

использование созданных детьми изображений для оформления ДОУ, подготовки атрибутов игр и спектаклей, организация выставок и конкурсов аппликационных работ и т.д.

Обоснование идеи: для развития творческого самовыражения каждого ребенка необходимо обогащение предметно-развивающей среды, включающей различные мини-центры.

  • 1 направление: развитие интереса к аппликации и освоение нетрадиционных техник аппликации детьми младшего дошкольного возраста.
  • 2 направление: с целью создания педагогических условий для использования нетрадиционных техник в аппликации детьми младшего дошкольного возраста предусматривается обогащение предметно-развивающей среды.

Годовое тематическое планирование в младшей группе по аппликации с элементами нетрадиционных техник

Материалы

"Знакомство с волшебным мышонком Джимми и его необычной мастерской"

Знакомство детей с игровым персонажем Волшебным мышонком Джимми, различными инструментами материалами, для апплицирования;

рассматривание изображений, выполненных в разных техниках;

создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

Кисточки, клей, ножницы; салфетка, вата, горох, фасоль, пшено, греча, макароны, сухие листья, семечки.

"Поиграем с волшебным мышонком Джимми"

Экспериментирование с материалами;

знакомство со способами крепления различного материала;

формирование интереса к данной деятельности.

Клей, вата, бумага, бархатная бумага, крупа, салфетка, макароны.

"Сделаем ковёр из листьев"

Знакомство детей с обрывной техникой в аппликации;

учить детей рвать салфетку на маленькие кусочки;

учить детей правильно держать кисточку, набирать клей, промазывать поверхность изображения;

поддерживать, поощрять умения детей в аппликации.

Лист бумаги, салфетки жёлтого, красного, зелёного цвета, клей, кисточка.

"Моё чудо дерево"

Продолжать осваивать технику обрывной аппликации;

учить заполнять кусочками бумаги, салфетки определённую область изображения (крона дерева);

продолжать учить правильно пользоваться кисточкой, клеем.

Лист бумаги с изображением дерева, клей, кисточка, салфетки, цветная бумага.

"Жёлтый птенчик"

Знакомство детей с аппликацией из крупы (пшена);

учить брать маленькую щепотку пшена и аккуратно засыпать им определённую поверхность изображения;

продолжать учить правильно держать кисточку, набирать клей и промазывать поверхность изображения;

Лист бумаги (половинка А4) с изображением цыплёнка, пшено, клей, кисточка.

"Бурый мишка"

Продолжать знакомить детей с аппликацией из крупы (греча);

продолжать учить брать небольшую щипотку гречи и аккуратно распределять её на определённую поверхность изображения;

продолжать обращать внимание на правильность и аккуратность при работе с кисточкой и клеем.

Лист бумаги с изображением мишки, греча, клей, кисточка.

"Первый снег"

Знакомство детей с аппликацией из ваты;

учить детей отрывать маленькие кусочки, немного скатывать их и приклеивать на лист бумаги;

учить правильно наносить клей на лист бумаги (делать клеевые точки)

Тёмный лист бумаги, вата, салфетка, клей, кисточки.

"Здравствуй, Дедушка Мороз!"

Продолжать знакомить детей с аппликацией из ваты;

учить заполнять ватой определённую поверхность изображения (борода);

создавать эмоционально благоприятный фон.

Изображение Деда Мороза, вата, клей, кисточки.

"Ёлочка нарядная"

Познакомить детей с аппликацией из фантиков, фольги, салфетки;

учить украшать ёлочку, кусочками материалов, предварительно скатывая их в шарики;

продолжать вызывать интерес к данной деятельности.

Изображение ёлочки, фантики, фольга, салфетки, клей, кисточки.

"Снеговик"

Продолжать знакомить детей с аппликацией из ваты, ватных дисков, синтепона;

учить подбирать правильный размерный ряд из ватных дисков (синтепона) с помощью наложения на готовый силуэт снеговика;

обращать внимание на аккуратность при обращении с клеем.

Лист с изображением силуэта снеговика, ватные диски (синтепон), клей, кисточки.

"Весёлый барашек"

Познакомить детей с аппликацией из макарон;

учить промазывать клеем всю поверхность изображения (шубка барашка) и заполнять её макаронами;

учить аккуратно пользоваться клеем, прижимать макароны пальчиками, чтобы они крепко держались.

Изображение барашка, макароны, клей, кисточки.

"Деревянный домик в лесу"

Продолжать знакомить детей с аппликацией из макарон;

продолжать учить промазывать изображение клеем и аккуратно приклеивать прямые макароны в виде брёвнышек;

создавать эмоционально положительную атмосферу для детей.

Изображение домика, прямые макароны, клей, кисточки.

"Подарим маме веточку мимозы"

Продолжать знакомить детей с аппликацией из салфетки;

учить детей отрывать маленькие кусочки салфетки, скручивать его пальчиками в маленький шарик;

продолжать промазывать необходимую область клеем (гроздь мимозы) и заполнять её шариками.

Шаблон мимозы, жёлтая салфетка, клей, кисточки.

"Веточка вербы"

Продолжать знакомить детей с аппликацией из ваты, салфетки;

продолжать учить скатывать вату, салфетку в шарик и приклеивать в определённое место;

обращать внимание на аккуратность при работе с клеем.

Силуэт веточки, вата, салфетка, клей, кисточки.

"Бабочки на полянке"

Продолжать знакомить детей с аппликацией из макарон и геометрических фигур;

учить украшать крылья бабочки с помощью макарон и различных фигур;

обращать внимание на контрастные цвета при украшении изображения.

Шаблон бабочки, различные геометрические фигуры, макароны, клей, кисточки.

"Одуванчики расцвели на лугу"

Продолжать знакомить детей с аппликацией из салфетки и папирусной (цветочной) бумаги;

учить детей определённо скручивать бумагу, чтобы получился цветочек;

поощрять детей за правильность и аккуратность при выполнении задания.

Изображение летнего луга, салфетка, папирусная бумага, клей, кисточки.

"Наш аквариум" 1ч.

Коллективная работа

Познакомить детей с аппликацией из ракушек, фасоли, ниток, ореховой скорлупы;

учить правильно, аккуратно приклеивать материалы, создавая дно аквариума;

учить детей работать в подгруппах, помогать друг другу.

Изображение пустого аквариума на ватмане; ракушки, фасоль, нитки, скорлупа;

Клей, кисточки.

"Наш аквариум" 2ч.

Коллективная работа

Познакомить детей с элементами оригами;

учить детей складывать рыбку из различной бумаги (журнальная, газета, цветная, фантики);

обращать внимание на правильность и аккуратность складывания и приклеивания рыбки.

Изображение аквариума на ватмане, различная бумага для оригами, клей, кисточки.

Аппликация - это картина или украшение, созданное из кусочков ткани или бумаги, а также других материалов, приклеенных друг к другу или сшитых между собой.

Этот вид декоративного искусства известен давно. Возможно, возник он ввиду необходимости соединения кусочков кожи или ткани между собой. Со временем стали использовать кусочки замши и войлока другого качества и оттенка для украшения одежды и придания изделиям более праздничного и красивого вида. Из кожи и войлока собирались разнообразные сюжеты, центром которых становились животные, растения, птицы, даже религиозные персонажи.

Разнообразные виды аппликации получили распространение не только среди знати и зажиточного населения, но и среди простых людей. Вырезная аппликация на протяжении многих лет занимала почетное место среди других видов творчества. Вырезанка - простейший образчик аппликации, с которым каждый знакомится еще в детстве. Самые простые вырезанки - это снежинки, которые, как это ни удивительно, являются подвидом аппликации силуэтного типа.

Древний вид искусства - аппликация - до нашего времени дошел практически неизменным. Сейчас техника сборки целого изображения практически не изменилась - части по-прежнему пришивают или приклеивают к основе.

Виды аппликации

Существует несколько направлений этого искусства. Подразделяют на виды аппликации по материалам, сюжетам, используемым элементам. Итак, приступим к рассмотрению.

Наиболее распространенные виды аппликации:

  • предметная - для работы из необходимого материала вырезаются части предмета и приклеиваются на выбранную поверхность;
  • сюжетная - для формирования сюжета вырезают несколько деталей, которые формируют между собой цельный сюжет;
  • декоративная - изготавливается как и предыдущие, служит для украшения рамок, фото, альбомов или открыток.

Также один из видов аппликации - силуэтная. Темные силуэты вырезались из плотной бумаги темного оттенка. Такие изображения стали настоящими произведениями искусства: получив большую популярность среди знати, они выполнялись из бумаги высокого качества и большой стоимости. Высокохудожественные произведения, темами которых были батальные, бытовые сюжеты, а также целые сценки, до сих пор оцениваются специалистами как работы высочайшей тонкости и вкуса.

Самостоятельно сделать такую силуэтную аппликацию просто. Для этого требуется лист высокой плотности, на котором нарисован или распечатан рисунок с большим количеством элементов. При помощи маленьких ножниц или канцелярского ножа части бумаги вырезаются так, чтобы оставшийся материал формировал силуэт за счет соединения бумаги и прорезей.

Аппликация из страз

Популярные виды аппликации постоянно видоизменяются. Большое распространение получила разновидность творчества, в которой картина формируется за счет использования страз в качестве основного материала.

Стразы бывают многогранными, так называемой алмазной обработки, а также обычными, круглыми. Последние не такие блестящие, их поверхность практически не отражает свет. Алмазная огранка придает им яркость, свет они отражают в несколько раз лучше.

Чтобы сделать картину-аппликацию, можно приобрести готовый набор. Продаются такие в магазинах для рукоделия. Также можно самостоятельно выбрать стразы необходимого оттенка и придумать композицию. Наборы удобны - они содержат схему с цветовым рисунком, согласно которому наклеиваются камешки. Кроме того, поверхность основы покрыта специальным составом, благодаря которому аппликация не рассыпается.

Аппликации из страз могут быть не только в виде картин. Ими можно украсить одежду - платье, корсет костюма, отвороты рубашек и лацканы пиджака.

Для того чтобы декорировать детское платье при помощи аппликации из страз, необходимо выбрать камушки контрастного оттенка. Кроме того, понадобится специальный клей, если стразы не на клеевой основе, и пинцет, которым удобно выкладывать узор.

Украшать можно как в произвольном порядке, так и следуя схеме. В любом случае результат будет впечатляющим - одежда станет эксклюзивной и приобретет праздничный и нарядный вид.

Аппликации из листьев

Простейшая аппликация - из листьев. С ней дети знакомятся в возрасте трех-четырех лет. Для работы понадобятся высушенные листья цветов, деревьев, кустарников. Кроме того, необходима бумага (белая или цветная, в зависимости от задумки), клей ПВА или стразы на клеевой основе.

Для сюжета можно использовать шаблон. Распечатав его на бумаге или нарисовав от руки, на него приклеивают листья при помощи клея. Не обязательно следовать рисунку четко, можно использовать его только как основу. Чем больше проявляется во время работы фантазия, тем интереснее будет работа.

Можно предложить ребенку сделать собственный сюжет - нарисовать животное, человечка, персонаж любимого мультфильма, и при помощи листьев его дополнить - выполнить домик, одежду героя, аксессуары. Такое творение покажет весь творческий потенциал ребенка и поможет ему раскрыться. Аппликация из листьев прививает любовь к природе, одновременно развивая фантазию.

Аппликации из ниток

Еще один интересный вид - аппликация из ниток. Для работы необходима пряжа для вязания или вышивания (мулине), ножницы, клей, плотный картон нескольких цветов.

Для того чтобы сделать милого львенка, необходимо на цветной бумаге нарисовать его силуэт. Фигурка вырезается и при помощи клея прикрепляется к листу А4, выступающему основой. Мордочку можно нарисовать на белой бумаге, вырезать и аккуратно раскрасить цветными карандашами.

Для гривы следует нарезать пучок ниток. Каждая ниточка должна быть длиной около трех сантиметров. Потребуется примерно пятнадцать прядок. Можно сделать и больше, все зависит только от фантазии. Готовые нити при помощи ПВА клеятся на круглую основу диаметром 2,5 см (т. е. основа должна быть меньше гривы, чтобы нитки смотрелись свободно и естественно). Затем поверх них фиксируется мордочка львенка.

Для кисточки на хвосте нужен пучок ниток небольшой длины. Их можно аккуратно смотать посередине более длинной ниточкой, чтобы короткие пряди не выбивались и не растрепались. Можно для кисточки хвоста сделать бомбон или классическую нитяную кисточку. Главное, чтобы их размеры гармонично смотрелись со всей фигуркой.

Использование этого вида материала имеет свои преимущества. Часто дома лежат обрезки нитей или остатки пряжи, которые можно использовать в работе. Задействуя тонкий материал, ребенок развивает мелкую моторику и фантазию.

Снегири из ниток

Аппликация из ниток - не только детский вид рукоделия. Она предоставляет широчайший простор для творчества. Опытные мастерицы нетрадиционные виды аппликации превращают в настоящие шедевры. Работа с нитками очень кропотливая, требует большой точности и усидчивости. Начиная осваивать это направление, стоит потренироваться выполнять небольшие сюжеты, освоить создание отдельных элементов, экспериментируя с формой объектов и качеством нити. Затем только стоит приступать к выполнению большого сюжета.

Чтобы сделать снегирей, потребуются:

  • нити зеленого цвета, меланжевые, для травы;
  • нити белого цвета для фона;
  • голубые меланжевые нити - небо и облака;
  • коричневые, черные, красные, серые - для ягодок и тел птиц;
  • клей;
  • плотный картон;
  • карандаш.

Сначала на картоне, который будет основой, выполняется набросок сюжета. Снегири прилетают зимой, чаще всего мы видим их на фоне снега, сидящими на ветвях деревьев - обычных садовых или еловых. Именно это и необходимо нарисовать.

Для себя важно определиться, какой блок каким цветом будет выполнен. Таким образом, не возникнет путаницы в расположении нитей.

В первую очередь выполняют фоновые элементы. Основу аккуратно прокрашивают клеем ПВА, а затем приклеивают нити. Первая прядь может быть проложена в произвольном порядке, но все последующие обязательно будут повторять контур. Начинать удобнее снизу, сначала обойдя все сложные места, а затем выполняя большое поле. После того как будут готовы небо и ветки, приступают к выполнению тел птичек. Работать необходимо аккуратно, клювик и лапки требуют особой точности прокладывания нитей. Последними выполняются ягодки. Чтобы они были похожи на настоящую рябину, ниточки красного цвета закручиваются по спирали. Так ягода получается более рельефной и объемной.

При желании основой может быть ткань. В этом случае нитки выкладываются на основу или приклеиваются, как описано выше. Затем вручную или на швейной машине делается несколько простежек, которые закрепляют нити дополнительно. Такой аппликаций можно красиво украсить подушку или покрывала, также ее используют как элемент декорирования одежды.

Такая картина из нитей украсит любой интерьер и будет привлекать восторженные взгляды гостей.

Развлекаем малышей

Аппликации для детей представляют собой важный этап формирования мышления. Работая с простыми материалами, ребенок учится думать творчески, видеть сложное в простом, фантазировать и мыслить образами.

Первая детская аппликация из пластилина способствует развитию сенсорной моторики. Разминая под пальчиками податливый кусочек, ребенок подает сигналы мозгу, отвечающие за речевой аппарат. Работая с мамой, ребенок учится проводить аналогии между рисунком и полученным результатом. Кроме того, укрепляется связь между чадом и родителем.

С детьми трех-четырех лет также осваивается аппликация из бумаги. Важно пробудить интерес, ведь просто так ребенок вряд ли сообразит, что из простого листа цветной бумаги может получиться зебра или котенок.

Аппликации для детей не должны быть слишком сложными. Начинать стоит с простых элементов, которые не требуют дополнительных усилий. Например, можно изобразить домик - для этого сначала вырезаются элементы. Квадрат вырезается для стен, треугольник - для крыши. Затем ребенок под руководством взрослого может в указанной последовательности клеить заготовки. Для детей процесс, в результате которого из непонятных частей получается узнаваемый образ, - настоящее чудо.

Творчество на ткани

Аппликация на ткани - интересный способ украшения одежды. Таким образом можно декорировать как взрослые вещи, так и детские. Многие кутюрье, от классиков до современных, заслуженно уделяют этому виду декорирования большое внимание.

Для украшения подобной лисичкой одежды или сумки необходимо несколько кусочков ткани - 10 на 10 см оранжевого цвета, 5 на 5 см - белого. Также необходимы черные нитки и игла для вышивания.

Сначала на бумаге вычерчивается заготовка - голова лисы, тело и хвост. Затем рисуют два треугольника - для мордочки и для грудки. Полученные рисунки переносят на ткань и вырезают.

Заготовки пришиваются к основе с лицевой стороны. Можно сделать это на швейной машине или пришить руками.

Для создания сюжета около лисички пришивают цветы, бабочек. Можно вырезать их из ткани, использовать фигурные пуговицы.

Края тканей можно обработать или оставить свободными - любой вариант имеет право на существование. Лисичка не обязательно должна быть рыжей - даже фиолетовый зверек будет смотреться интересно.

Аппликация на ткани - универсальный способ декорирования вещей, простой и доступный. Так как для работы необходимы обрезки материи, это дает большой простор для фантазии.

Использование шаблонов

Шаблоны для аппликаций из ткани или из других материалов доступны в больших количествах. Это могут быть персонажи мультфильмов, цветы, элементы растений или животных, целые композиции. Хороши и удобны шаблоны для аппликаций из ткани тем, что содержат все необходимые для формирования целостного образа детали и элементы.

Например, на фото выше изображена лошадь. Все детали животного нарисованы в соответствующих пропорциях, что позволяет распечатать заготовку на бумаге любого размера - от маленького листа для записей до формата А3 или больше.

Нестандартное творчество

Чтобы развить фантазию, некоторые виды аппликации можно усовершенствовать. Привычные технологии, соединенные с нестандартными материалами или подходами, могут дать интересный результат.

К примеру, стандартная аппликация, цветы в которой являются основным мотивом, заиграет другими красками, если использовать необычный материал.

Для работы необходимы:

  • тридцать штук ватных палочек;
  • бумага зеленого цвета;
  • три кусочка желтого пластилина;
  • голубая или белая бумага для фона.

Сначала ножницами необходимо аккуратно обрезать головки ватных палочек. Делать это необходимо осторожно, чтобы не пораниться.

Затем на зеленой бумаге необходимо нарисовать контур листиков одуванчика и стебельков. Вырезанные листья приклеиваются к основе.

Из желтого пластилина необходимо скатать три примерно равных шарика, которые затем большим пальцем руки расплющиваются. Ватные палочки аккуратно вдавливают по краям пластилина пластиковыми основаниями внутрь. Затем полученные заготовки аккуратно поддеваются и при помощи этого же кусочка пластилина крепятся к стеблям цветков. Получившаяся аппликация, цветы в которой выполнены таким необычным образом, смотрится весьма интересно. Используя эту методику, можно выполнить ежа, приклеив на ПВА вместо иголок семена подсолнечника или гречневую крупу. Любой природный материал, а также любые обрезки тканей, остатки от рукоделия и прочее может найти применение.

Аппликации из бумаги

Еще одна получившее большое распространение технология - аппликация из бумаги. Выбранный сюжет или изображение складывается при этом из кусочков разного размера и формы. Материалом часто выступает классическая цветная бумага. Однако можно использовать не только ее - гофрированный картон, упаковочная бумага, цветная бумага с рисунком, газеты, части старых открыток - отличные варианты.

Чтобы получилась аппликация из бумаги, первым делом подготавливают шаблон. Это может быть нарисованное от руки или распечатанное на принтере изображение. Тема выбирается любая - животные, растения, корабли, транспорт. Затем необходимо решить, как будет клеиться бумага. Есть два способа. Первый - фигурка собирается из больших элементов. Для этого рисунок делится на большие участки - голова, тело, лапы, хвост. Все части вырезаются и наклеиваются на бумагу.

Второй способ - использование маленьких частей. При этом бумага может быть как однотонной, так и разноцветной. Главное - чтобы за ней четко прослеживалась форма. Маленькие кусочки бумаги при помощи ПВА приклеиваются друг к другу встык или с перекрытием. Важно соблюдать контуры рисунка, тогда форма будет четко видна.

Декоративная аппликация, виды которой очень многочисленны, может найти применение в любой сфере рукоделия. Аппликациями из ткани можно украшать одежду, сшивать яркие покрывала и пледы, украшать панно и коврики. Используя дополнительные материалы - бусины, стразы, соцветия сушеных цветов и разнообразные фактурные вещи (пуговицы или кусочки картона), создают настоящие шедевры. Картины из листьев могут быть не только детской поделкой. Наклеенные слоями один на другой, листья клена в сочетании с гроздьями калины делают любую классическую аппликацию произведением искусства.


Аппликация в переводе с латинского обозначает прикладывание. Это один из видов изобразительной деятельности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. Усваивается целый ряд графических и живописных умений и навыков. Формируется умение анализировать предметы и явления окружающего мира. Изо деятельность важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений.


Изобразительная деятельность имеет большое значение для решения задач: Умственного воспитания. Расширяется запас знаний о предметах окружающего мира, величинах, многообразии оттенков цветов, формируются мыслительные операции, сравнение, обобщение. Развивается речь, обогащается словарный запас, формируется связная образная речь. Формируются такие качества, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность. Сенсорного воспитания. Непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.


Нравственного воспитания. Изо деятельность (аппликация) воспитывает нравственно-волевые качества: доведение начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.д. Трудового воспитания. В данном виде деятельности сочетаются умственная и физическая активность, умение обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем, подготовка рабочего места, все это требует физических сил и трудовых навыков. Эстетического воспитания. Чувство цвета возникает от восприятия красивых цветосочетаний, чувство ритма возникает от ритмичного расположения частей предметов. Чувство пропорции возникает при конструктивной целостности изображения, постепенно у детей развивается художественный вкус.


Аппликация может быть: Предметной, состоящей из отдельных изображений. Лучше всего, когда это предмет большой формы. Сюжетной, отображающей те или иные события. Детали располагаются не в ряд, что ближе выглядит больше, что меньше – дальше. Декоративной, включающей орнаменты, узоры. Для нее характерны ленточная и центрально-лучевая композиция


Воспитатели детских садов склоняются к таким техникам обучения детей аппликации: Узоры из различных геометрических форм и растительных деталей, вырезанных из цветной бумаги, располагая их в определенном ритме. Составлять изображение предмета из цветной бумаги отдельными частями изображать сюжет. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги: вырезание, обрывание, плетение. Составлять изображение предмета используя технику оригами.































Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами дает возможность детям проявлять терпение, упрямство, фантазию и вкус. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем ярче творческая стихия детского разума..» Сухомлинский В.А.

3 слайд

Описание слайда:

Аппликация (от лат. applicatio - прикладывание) - создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала; изображение, узор, созданный таким способом. Для аппликации можно использовать самые разные материалы: бумагу, ткань, нитки, ракушки и камешки, и даже самую обыкновенную крупу.

4 слайд

Описание слайда:

Виды аппликации В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения,. Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом. Декоративная аппликация- вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения.

5 слайд

Описание слайда:

Аппликация имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания дошкольника. 1).Умственное воспитание - постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира. 2).Сенсорное воспитание - непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами. 3) Нравственное воспитание - изобразительная деятельность (аппликация) должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. 4) Трудовое воспитание - здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. 5) Эстетическое воспитание - чувство цвета, - когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний.

6 слайд

Описание слайда:

Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, крупа, глина, ракушки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, клей, кисть, краски, ножницы). Все эти действия способствуют умственному развитию детей.

7 слайд

Описание слайда:

Развивает художественное воображение и эстетический вкус. Развивает конструктивное мышление. Развивает мелкую моторику и тактильные ощущения. Помогает выучить цвета и формы. Знакомит детей с понятием технология. Итак, аппликация:

8 слайд

Описание слайда:

Обрывные аппликации Такие аппликации получаются, если бумагу не резать, а обрывать. В этом случае края выходят более «живыми», ворсистыми. При обрывании по заранее нарисованному контуру пальцы должны располагаться вплотную к контуру с двух сторон. Обрывание делается небольшими отрезками. Если рвать бумагу по волокну, край будет более гладкий, если поперек – более «стихийный», с белым ореолом, что неплохо, например, если вы делаете море – на волне сразу получается пена.

9 слайд

Описание слайда:

Аппликация из песка или соли Работать с песком одно удовольствие, а готовые картины получаются просто шикарными. Аппликацию песком или солью можно начинать делать с детьми от 2-2,5 лет. Для начала выбирайте простые аппликации с небольшим количеством деталей, постепенно усложняя рисунок и увеличивая число мелких деталей. Детям любого возраста нравится возиться с песком: сыпать его, выбирать цвета, разравнивать, а главное стряхивать. Почему же, хотя бы изредка, не пойти им навстречу?

10 слайд

Описание слайда:

Квиллинг Квиллинг (англ. quilling - от слова quill (птичье перо), также бумагокручение, - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

11 слайд

Описание слайда:

Аппликация из салфеток Салфетки - очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: возможность создавать шедевры без ножниц; развитие мелкой моторики маленьких ручек; развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; широкие возможности для проявления креатива.

12 слайд

Описание слайда:

Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Торцевание

13 слайд

Описание слайда:

Аппликации из мятой бумаги Техника сминания - это самая простая техника, которая интересна детям любого возраста. С ней могут справится даже самые маленькие детки в возрасте 2-3 лет, конечно под чутким руководством взрослых