Как правильно почистить янтарные бусы в домашних условиях и не испортить их? Как обрабатывают янтарь На чем крошат янтарь в домашних условиях.

Пару месяцев назад мне удалось побывать в самом янтарном крае России, и мира, как утверждает википедия. Наверное вы догадались, что это Калининградская область, где залежи янтаря в составляют не менее 90 % от мировых. Саму добычу мне не удалось увидеть, но вот как обрабатывают янтарь в небольшой мастерской, мне удалось запечатлеть, заодно узнал несколько фактов, о которых вы наверное точно не знали. Считается также, что русское слово "янтарь" заимствовано из литовского, так как литовские племена обычно проживали у янтарных берегов, а русские - очень редко. В других странах янтарь называют по разному, на Сицилии "симетитом", в Румынии - "румэнит", Мьянме - "бирмит". На древнегреческом "янтарь" звучит как "электрон". Ещё в древней Греции естествоиспытателями проводились эксперименты - куски янтаря тёрли шерстью, после чего те начинали притягивать к себе мелкие предметы. В древние времена за небольшое украшение из янтаря можно было купить раба (эх, были времена), а позже в средневековье, этот минерал наделяли чудодейственными свойствами - якобы он лечил от многих болезней. Сейчас знатоки различают около двухсот восьмидесяти разновидностей янтаря, от «морского» до «земляного». Пока я вам рассказываю про янтарь, управляющий цехом по обработке янтаря открывает большой железный сундук с сокровищами.
Но что мы здесь видим? Несколько мешков и тазик с камушками не презентабельного вида.
Это совсем не похоже на тот янтарь, что я себе представлял. Однако не будем торопиться с выводами. Это самый настоящий янтарь. В цех он приходит в различных фракциях. От такого "щебня", который стоит 600р. за кг.
До таких камушков, которые стоят значительно дороже, потому что из них можно сделать более крупные, интересные изделия.
А такие куски янтаря стоят до 20 тыс.р. за кг. Не маленькие такие булыжники. Кстати, куски янтаря весом более 1 кг приравниваются к драгоценным камням и не подлежат свободной продаже, такой указ выпустило правительство в конце 90-х годов. Вот так.
В этой комнате, где хранится сырье и обработанный янтарь, под неусыпным взором охранника производится взвешивание и расфасовка минерала.
Работа скучная и монотонная.
Янтарь распределяют по цвету, размеру и прочим параметрам.
Кто скажет, что из этого можно сделать украшение? Однако же делают.
Управляющий открывает шкаф с готовой продукцией. Хотя я должен был показать вам результат обработки в конце репортажа, придется сделать это сейчас.
Обработанный "щебень" выглядит как леденец.
А вот этот полуфабрикат сделан путем прессовки янтаря, из которого никак не могло получится чего-то толкового, однако выбросить тоже нельзя. Ни одна частичка этой драгоценной смолы не пропадет даром
Обломки и крошки янтаря засыпают в эти формы, который кладут в специальный пресс. Он под давлением и температурой плавит их.
В результате чего получается пластина с шариками. Их потом отделяют, обрабатывают. Стоят они конечно в разы меньше, чем настоящий янтарь.
Их потом еще ждет шлифовка и полировка, однако они не будут сверкать как шарики снизу. Проверьте кстати бабушкины янтарные украшения у вас дома, кто знает, может недобросовестный продавец впарил вам "прессовку" взамен настоящего янтаря.
А это настоящие, отплированные янтарные шарики.
На них можно смотреть бесконечно долго, они чудо как хороши. Мне бы один такой в детстве, в мою сокровищницу бесполезных фиговин.
Шарики помельче. В них позже будут просверлены дырки и сделаны браслеты, ожерелья и прочие украшения.
Из кусков побольше будут сделаны кулоны. Каких только цветов янтаря тут нет. Взял в руки кусок побольше, вес мало ощущается, минерал кажется легким.
Попадаются среди сырья и такие уникальные экземпляры с насекомыми внутри, которые называются инклюзами. Инклюзы – частицы флоры и фауны, попавшие в древнюю смолу и застывшие на миллионы лет. Самые распространенные включения – частицы членистоногих и растений, очень редко встречаются позвоночные и млекопитающие. Янтарь с инклюзами составляет около 10% от всего добываемого янтаря. При большом желании и огромных деньгах можно взять такой инклюз и построить себе небольшой юрский парк).
А теперь наконец узнаем, как делают шарики из янтаря. Для этого из сырья нарезаются кубики.
Которые вручную гранятся на шлифовальных станках до такого состояния.
После чего шарики опять обрабатываются на станке со специальными шлифовальными кругами.
Шарик крутится, поливается водой и становится более круглым, чем раньше.
Не обработанные шарики.
И готовые.
После обработки янтарь попадает на галтовку. Весьма интересный процесс. Здесь в виброгалтовочном барабане с наполнителями из абразива он подвергается обработке, необходимой, для обеспечения товарного вида.
Попросту говоря, шарики и прочие кусочки янтаря разного размера трутся с абразивом в воде с моющим средством в течении некоторого времени, точно не помню сколько.
Тут два таких барабана, функция у обоих одинаковая - вибрировать и вращаться.
После шлифовки в галтовочном барабане, шарики и кусочки янтаря перебирают, проверяют.

Затем дополнительно обрабатывают при необходимости и делают в янтаре отверстия.

В самом цехе висит янтарная пыль, при долгой работе с ним без респиратора наверное трудно дышать, однако некоторые работники были без него, привыкли наверное.
А это кстати, тот самый пресс, в котором плавят не кондиционный янтарь.
И напоследок готовые изделия из янтаря.
За эти бусы в прежние времена можно было купить парочку молодых рабынь).
И янтарь необычного черного цвета.
На этом все, спасибо, что дочитали до конца!

Сверление янтаря

Во время сборки янтарных изделий воедино, иногда приходится проделывать в них отверстия, они могут быть сквозными или определенной глубины. Сверление проводят только ручной дрелью или медленно работающей бормашиной. Диаметр сверла составляет приблизительно 1 мм. Его заменяют прочной короткой железной проволочкой с острым наконечником, швейной иглой без ушка. В процессе просверливания острый инструмент извлекают через каждые 1 - 2 мм углубления, чтобы очистить его от пыли. Делать отверстия лучше до полирования изделия. Это даст возможность крепко держать янтарь в руке и убережет изделие от появления царапин от сверла. Для того, чтобы мелкие камни не трескались в момент сверления, во время работы его нужно иногда смачивать водой или маслом. Для сквозного отверстия необходимо просверлить сначала одно отверстие на половину камня, а затем с другой стороны навстречу. Технология поможет избежать разлома и скалывания во время выхода сверла из камня.

Склеивание самоцвета

Иногда необходимо крепко соединить янтарные детали между собой. Для склеивания используют:

  • 50 % водный раствор натрия или калия, которым смазывают поверхности деталей, после чего нагревают до определенной температуры и плотно зажимают между собой;
  • янтарный лак и спиртовой раствор натрия;
  • раствор целлулоида;
  • раствор твердого копала в эфире.

После переработки минерала, из его отходов получается прессованный янтарь. Неподходящие для работы мелкие кусочки дополнительно дробят, затем нагревают до 140° - 150° С в вакуумном гидравлическом прессе. Получившийся расплавленный янтарь прессуют крупными блоками или производят прутья, путем пропускания их через круглые отверстия определенного диаметра. Детали распиливают на маленькие заготовки, из которых позже вытачивают красивые бусины или другие формы для украшений.

Как бы ни был красив природный янтарь, люди на протяжении долгих лет пытались улучшить качество самоцвета. Мастера, занимавшиеся обработкой янтаря, хотели достигнуть полной прозрачности янтаря, расширить его цветовую гамму. Минерал, подвергшийся обработке, ценился гораздо выше, и использовался для изготовления ювелирных изделий.


Один из самых древних методов обработки янтаря - просветление . Для этой цели применяли жир молодого поросенка, при кипячении в жире пузырьки, присутствующие в самоцвете в большом количестве, постепенно заполнялись жиром, и камень становился прозрачным. Потом вместо свиного жира стали применять льняное или сурепное масло. Просветленный янтарь в XIX веке использовался для изготовления увеличительных стекол, очков. От янтарного стекла порох вспыхивал быстрее, чем от простого стекла, поэтому из янтаря изготавливали и зажигательные стекла.

прокаливание . С помощью этого метода обработки достигается просветление янтаря и появление внутри камня лузги «рыбьей чешуи». Суть этого метода заключается в прогревании янтаря в песке при температуре 140-150 градусов.


В каждую временную эпоху в разных ценился тот или иной цвет янтаря, поэтому окрашивание янтаря также очень широко применялось мастерами. Еще в Древнем Риме самоцвету научились придавать красный оттенок, который очень ценился в ту пору: для этого янтарь вываривали в козлином сале или масле при температуре 150-200 градусов, а в качестве пигмента для закрепления окраски добавляли морской пурпур, который добывали из моллюсков, ализарин, индиго и другие натуральные красители. Главный критерий при выборе красителя - он должен растворяться в масле.



Также для придания янтарю красноватых оттенков применяли варение самоцвета в меду, но при этом очень часто образовывалась мелкая сеточка трещин на поверхности камня, поэтому данный способ не пользовался популярностью.

Сегодня также используют осветление , как метод обработки янтаря, мутный или грязно-желтый янтарь обесцвечивают в специальных автоклавах, камни держат 16 часов под давлением в среде азота при температуре 250 градусов, а затем осветленный янтарь закаливают в специализированных печах с песком.


Еще один метод обработки янтаря - прессование и формование . Кусочки янтаря очень пластичны при нагревании, именно это свойство и используют при прессовании. Самоцвет, предварительно очищают от окисленной корки, окислившуюся корочку смолы снимают в течение нескольких часов в барабане, в котором крутятся камни, на дне этого барабана находится шлифовальный круг, об который камешки и трутся. Затем измельчают янтарь в порошок и закладывают в пресс-формы. При температуре 180-220 градусов и давлении порошок превращается в вязкую массу, затем его разливают по формам и дают затвердеть, охлаждая. После прессования получают янтарь различных оттенков, благодаря добавлению в массу красителей, такой янтарь используют в ювелирной промышленности, для изготовления медицинской посуды и используют в промышленности как изолятор.

Как отличить прессованный янтарь

Физико-химические свойства природного цельного янтаря и амброида, формованного камня сходны, но присутствуют некоторые отличия. Для прессованного характерны:

● Равномерно распределенные внутри включения, примерно одинаковой сферической формы пузырьков, отличающихся от хаотичных по размеру и распределению в природном «минерале»;
● наличие сгустков красителя;
● вид «лоскутного» одеялка;
● структурное распределение материала в камне может быть спиралевидным, прямолинейным;
под УФ излучением ведет себя как искусственный материал, пропуская лучи и не отсвечивает как природный камень голубым или зеленым.

Самым главным отличием амброида (плавленного прессованного янтаря) считается реакция на эфир. Если смочить поверхность естественного камня капелькой эфира, он не изменится, а прессованный станет липким, изменит цвет в месте реакции.



Применяется также химическая обработка янтаря . Остатки от обработки крупных камней нагревают в резервуарах при температуре 350-370 градусов, и в результате химических реакций янтарь разлагается на янтарное масло (15% от общей массы), янтарную кислоту (1,2%), и «плавленый янтарь» (65%).

Склеивание самоцвета

Иногда необходимо крепко соединить янтарные детали между собой. Для склеивания используют:

50 % водный раствор натрия или калия, которым смазывают поверхности деталей, после чего нагревают до определенной температуры и плотно зажимают между собой;
● янтарный лак и спиртовой раствор натрия;
● раствор целлулоида;
● раствор твердого копала в эфире.


Отжиг
. Данный метод улучшает декоративные свойства натуральных кусков янтаря. Необработанный янтарь закладывают в специализированные печи с песком и подвергают сильному калению при температуре свыше 200 С. В результате камень становится прозрачным, за счет того, что из него выходят пузырьки газов, которые замутняли янтарь. При длительном нагреве оттенок янтаря становится золотисто-желтым. При этом внутри самоцвета образуются многочисленные трещинки, что делают камень "блестящим" когда в них преломляется свет, проходящий сквозь камень.


Помимо облагораживания янтаря каждый камень проходит стандартную обработку, которая включает в себя: обдирку, раскрой, формовку, шлифовку и полировку.


Сверление янтаря

Во время сборки янтарных изделий воедино, иногда приходится проделывать в них отверстия, они могут быть сквозными или определенной глубины. Сверление проводят только ручной дрелью или медленно работающей бормашиной, диаметр сверла составляет приблизительно 1 мм, его заменяют прочной короткой железной проволочкой с острым наконечником, швейной иглой без ушка. В процессе просверливания острый инструмент извлекают через каждые 1 - 2 мм углубления, чтобы очистить его от пыли. Делать отверстия лучше до полирования изделия, это даст возможность крепко держать янтарь в руке и убережет изделие от появления царапин от сверла. Для того, чтобы мелкие камни не трескались в момент сверления, во время работы его нужно иногда смачивать водой или маслом. Для сквозного отверстия необходимо просверлить сначала одно отверстие на половину камня, а затем с другой стороны навстречу. Технология поможет избежать разлома и скалывания во время выхода сверла из камня.


Обдирка и формовка янтаря

Обдирка янтаря - это снятие корки, которая образуется при обветривании минерала. Процесс происходит при помощи крупнозернистого наждачного камня. Получившуюся янтарную пыль собирают в специальный резервуар для получения лака. Обдирку породы обычно начинают с прозрачной стороны минерала, которая когда-то была повернута к солнцу. Корка снизу может быть отличной основой для задуманного изделия, где можно будет разглядеть различные фигуры, которые только можно нафантазировать.

Формовка - на этом этапе, заготовке придают определенную форму. Камню будет предан нужный объем и рисунок.


Раскрой янтаря

Раскрой янтаря - спиливание камня до заготовок-пластин нужной толщины и размера при помощи лобзика, слесарной ножовки по металлу. Завернув камень в бумагу или ткань, его зажимают в тисках или струбцине. Чтобы избежать раскола минерала, распиливание никогда не доводят до конца. Как правило, оставляют нетронутой небольшую часть минерала. После, камень вынимают из зажима, переворачивают и делают новый спил навстречу. Проделав такую операцию несколько раз, инструмент вынимают из пропиленного участка и вычищают образовавшиеся опилки и стружку в специальный сосуд.


Выравнивание камня

Выравнивание заготовки проводят после обдирания, формирования или раскроя. Заготовка имеет шероховатую, достаточно грубую, неровную поверхность. Среднезернистой шкуркой, обычно 40 - 16, заглаживают всю поверхность. С помощью гладкой пластины, подложив ее под шкурку, прорабатывают ровные участки. Закругленные - обрабатывают руками, согнув шкурку в трубочку. Движения камня должны быть легкими, круговыми, вращательными и без особого надавливания.


Шлифовка янтаря

Шлифовка янтаря, по-большому счету копирует предыдущий выравнивающий прием, только шкурка используется здесь меньшей зернистости. Для лучшего эффекта, нужно осуществить процедуру несколько раз, постепенно снижая зернистость. Обработка ведется с увлажнением минерала, поэтому шкурку нужно выбирать водостойкую. Опытные мастера используют для шлифовки старый порошок пемзы.


Полировка янтаря

Полировка янтаря - заключение обработки изделия. Такое действие придает изделию завершенный, нужный вид. Процесс производится вручную с использованием войлока, кожи, фетра, фланели и вращающихся кругов, которые изготовлены из такого же материала. На поверхность наносят окиси олова, пасту ГОИ, зубной порошок и даже мел. Полировка янтарных продуктов на производстве осуществляется при помощи бязевого круга. Его натирают смесью из парафина, янтарных стружек и мела. Ручное полирование изделий происходит круговыми движениями. На движущихся кругах янтарь полируют, легко прикасаясь и постоянно перемещая изделие. Если обороты полировочного круга слишком велики или нажатие на минерал сильное, то поверхность пригорит, образуется расплавленная корочка. При температуре больше 100° янтарь становится мягким, а при 300° самоцвет уже плавится.

Окончание полировочного процесса определяется принципом зеркального эффекта. Если полировка янтарных самоцветов выполнена качественно, предметы, словно в зеркале, должны отразиться в идеально гладкой поверхности камня. Опытные мастера янтарной обработки используют некоторые хитрости, которые они позаимствовали у специалистов Древнего Востока. После завершения полировки камня, они натирают поверхность изделия сухим пальцем. Завершив все действия над камнем, протерев его отрезами фланели или замши, изделие нанизывают на нити - так получаются бусы из янтаря, вставляют в оправу - в результате, это кулоны и кольца, наклеивают на основу или устанавливают на предназначенное место в коллекции.

Удивительный по красоте и свойствам камень янтарь всегда был окутан множеством тайн и легенд. Люди издревле собирали его на побережьях, используя для украшений, лечения и магии. Видов янтаря на сегодняшний день известно много: гладкий, слоистый, матовый, облачный, прозрачный. Нередко встречаются экземпляры с загрязнениями и застывшими внутри растениями и насекомыми. Однако для получения действительно красивого поделочного материала янтарь требует многоэтапной обработки, а в распоряжении современных мастеров имеются специальные инструменты и станки, химия и клей для камня TENAX.

Предварительный отбор

В первую очередь добытый янтарь должен быть тщательно подготовлен. Сначала собранный камень необходимо отмыть и отсортировать, чтобы исключить из работы невзрачные и некачественные экземпляры. Изначально янтарь не очень привлекателен из-за покрывающей его окисленной плёнки. После отбора с одной стороны камней эту корочку обдирают и рассматривают структуру.

Специалисты рекомендуют выбирать для работы в первую очередь камни. Чтобы увидеть степень их чистоты, нужно спилить в двух противоположных граней по тонкой пластинке, отшлифовать и посмотреть на свет. Прозрачные камни будут гладкими внутри, а мутные - волнистыми.

Обработка

Процесс довольно простой, потому что янтарь считается некапризным материалом за счёт низкой плотности. С этим минералом сможет справиться даже новичок. Основная обработка начинается после отбора нужных экземпляров. Процесс выглядит следующим образом:

  • Первый этап - обдирка. Процедура выполняется крупной шкуркой, электрическим или ручным напильником. Начинать снятие патины следует с прозрачной стороны, не выбрасывая сразу каменную пыль, которая образуется в процессе работы. Такие янтарные отходы могут понадобиться в будущем - из них делают лак.
  • Второй этап - формовка. Получившаяся заготовка, как правило, мало похожа на фигуру, которую мастер задумал создать. Поэтому янтарь нужно подвергнуть формовке. Использовать можно те же инструменты, что и в первом этапе, придавая янтарю требуемую форму или силуэт. Для получения тонких пластинок камень следует раскроить. Для этого заготовка оборачивается тканью и зажимается в тисках. Лобзиком или ножовкой по металлу производятся небольшие пропилы на заготовке, разделяющие камень примерно на пять частей. Сначала эти действия совершаются с одной стороны, затем с обратной, и повторяются до полного распиливания сырья на пластинки. Разделять янтарь за один подход не рекомендуется, так как высок риск получить сколы и трещины.
  • Третий этап - шлифовка. На этой стадии заготовка ещё грубая, поэтому прежде всего её нужно выровнять шкуркой средней жёсткости. Процесс имеет свои особенности. К примеру, гладкую пластину кладут на ровную поверхность и накрывают шкуркой. Округлые изделия лучше обрабатывать, держа в руках. Во время выравнивания не следует слишком сильно нажимать на материал. Затем постепенно, меняя шкурки на более щадящие и водостойкие, завершается шлифование, которое производится с использованием жидкости.
  • Четвёртый этап - полировка. Эта процедура позволит придать камню законченный вид и сделает его действительно привлекательным. Полирование - ручная работа с использованием фетровых, фланелевых или войлочных тканей. При наличии электрического точила, последний этап можно значительно ускорить и облегчить, используя круги из мягких материалов. Для полировки обязательно потребуются специальные составы, обычное масло, парафин или мел. Движения должны производиться по кругу, а на электроинструменте рекомендуется работать на малых оборотах. Не следует сильно давить на янтарь, а во избежание оплавления камень нужно периодически охлаждать водой. При случайном недосмотре оплавленные края придётся заново шлифовать и полировать. О завершении обработки янтаря свидетельствует зеркальное отражение предметов в камне. Для полировки большого количества мелких бусин мастера используют специальный барабан, в котором детали смешиваются с абразивным порошком, смачиваются и обкатываются, но шлифовальный состав периодически меняется на более мелкий.

Нюансы сборки

При создании украшений или декоративных элементов из янтаря в заготовках требует сделать отверстие, склеить части между собой или прикрепить их на оправу. Каждое из этих действий имеет свои особенности.

Сверление лучше производить до полировки, так как во время работы гладкий камешек может выскочить из рук и повредиться. Делать отверстие следует маленьким сверлом на низкой скорости. При этом насадку нужно периодически очищать от стружки. Сквозное отверстие выполняется попеременно с двух сторон, по аналогии с распиливанием.

Для склеивания нескольких деталей между собой можно воспользоваться раствором целлулоида или другими составами, а также эпоксидным клеем для камня TENAX, который не повлияет на цвет и свойства янтаря. Для соединения обе части изделия покрывают веществом, нагревают и прижимают друг к другу.

Помимо этого, камнеобработчики знают, как повысить прозрачность янтаря. Достаточно прокипятить его в льняном масле, но важно следитьизменения температуры были плавными. После такой обработки камень станет красноватым, а внутри образуются блестящие фракции.

Как говорилось, самым древним способом добычи янтаря являлся сбор выброшенных морем кусков камня. (И в настоящее время не оставляют это занятие жители и гости курортов Паланга, Нида, Юодкранте и ряда поселков на побережье Балтийского моря.) Хотя такой способ довольно примитивен, добыча янтаря достигала значительных размеров и обеспечивала широкую торговлю им вплоть до конца XIII в. Особенно много янтаря находили во время так называемых янтарных бурь. Осенью 1862 г. после ночной бури волны вынесли на берег в районе Пальмникена почти 2 т янтаря, а в ночь с 22 на 23 декабря 1878 г. во время сильной бури на берегу оказалось такое количество янтаря, какое местные жителя собирали в течение нескольких лет. В 1914 г. к северо- востоку от Пальмникена море выбросило на берег 0,87 т янтаря. Несомненно, «янтарные бури» бушевали здесь и раньше. Ученые подсчитали, что волны вымывали со дна и выносили на берег до 36-38 т янтаря ежегодно. За три тысячелетия на берегу Балтики было собрано 125 тыс. т янтаря.
Свободный сбор янтаря на побережье Балтийского моря продолжался до тех пор, пока в XIII в. Тевтонский орден не объявил янтарные залежи своей собственностью. Орден установил так называемый янтарный регал, т. е. монопольное право собственности на янтарь, выброшенный морем или найденный в земле. Каждый, кто осмеливался без разрешения собирать янтарь на берегу или добывать его в море, подвергался наказанию. Существовали специальные «янтарные суды», жестоко каравшие виновных. Еще в 1828 г. в Кенигсберге был штатный палач, исполнявший смертные приговоры за самовольный сбор янтаря.
Возросший спрос на янтарь показал, что он может явиться серьезным источником доходов для ордена. Это требовало увеличения добычи янтаря. В связи с этим появился новый способ добычи - ловля сачками. Ловцы, вооруженные большими сачками на шести- и восьмиметровых шестах, заходили в воду и вылавливали водоросли с запутавшимся в них янтарем.
Во второй половине XVI в. добытчики янтаря выходили на лодках в море, чтобы отыскать на дне между камнями скопления янтаря (он хорошо заметен в спокойной воде на глубине до 7 м). Затем один из ловцов длинным багром взрыхлял грунт, а другой с помощью сачка на длинной палке ловил поднятый со дна янтарь. Там, где на морском дне имелись коренные выходы янтареносной «голубой земли», добыча янтаря производилась специальным приспособлением - кесале - сетью, прикрепленной к подковообразной дуге. Кесале устанавливается между двумя лодками и при движении своим концом с сетью бороздит дно моря, разрыхляет янтареносный пласт и собирает всплывающие куски янтаря.
В начале XVIII в. за янтарем отправились водолазы. Однако подобный способ добычи оказался малопроизводительным, часто заканчивался трагически и поэтому не получил распространения.
Первые упоминания о наземной добыче янтаря относятся к середине XVI в. На берегу копали ямы и, если в земле были зерна янтаря, дно ямы рыхлили дальше, до тех пор, пока не появлялась грунтовая вода и на всплывал янтарь. Янтарь собирали сачками.
В середине XVIII в. пытались добывать янтарь из береговых обрывов. Однако заложенные штольни были скоро засыпаны песками, перекрывающими янтареносный пласт. Позже добыча янтаря из береговых уступов неоднократно возобновлялась, однако количество извлеченного янтаря было небольшое.
В 1781 г. возле нынешнего поселка Синявино была прорыта первая шахта в целях промышленной добычи янтаря. Она имела разветвленную систему наклонных и горизонтальных подземных выработок. Однако вскрыть богатую янтарем «голубую землю» не удалось. Шахта просуществовала семь лет и была закрыта из-за технических трудностей и нерентабельности. Южнее, примерно в километре от нее, подземная добыча янтаря продолжалась из штолен, заложенных в широтном направлении в береговых обрывах. Но вскоре обвал засыпал все выработки, так как море неумолимо подтачивало основание береговых обрывов.
Более производительной оказалась добыча янтаря с помощью небольших открытых горных выработок в первой половине XIX в. На наиболее богатых янтарем участках побережья путем закладки небольших карьеров вскрывался пласт «голубой земли». Его и разрабатывали в течение года. Добыча янтаря таким способом продолжалась около 50 лет и уступила место более производительным способам.
Применение землечерпательных машин в середине XIX в. значительно увеличило добычу янтаря. В конце XIX в. такие машины с успехом применялись при раскопке морского дна в Куршском заливе. Янтарь вместе с песком вычерпывали со дна залива паровыми и ручными машинами, отвозили па берег, где отделяли от вмещающей породы. Таким способом добывалось до 75 т янтаря в год.
С середины 70-х годов добычу янтаря вновь стали вести подземным способом. В районе Пальмникена были заложены две шахты, одна в 1873 г., другая в 1883 г. Затем началось строительство комплекса надшахтных сооружений, фабрик (обогатительной и переработки янтаря), железной дороги.

Добыча янтаря в 20-м веке

К началу XX в. подземная разработка янтаря стала технически невыгодной, она продолжалась лишь в шахте «Анна», которая была закрыта в 1922 г. В 1912 г. к северу от Пальмникена был заложен карьер глубиной до 50 м для открытой разработки месторождения. Янтареносный слой залегал в 7 м ниже уровня моря. Его приходилось вскрывать путем снятия вскрышных пород мощностью до 30 м. Эту работу производили многоковшовые экскаваторы. Они же черпали «голубую землю» и загружали ее в открытые вагоны электропоезда, который по наклонному пути следовал к обогатительной фабрике. Вскрышную породу использовали в основном для заполнения выработанного пространства. Этот метод добычи янтаря применялся вплоть до 1944 г. Участок, получивший название Прикарьерного, отрабатывался с небольшими перерывами до начала 1972 г.
Вторая мировая война произвела опустошительные разрушения в Прибалтике. Немецкие войска, отступая под ударами Советской Армии, уничтожили машины и насосы, ликвидировали водопроводное и силовое хозяйство, затопили карьер.
Восстановительные работы в карьере начались в 1947 г. Практически все янтарное хозяйство пришлось создавать заново. На базе месторождения создан Калининградский янтарный комбинат, вступивший в число действующих предприятий в июне 1948 г. В ведении его сосредоточены все работы, начиная от добычи янтаря и до его художественной обработки.
В 1959 г. поиски янтаря производились с помощью мощного земснаряда на дне Куршского залива и посредством буровых работ на Куршской косе. На дне залива и на косе были найдены куски янтаря весом до 1 кг и более.
В 1970-1971 гг. была подготовлена к эксплуатации залежь янтаря на берегу Балтийского моря, получившая название Пляжевой. В феврале 1972 г. здесь начались работы, которые успешно продолжаются и в настоящее время. В 1977 г. стал действовать еще один участок Приморского месторождения янтаря в 0,5 км к востоку от Янтарного.
Месторождение разрабатывается открытым способом. Процесс добычи янтаря состоит из следующих операций. Мощные гидромониторы размывают вскрышные породы, образующаяся жидкая пульпа (смесь породы с водой) перегоняется землесосом и сбрасывается по пульпопроводу в море. С обнажением янтареносных отложений начинаются работы по непосредственной добыче янтаря. Выемку «голубой земли» производит шагающий экскаватор. Он отбирает и ссыпает ее в высокие пирамидальные кучи. Посредством гидромонитора эти кучи размываются, янтарь вместе с небольшим количеством вмещающей породы подается по трубопроводам на расположенную вблизи карьера обогатительную фабрику. На фабрике на специальных решетках-грохотах янтарь очищается от вмещающей породы и сортируется. Самые крупные куски янтаря остаются на верхнем - первом грохоте, более мелкие - на последующих решетках. Очищенный от породы янтарь поступает в обработку.
На Приморском месторождении вскрышные породы, достигающие мощности 60 м, также удаляются посредством гидромониторов с последующим сбрасыванием образующейся пульпы по шлюзам в море. Затем многоковшовым шагающим экскаватором производится выемка «голубой земли», которая при помощи ленточного конвейера подается на обогатительную фабрику. Здесь на размывочной эстакаде породу размывают гидромонитором, полученную пульпу пропускают через систему решеток-грохотов, на которых остающийся янтарь сортируется по размерам, высушивается и в дальнейшем поступает на обработку на комбинат.

Обработка янтаря

Янтарная обработка в давние времена

Предметы из янтаря человек изготовил более 9 тыс. лет назад. Это были первые бусы и первые амулеты. Многие украшения, найденные в поселениях, необычайно просты и разнообразны. Массовое производство янтарных изделий началось в неолите (4000-1600 лет до н. э.). К тому времени они уже богато орнаментировались. Некоторые предметы отражали мировоззрение первобытного человека, показывали различные стороны его жизни.
На территории нашей страны массовое изготовление янтарных украшений наладили жители Лубанской равнины (Латвийская ССР). По данным советского археолога И. А. Лозе, всего в поселениях равнины обнаружено 1319 предметов из янтаря. Это пластинчатые подвески, бусины, кольца. Особенно разнообразны подвески, одни сходны с каплями дождя, другие напоминают вытянутую трапецию, иногда с волнистыми или зубчатыми краями, есть похожие на ключ, прямоугольные. Обнаружены подвески в виде водоплавающих птиц и змей. Бусины представлены округлыми, трех- и четырехгранными пластинами с V-образными просверленными отверстиями на нижней стороне. Встречаются бусины в форме кольца, бочонка, с округлыми контурами, приплюснутые с боков. Подвески и бусины использовались в качестве составных частей ожерелий. Серийный характер изготовления янтарных ожерелий свидетельствует об оживленном торговом обмене местных племен со своими восточными и северными соседями. Первая мастерская по обработке янтаря известна с конца неолита-начала бронзового века.
К I в. до н. э. янтарь был известен населению Европы. К началу нашей эры торговля балтийским самоцветом, проходившая по так называемым янтарным дорогам от Северпого до Балтийского моря, значительно расширилась и охватила почти все страны мира. Янтарь привлекал людей не только легкостью обработки, но и своей красотой, неповторимой игрой золотистых оттенков.

Обработка янтаря в средние века

В средние века широко распространились представления о целебных свойствах янтаря. Большим спросом в это время пользовались янтарные четки и другие предметы религиозного культа. На изготовление их шла большая часть добываемого янтаря. Пристрастие к янтарным четкам, видимо, родилось от ощущения тепла, которое будто бы исходило от полированного янтаря при соприкосновении его с рукой. Кроме того, из янтаря делали линзы для микроскопов, увеличительные стекла, лупы. В Минералогическом музее Российской академии наук хранилось янтарное зажигательное стекло, подарок князя Урусова. Еще в прошлом веке очки из янтаря считались самыми лучшими и дорогими. Изготовление из янтаря оптических стекол свидетельствует о высокой технике его обработки. Уже в то время облачный янтарь просветляли, разогревая его в масле. Образовавшийся стеклопрозрачный продукт был идеально чист. В средние века янтарь наравне со слоновой костью становится излюбленным материалом для тонких художественных изделий.
Более поздний период истории, охвативший XIV- XVI вв., располагает скупыми сведениями о применении янтаря в быту. Это связано с тем, что начиная с XIII в. побережье Балтийского моря попадает под власть Тевтонского ордена, надолго присвоившего себе монополию добычи, обработки и торговли янтарем.
Однако, несмотря на жестокие законы, установленные Тевтонским орденом, янтарь продолжал поступать по ранее проложенным торговым путям в другие страны. Издавна славилась своими мастерами по изготовлению янтарных поделок Россия. Это подтверждают археологические находки.
В XVII-начале XVIII в. янтарь широко применяется для получения художественных изделий. Из янтаря вырезали кубки, вазочки, шкатулки, трубки, табакерки, светильники, разнообразные скульптуры, создавались целые рельефные картины и богато украшенные рамы для них. Янтарем инкрустировали мебель, отделывали стены парадных комнат. Именно в это время из янтаря были созданы скульптуры мадонн, данцигские кораблики и великолепные рамы для зеркал, шахматы с доской. Людовику XIV принадлежала большая желто-красная ваза из янтаря в виде гондолы. Благодаря высокой технике обработки янтарь раскрыл все свои декоративные свойства, которые позволяли рассматривать его наравне с ценными поделочными камнями.
В XIX в. стоимость янтаря при увеличении его добычи заметно снизилась. Производились в основном предметы широкого потребления: набалдашники для тростей, ручки для зонтов и ножей, коробочки, пуговицы, гребни и другие предметы широкого потребления. Мастера предпочитали равномерно окрашенный янтарь, поэтому механически удаляли из него все включения. Предметам из янтаря придавали правильные геометрические формы кристаллов или граненых камней. Естественная красота янтаря утрачивалась. Изделия из него стали терять свою ценность.
Многое из янтарного производства XIX в. было механически перенесено в XX в. Из янтаря продолжали вырабатывать мундштуки, курительные трубки, портсигары, молитвенные четки, кальяны. На Востоке и сейчас самым ценным считается мундштук из янтаря, его вместе с кисетом носят за широким поясом; кроме того, янтарные украшения - непременный атрибут туалета невест. В Европе заметное количество янтаря шло на изготовление так называемых янтарных кораллов - специальных украшений для лошадей. С давних пор эти кораллы использовались жителями Африки, Восточной Азии и островов южных морей в качестве денег. Они представляли собой крупные, величиной с кулак, округлые куски янтаря.
С середины 40-х годов традиционное ремесло обработки янтаря начало развиваться быстрыми темпами. Возникли целые художественные направления и школы, целью которых было создание высококачественных произведений из янтаря.
Художественная обработка янтаря в настоящее время в Росии ведется в Калининградской области России, Латвийской и Литовской республиках. Самым крупным в мире предприятием по добыче и обработке янтаря является Калининградский янтарный комбинат, дающий около 90% мировой добычи янтаря.
Изделия из янтаря, изготовленные мастерами известного комбината «Дайле» в Клайпеде и артели «Палангский янтарь», пользуются заслуженным спросом не только в России, но и далеко за его пределами. Ими восхищались посетители выставок в Брюсселе, Бухаресте, Аддис-Абебе, Познани, Милане.

Современная обработка янтаря

Для жителя Прибалтики кусок янтаря не просто художественная вещь, а частица его жизни, истории родного края. Янтарные бусы, браслеты, медальоны издавна украшают национальный костюм литовки.
На Калининградском комбинате художественной обработке янтаря предшествует ряд подготовительных операций. С обогатительной фабрики отмытый и отсортированный янтарь, еще довольно невзрачный на вид, покрытый коричневой окисленной корочкой, попадает в руки человека. Чтобы увидеть внутренний мир янтаря, нужно снять с него эту корочку - ободрать одну из поверхностей, отполировать ее. Тогда камень «раскроется». Этот процесс проходит в цехах массового производства.
В раскроечном отделении заготовительного цеха ящики с намытым п просушенным янтарем стоят у столов раскройщиц. Специальным ножом с искривленным лезвием снимают они окисленную корочку с куска янтаря и стараются придать ему форму одного из изделий.
Дальнейшая обработка янтаря проходит в залах камнерезного отделения. Здесь обрабатывается не только натуральный, но и плавленый янтарь. Из него получают около 450 видов изделий.

Заготовки из янтаря

Заготовки будущих изделий представляют собой грубо обработанные куски природного янтаря. Посредством абразивного станка им придается требуемая форма. Эта операция называется грубой шлифовкой. Окончательная шлифовка производится на том же станке с помощью мелкозернистой абразивной бумаги, а иногда даже фетром и войлоком. На бязевом круге, натертом специальной пастой из янтарной стружки, парафина и мела, детали и изделия полируются. Наконец янтарь ожил, заиграл всеми оттенками. Подобно музыке, он обладает удивительной способностью вызывать зрительные образы и картины. В воображении всплывают краски золотой осени, легкой дымки на рассвете. Видишь, как к раскаленному диску летнего солнца тянутся стройные коричневые стволы сосен. Замутненность образца создает впечатление то бушующего моря, то пенистой полоски прибоя или ленивого плеска молочно-белых волн, то морского дна. Картины, созданные природой в кусках янтаря, порой трудно описать, они совершенно фантастичны.
Видное место в ассортименте изделий из янтаря занимают бусы. Поэтому на Калининградском янтарном комбинате есть специальный бусный цех - один из самых больших на предприятии. В камнерезном отделении цеха производятся различные по форме бусины: круглые, граненые (от 36 до 64 граней), удлиненные (типа льдинок), декоративные и др. Художниками комбината разработано более 200 моделей бус. Они различаются цветом, размерами, порядком расположения бусин, огранкой. Если хотят получить круглые бусы, то бусины осталось отполировать, нанизать на нитку - и изделие готово. Получение граненых бус требует дополнительной обработки бусин. С помощью стальной, заточенной с конца палочки на вращающуюся бусину постепенно наносят грани. С каждым поворотом вращающаяся бусина теряет круглые очертания и «одевается» все новыми гранями. Так на глазах круглая бусина превращается в граненую. Теперь на нее осталось нанести глянец. Это делается быстрым прикосновением бусины к мягкому войлоку вращающегося круга. И только после этого бусина заблестит и загорится мягким светом. Ее удивительно приятно трогать рукой, ощущая тепло камня, насыщенного солнечным светом. Контур декоративных бусин подчинен естественным формам куска янтаря. Такие бусины никогда не бывают симметричными.
В сборочном отделении бусного цеха всегда ярко горят лампы искусственного света, окна зашторены. Оказывается, янтарь лучше смотрится при искусственном свете. Каждая бусинка вспыхивает теплым огоньком. Так рождаются бусы на Калининградском комбинате, завоевавшие широкое признание.
В работах мастеров янтарь выступает как самостоятельный элемент творчества, так и в сочетании с другими материалами. К каждому куску янтаря художник подходит с трепетом, открывая окно в удивительный мир. И это действительно так. Оставив нетронутой нижнюю часть куска, мастер шлифует верхнюю, придавая ей форму полукруга и полируя до зеркального блеска.
Разнообразны пластичные возможности янтаря. Стремление создать образ диктуется природной формой янтаря. Достаточно иногда немного подчеркнуть резцом мотив - игру красок, линий, уже созданных природой,- и кусок янтаря превращается в сувенир.
Умело используют художники удивительную способность янтаря сочетаться с серебром, золотом, слоновой костью, черным деревом, эмалью и даже драгоценными камнями. Главная продукция художников Калининградского комбината - это броши, серьги, колье, браслеты, пояса, запонки, перстни. В них металл выступает как равноценный партнер янтаря. У прибалтийских же художников янтарь играет ведущую роль в украшении, а металл - второстепенную.
Именно в изделиях с металлом проявляется высокое профессиональное мастерство художника. Одни предпочитают ажурную оправу, так называемую филигрань, зернь (шарики металла меньше булавочной головки), кольчужное плетение, оксидированное серебро, другие - выпиловку, гнутье, чеканку, гравировку, чернение, литье, окаливание, блестящую полировку, эмалирование. Излюбленным приемом мастеров в декорировке металла остается зернь, придающая выразительность и изысканность изделию из янтаря в сочетании с металлом. Успешно развивается направление, главной особенностью которого является соединение декоративных достоинств солнечного камня с традициями русского ювелирного искусства.
Однако такое понимание гармонии металла с янтарем пришло не сразу. Ему предшествовал длительный период поисков. Долгое время считали, что янтарь не сочетается с драгоценным металлом. Он не только не подчеркнет мягкие тона янтаря в изделии, но скорее затмит его своим блеском. Это утверждение недалеко от истины: в золоте камень иногда теряется.
И все же поиски путей соединения драгоценного металла с янтарем увенчались успехом и имели двоякое решение. Оказалось, что если благородному металлу придать соответствующую ажурную оправу - филигрань, то металл уже не подавит своим «величием» янтарь, а выгодно подчеркнет его природную красоту. Тонкое искусство филиграни, пришедшее на Русь из стран Востока, на иной национальной почве приобрело новый оттенок.

Сочетание янтаря и драгоценных металлов

Как выяснилось, что не каждый янтарь подходит к золоту и серебру , например с ними совершенно не гармонируют малопривлекательные непрозрачные янтари, составляющие большую часть материала для поделок. Наоборот, прозрачные с красноватым отливом янтари, содержащие радужные блестки, прекрасно соседствуют с драгоценным металлом. В природе такие янтари встречаются редко. В лабораторных же условиях можно но только просветлить матово-желтые янтари, но и получить искристые блестки. Процесс осветления янтаря называется калением. При этом изделие покрывается красной корочкой, а внутри его возникают искрящиеся веерообразные трещинки, напоминающие рыбью чешую. У мастеров такие трещины называются золотыми лучами. Осветленный подобным способом янтарь с оставленной снизу и с боков прокаленной корочкой имеет красивый вишневый цвет. Попытка оправить каленый янтарь зол-том дала прекрасные результаты: металл не соперничал и не угнетал камень, а как бы отдал ему часть своей славы. Золотые изделия с янтарем получили широкую популярность во всем мире.
Высоко ценятся художниками янтари с природными включениями : листочками растений, хвоей, корой дерева, капельками воды, пузырьками воздуха. Умелое использование внутреннего строения камня с виртуозным исполнением в металле идеи - одно из непременных условий обработки янтаря.
Небольшая твердость и разнообразие природных форм янтаря, сочетающего в себе прозрачность и блеск с богатством рисунка и цветовой гаммы, потребовали и специфических видов креплений вспомогательных деталей: оправ, булавок, заколок, зажимов и т. п. Наиболее характерна свободная подвеска на «шиповых закрепах» (шип-проволочка с загнутым колечком, вклеивающаяся в высверленное в янтаре отверстие). Такое крепление выгодно подчеркивает красоту и выразительность камня. То же самое относится и к оправам со вставкой.
Новой формой янтарных вставок является обкатка мелких кусочков янтаря в специальных вращающихся барабанах (окатыши). Полученные полированные цветные янтари неопределенных форм позволили создать красивые бусы и ожерелья.
Производство мастеров с берегов Балтики славится во всем мире. Изделия с маркой Калининградского янтарного комбината экспонируются на всех международных
выставках, в которых участвует Россия, неизменно вызывая восхищение посетителей своей красотой, ювелирной тонкостью работы.

Пути торговли янтарем в древности

Первые изделия из янтаря начали изготовлять еще в палеолите. В неолите (6 тыс. лет назад) янтарь становится предметом торговли. Особенно ценится балтийский янтарь. Он украшал быт жителей нынешнего Балтийского побережья уже в период новокаменного века. За свою красоту прибалтийский янтарь называли золотом Севера. И это соответствовало истине: янтарь продавался на вес золота. Плиний Старший упоминает в своих трудах, как высоко ценился прозрачный янтарь красного и особенно золотисто-желтого цвета. Фигурки из такого янтаря можно было выменять на рослого и сильного раба. Янтарь такого сорта добывался только на побережье Балтийского моря. Неудивительно, что это море как магнитом притягивало к своим берегам купцов древней Финикии, Греции, Рима.
Благодаря развитым торговым связям немало балтийского янтаря было найдено на территории античных государств. Изделия и украшения из него находили при раскопках на острове Крит, в шахтных гробницах микенской культуры, построенных около 1600-800 гг. до н. э. В Древней Греции янтарь был в моде лишь в течение сравнительно короткого периода тесных торговых связей с Севером. Он не встречается в греческих могилах классического времени. В Италии много янтаря было найдено в долине реки По и в этрусских гробницах. В Риме янтарь вошел в обиход около 900 г. до н. э. В начале нашей эры в Риме янтарь был настолько модным, что принято говорить о господствовавшей тогда «янтарной моде». Его носили в виде бус все слои населения. Янтарем украшали ложа, из него делали малые сосуды, бюсты, фигурки, шары, которыми летом охлаждали руки. По словам Плиния Старшего, римляне уже в то время знали способ окраски янтаря в красный цвет и просветления его жиром. В древности янтарь ценился выше драгоценных камней и металлов и был особенно популярен в странах Средиземного моря.
Привозной характер янтаря в Средиземноморье подтвержден данными его элементного состава. Оказалось, что прибалтийский янтарь содержит от 3 до 8% янтарной кислоты, тогда как в янтаре из районов Сицилии, Италии и Испании количество этой кислоты не превышает 1%.
Связи стран Средиземного и Черного морей со странами Северо-Западной Европы относятся еще к эпохе бронзы (1750-1600 - 500 гг. до н. э.). Археологические находки янтаря, украшений, оружия, орудий труда, монет двухтысячной давности позволили проследить пути янтаря.
Большую роль в развитии торговых связей Средиземноморья с северными странами играла Троя. Она получала янтарь с Севера. Однако прямые связи между территориями зачастую отсутствовали: янтарь поступал из третьих рук.
К VIII-VII вв. до н. э. относятся упоминания о финикийцах, производивших обменную торговлю на островах Эгейского моря. Финикийские купцы вместе с другими товарами доставляли покупателям и предметы роскоши, в частности янтарные ожерелья. Гомер в «Одиссее» (VIII в. до н. э.) упоминает о финикийском купце, торговавшем «золотым ожерельем в янтарной оправе». Долгое время оставалось неизвестным, какими путями (морскими или речными) осуществлялись торговые связи стран. В пользу материковых связей говорит легенда о плавании аргонавтов по рекам, имевшим устья в Средиземном и Северном морях. Одной из таких рек считалась Эридан (ныне По). Отождествление По с легендарным Эриданом, куда, согласно известному мифу, упал Фаэтон со своей солнечной колесницы и на берегу которого его сестры, превращенные в тополя, оплакивали брата янтарными слезами, находим у многих античных авторов.
Кроме материкового, существовал и морской путь. По нему эгейцы уже в начале II тыс. до н. э. освоили крайний Запад, так как этот район был единственным поставщиком в Восточное Средиземноморье олова, месторождения которого находились в Британии и на южном побережье Пиренейского полуострова. Греки проникали к Северо-Атлантическому побережью ради приобретения не только олова, но и янтаря. Эти путешествия на «край света» и стали первыми маршрутами янтаря.
В середине IV в. до н. э. было предпринято одно из замечательных путешествий древности - плавание Питея из Массалии (современный Марсель) к северным берегам Атлантики. Оно имело большой практический смысл:
поиски собственных путей к британскому олову и балтийскому янтарю сулили огромные выгоды для массалио- тов, которые вели торговлю с североамериканскими племенами.
Как уже было сказано, раньше греки довольствовались только легендарными сведениями об Эридане, близ устья которого находили янтарь. Плавание Питея внесло ясность в этот вопрос. Диодор и Плиний со слов Питея пишут о берегах и островах близ Кельтики (современная Франция), где местные жители в больших количествах собирают янтарь. Питея интересовало не только распространение янтаря, но и его происхождение.
Атлантический океан, которого достиг Питей на двух 50-весельных кораблях с высокой кормой, был неведом и полон таинственности. Море было бурным, туманным и холодным, а на самом севере даже покрыто льдами. Многие народы, с которыми Питею предстояло встретиться, пользовались дурной славой дикарей.
Питей высадился на берегу залива Метуонии, к которой более всего подходит современная Ютландия. Жители, населявшие побережье залива, именовали себя гуто- нами. Занимались они янтарным промыслом. Камешки находили во многих местах побережья и на некотором удалении от него, на так называемых янтарных островах. Остров Абалус (ныне Гельголанд) был особенно богат янтарем. Гутоны торговали янтарем с соседним племенем тевтонов и употребляли его на топливо. Главным занятием тевтонов был сбор янтаря, выброшенного на остров Абалус.
Таким образом, Питей дал первое, хотя и беглое описание района месторождений янтаря в Прибалтике. Здесь немало вымышленного, что ставило под сомнение и само путешествие. Вполне возможно, что Питей в собственных интересах старался запутать тех, кто решился бы предпринять подобную поездку. Однако преувеличение Питеем опасности предпринятого им путешествия в страну янтаря скорее подогревало интерес к этим землям.
Сложность политической обстановки в испанских водах в IV в. до н. э. могла заставить Питея добраться до берегов Атлантики не морем, а по рекам Роне и Луаре. Отметим, что каким бы путем ни было совершено путешествие греков к богатым янтарным берегам Атлантики - морским или речным, оно проложило первую «янтарную дорогу». По ней шли торговля янтарем, возникновение и развитие новых культурных очагов.

Некоторые сведения о янтаре приводит отец истории Геродот, странствовавший по южным окраинам нашей страны за 450 лет до н.э. Допуская, что «янтарь привозят к нам заподлинно с края земли», Геродот отрицал вместе с тем существование Эридана. Совсем другое толкование путей поступления янтаря в Средиземноморье встречается у Плиния. Он считал янтарь «продуктом островов Северного океана <...> привозившимся германцами главным образом в Паннонию...».
Янтарь транспортировался посредством речных ком-муникаций, связывающих Балтийское море с Черным и Средиземным. Как считают исследователи, таких путей было пять.
Первый путь начинался в устье Эльбы и шел но ее восточному берегу. После перерыва у современного города Шаде он сворачивал к югу, шел через густые леса и заболоченную местность. По истечении нескольких лет пути караван достигал современного города Верден и шел по левому берегу Вазера. В районе нынешнего города Па- дерборна «янтарная» дорога поворачивала на запад, шла у подножия гор и выходила к Рейну. Город Дуйсбург был одним из древних центров торговли янтарем. Далее путь шел по Рейну, и у места расположения современного города Базель он разветвлялся: по реке Аару (притоку Рейна), по швейцарскому плоскогорью, севернее Женев-ского озера, а затем вниз по Роне (древнему Родану) или через так называемые Бургундские ворота, вдоль рек Ду и Соны, а впоследствии вниз по долине Роны к Средиземному морю до Массалии.
Второй путь начинался в Гданьской бухте и имел несколько ответвлений. Основной путь пролегал по Висле до реки Нотец, затем шел к Варте, проходил через Познань, Мошин, Зборов, Вроцлав и по суше в Клодзко. После прохода через Судетскую область путь янтаря разветвлялся: западная его ветвь шла через город Свитава, по одноименной реке в Брно и дальше по реке Мораве, а восточная ветвь - по реке Мораве, от ее верховий до города Хохеиау, где обе ветви вновь сходились. Дальше путь проходил по Дунаю до расположенного в Паннонии кельтского городка Корнунт (ныне Братислава). На этом пути располагалась древнеримская колония Виндобна, положившая начало современной Вене. Затем янтарь через города Шопрон и Сомбатхей (Венгрия), Птуй и Цале (Словения) поступал сухопутным путем на побережье
Адриатического моря в город Аквилея, славившийся производством и торговлей изделиями из янтаря.
По-видимому, этот торговый путь янтаря имел в виду Плиний Старшин, описывая в последнем томе «Естественной истории» путешествие римского рыцаря в середине I в. за янтарем: «Почти в 600 000 шагах от Корнунта в Паннонии отстоит тот берег Германии (...) Ибо сей берег видел римский рыцарь, который для закупки янтаря послан был туда от Юлиана, имевшего на своем попечении игры мечебойцев императора Нерона. Он обозрел сей торг и берега и привез такое множество янтаря, что оным были связаны сети, коим обнесена была нижняя часть театра для удержания диких зверей, оружие же, гладиаторские одры, и одним днем весь снаряд был из янтаря. Он привез тяжелейшую глыбу из всех, весом в 13 фунтов...». Упомянутый Плинием берег Германии -это побережье Балтийского моря.
Дж. Кларк допускает, что сосредоточением основных путей торговли янтарем в это время была Саксо- тюрингия. На основании сходства между оправленными в золото янтарными кружками, найденными в Британии и гробницах Микен, исследователь делает вывод, что от основного торгового пути часть янтаря направлялась в Британию. Некоторое количество янтаря, вывозившегося из Гданьска в составе торговых караванов, шло по Висле, Бугу, Припяти, Днепру и Дону, пересекало Кубань, Тигр. Отсюда янтарь поступал на рынки Ближнего Востока, преимущественно в Персию.
Третий путь проходил по Висле, Сану, Днестру и заканпчивался у Черного моря, откуда янтарь поступал на рынки Египта, Греции и Южной Италии.
Четвертый путь длиной около 400 км шел из Балтики по Неману, затем караваны волоком переправлялись в притоки Днепра, и дальше на протяжении почти 600 км янтарь плыл вниз по Днепру до моря. Это был «многострадальный и страшный», как называли его историки, путь «из варяг в греки». По речным артериям янтарь проникал за Уральский Камень, в Прикамье и далее. Бусы, изготовленные из балтийского янтаря, неоднократно находили в могильниках на Каме и в ряде монгольских захоронений.
Пятый путь, проложенный в конце III - начале IV в., проходил по Неве и через Днепр, связывал Балтийское море с римскими колониями и Византией;
С тремя последними путями связано появление на Руси янтаря. Балтийский янтарь продавался на торжищах Великого Новгорода и других городов. Русские не только торговали янтарем, но и обрабатывали его. Остатки мастерской янтарных изделий были обнаружены при раскопках старой Рязани. Недавно в Новгороде при раскопках на древней Лубяницкой улице были обнаружены интересные находки, свидетельствующие о торговых связях новгородцев с Прибалтикой. Наибольший интерес представляет усадьба мастера янтарных дел: в ней сохранилось большое количество осколков и полуфабрикатов из янтаря. Усадьба датируется началом XIV в.
Торговля янтарем, как и всяким товаром, имела периоды оживления и спада. Так, в IV в. до н. э. по ряду причин, одной из которых была экспансия воинствующих кельтов, торговые связи Римской империи с Прибалтикой прервались и возобновились лишь в I-II вв. н. э. Янтарь в то время в Риме снова вошел в моду. Однако в конце II в. н. э. из-за войн римлян торговые пути янтаря снова резко сократились и уже никогда не достигали своего былого расцвета.
Предположение, что финикийцы впервые познакомились с янтарем именно у берегов Балтики, высказывалось не раз. Плиний Старший в своей «Естественной истории» упоминает о двух месторождениях янтаря в Скифии: темно-красноватого в одном месте и воскового в другом. О скифских янтарях писали также Геродот и Тацит. Янтарь широко использовался для изготовления бус, ожерелий, амулетов. Подтверждением тому служат их находки в скифских курганах-могильниках в Приднепровье. В некоторых местах на побережье Днепра существовали целые янтарные промыслы, дававшие материал мастерским по обработке янтаря. Мастерские находились в основном в Киеве.
В 1938 г. археологическая экспедиция под руководством М. К. Каргера, производя раскопки древнего Киева, обнаружила на территории Михайловского монастыря землянку-мастерскую по обработке янтарных изделий. В ней находилось 650 г янтаря, в основном сырца. Наряду с готовой продукцией (янтарные бусы, крестики) было найдено свыше 50 полуобработанных ювелирных заготовок для изделий и даже брак. Неподалеку находилось не-сколько кремневых орудий, служивших, по-видимому, орудиями для обработки янтаря. Мастерская датируется XII-XIII вв. По количеству материала и полуфабрика-
тов она значительно превосходит хорошо известную мастерскую в старой Рязани.
Изделия из скифского янтаря не уступали по своему качеству таковым из балтийского сукцинита. Они служили предметом значительной по тому времени торговли и входили в реестр товаров, вывозимых из Скифии в страны античного мира и Ближнего Востока. Янтарь охотно покупали финикийские и арабские купцы, поднимавшиеся на утлых ладьях из вод Черного моря вверх но Днепру. Этот путь был значительно короче и безопаснее, чем путь через суровые, полные неизвестности холодные воды Атлантики. К тому же торговля скифским янтарем велась без всяких посредников. Янтарь обменивался в основном на золото и медь, изделия из железа и бронзы, оружие с чеканкой, тонкие сукна. Позже обмен производился па деньги - монеты из золота и серебра, их часто находят при раскопках вдоль торговых путей янтаря.
В последующие эпохи известные скифские месторождения янтаря были частично выработаны, а затем и заброшены.
Говоря о торговых путях янтаря, нельзя не упомянуть о «янтарных кладах» - значительных количествах необработанного балтийского янтаря, спрятанного оптовыми торговцами или их посредниками, с тем чтобы позже выгодно сбыть товар покупателю. Один из крупнейших центров торговли янтарем находился на территории нынешнего Вроцлава, второй - на месте города Калиша, выросшего из древней римской колонии Калисии. Близ Вроцлава перед второй мировой войной были найдены три больших склада необработанного янтаря общим весом 2750 кг. В 1867 г. на Зеландском полуострове была обнаружена наполненная янтарем 50-литровая бочка. В 1900 г. близ Гданьска нашли глиняный горшок с 9 кг янтаря. Все эти находки янтаря-сырца, предназначенного па экспорт, свидетельствуют о большом спросе на балтийский янтарь.
Недобрая слава шла за янтарем по старым «янтарным дорогам». Это были дороги войн и грабежей, слез и несчастий. В наше время янтарь способствует развитию добрососедских отношений между народами. Если провести современные «янтарные пути», то придется исчертить всю географическую карту. Изделия из отечественного янтаря пользуются большим спросом за рубежом.

Применение янтаря

Применение янтаря основано на использовании его путем механической и химической переработки. Янтарь легко режется, шлифуется, полируется. Кусочки янтаря проходят процесс первоначальной ошкуровки: с янтаря снимают верхнюю, окисленную часть (корку). После этого янтарь промывают, дробят и проверяют на стекле на чистоту: загрязненные или плохо ошкуренные куски удаляют.
Далее янтарь измельчают до муки тонкого помола. Исходным материалом для такой муки являются кусочки янтаря величиной до 35 мм, свободные от посторонних включений и очищенные от окисленной корочки. Прессуют янтарь в глухих пресс-формах при температуре 180-220° С и под давлением 400 атм. Для этого пресс- форма с янтарной мукой ставится в специальные электропечи, где прогревается в течение часа. После охлаждения она разбирается. Прессованный янтарь получают в виде стержней и пластин-заготовок. Он используется для изготовления ювелирных и художественных изделий. Однако в процессе прессования янтарь теряет присущие ему теплые тона. Преимущество прессованного янтаря перед натуральным состоит в том, что первый можно получать различной окраски и структуры, если добавить в процессе прессования различные красители. Из него изготовляют бусы, браслеты, кулоны, серьги, вставки в перстни, шахматы и шахматные доски, фигуры птиц, животных, а также уникальные изделия - шкатулки, вазы, различную мозаику.
Янтарь, подобно слюде и фарфору, является диэлектриком, т. е. не проводит электрический ток. Поэтому около 10% прессованного янтаря применяется в промышленности в качестве материала для изготовления изоляторов в электро- и радиотехнике, приборостроении. Химическая инертность янтаря позволяет применять его для изготовления медицинских инструментов и прочной посуды для хранения активных кислот, приборов и инструментов для переливания крови, а также сосудов для ее консервирования.

Химическая обработка янтаря

Химической переработке подвергается лаковый янтарь, который по размерам и цвету не может быть отнесен к поделочному и прессованному янтарю, а также все кусочки янтаря меньше 8 мм.
Химическую переработку янтаря производят методом сухой перегонки. Для этого лаковый янтарь и отходы из других производств плавятся без доступа воздуха в специальных плавильных котлах с газоуловителями при температуре 340-360° С. В процессе плавления высокомолекулярные соединения, входящие в состав янтаря, разлагаются и образуются более простые вещества. Если прекратить нагревание в то время, когда янтарь начал плавиться, можно получить легкоплавкую и легкорастворимую канифоль, выход которой составляет 60-65%. Янтарная кислота и янтарное масло, возгоняющиеся в процессе плавления, конденсируются в газоуловителях в виде темно-бурой массы. Впоследствии эта масса (15- 20% янтарного масла и 2% янтарной кислоты) извлекается из газоуловителей и растворяется в горячей воде; при этом янтарная кислота уходит в раствор, а масло всплывает. Янтарную кислоту кристаллизуют и очищают от примесей масла выпариванием. Оставшаяся после возгонки летучих компонентов масса темно-коричневого цвета является полуфабрикатом для получения высоко-качественного янтарного лака и различных эмалей.
Янтарная канифоль применяется для изготовления всевозможных лаков и эмалей. Лаком покрывают днища кораблей, внутреннюю поверхность жестяных консервных банок, полы, мебель, музыкальные инструменты, шерсть. Мебель, покрытая янтарным лаком, долго сохраняет блеск и свежесть полировки. Янтарный лак наносили на свои изделия знаменитые скрипичные мастера XVI-XVIII вв. Лаки применяются также в производстве типографских красок и для электроизоляции проводов.
Янтарное масло представляет собой смесь различных кислот. Цвет его темно-коричневый с желтоватым оттенком. Обладает резким неприятным запахом. Легче воды. Применяется для производства янтарных олиф. При химической переработке из янтарного масла можно получить растворители органических красок для резиновой и фарфоровой промышленности. Окисленное янтарное масло - исходный продукт для получения прочных капроновых нитей.
Одно время янтарное масло применялось как средство для предохранения древесины от гниения (им пропитывали железнодорожные шпалы) и в качестве флотационного реагента при обогащении различных руд и угля.

Применение янтарной кислоты

Янтарная кислота используется довольно широко. Техническая янтарная кислота употребляется для изготовления реактивной янтарной кислоты, янтарного ангидрида, янтарнокислых солей натрия и аммония, ряда эфиров янтарной кислоты, многих красителей, зубной пасты, мыла.
Новая и интересная область применения янтарной кислоты основана на свойствах ее как биогенного стимулятора.

Янтарная кислота в сельском хозяйстве

Действие янтарной кислоты сводится к активированию всех ферментов организма. Предпосевная обработка 0,004-процентным раствором янтарной кислоты семян и растений различных сельскохозяйственных культур (початков кукурузы, волокон и семян льна-долгунца, сои, яровой пшеницы, овса, ячменя, моркови , сахарной свеклы, картофеля) повышает содержание хлорофилла в листьях, каротина в корнях, улучшает обмен веществ, ускоряет развитие корневой системы. Это способствует повышению скорости роста сельскохозяйственных культур, увеличивает сопротивляемость их засухам и при ничтожном расходе янтарной кислоты дает прибавку урожая от 15 до 40%. Содержание азота при этом увеличивается не только в семенах, но и в корнях, которые в данном случае развиваются гораздо быстрее, нежели семена, обработанные перед посевом лишь водой.
Предпосевная обработка семян кукурузы слабым раствором янтарной кислоты способствует увеличению урожая на 3,4 ц/га. Посев яровой пшеницы «диамант» в одном из колхозов Ленинградской области семенами, обработанными раствором янтарной кислоты, дал прибавку урожая 2,2 ц/га по сравнению с контрольным участком.
Обработка семян хлопчатника слабым раствором янтарной кислоты ускоряет всходы и способствует раннему и дружному созреванию коробочек. Как показали исследования, урожайность при этом повышается от 2,6 до 4,38 ц/га, или на 10%. Кроме того, урожай созревает более дружно и уборка заканчивается раньше, чем на полях, засеянных обычными семенами.
Метод обработки семян весьма прост: 0,8 г янтарной кислоты растворяют в 36 л воды; затем на твердое покрытие насыпают 100 кг семян хлопчатника слоем 10- 15 см, которые при помощи обычной лейки увлажняют приготовленным раствором янтарной кислоты. После обработки семена собирают в кучу, а затем просушивают и высевают.
Янтарная кислота способствует также росту и развитию фруктово-ягодных культур.
К сожалению, янтарная кислота пока еще не находит широкого применения в практике сельскохозяйственного производства как одно из действенных средств повышения урожайности.
Янтарная кислота - важный фактор регуляции физиологического состояния организма. Еще в 30-х годах эта кислота применялась в медицине как биологический стимулятор, способствующий лучшему приживанию консервируемой на холоде ткани. Л. Н. Кондрашова в работе «Регуляция янтарной кислотой энергетического обеспечения и функционального состояния ткани» показала, что янтарную кислоту можно с успехом использовать в лечебных и профилактических целях.
Нормализующее действие янтарной кислоты па органы основано на усилении восстановительных процессов при патологии сердца, почек, возрастных нарушений регуляторных нервных центров, при интенсивной мышечной работе, а также при действии на организм токсических веществ, в первую очередь лекарств.
Особенно хорошо зарекомендовала себя янтарная кислота как лечебное средство в случае патологии сердечной мышцы.
Янтарную кислоту можно сравнить с топливом, сгорающим в клетках. Здоровые клетки в ней не нуждаются, и туда она не поступает. Кислота безошибочно находит больную клетку, моментально в нее проникает и поддерживает функционирование соответствующего органа.
Действие янтарной кислоты заключается не только в регуляции процесса, но и в реставрации утраченной функции - возобновлении в отмирающей и вялой ткани жизненных процессов.
Янтарную кислоту наиболее целесообразно использовать при умеренном ослаблении организма; это помогает предотвратить более тяжелые последствия. Перспективно сочетать ее с другими лекарственными средствами. Сама же кислота - абсолютно нетоксичное и абсолютно не-
накапливающееся вещество - обеспечивает естественную нормализацию животного и растительного организмов.

Лечебные свойства янтарной кислоты

Лечебные свойства янтарной кислоты широко используются в ряде стран. Так, янтарнокислый кальций (под названием «барекс») в комбинации с салициловой кислотой применяется для лечения артритов. Янтарная кислота - мощный физиологический стимулятор внешнего дыхания, ее натриевую соль применяют для пробуждения после наркоза, для выведения из коматозного состояния. В этих случаях препарат вводится внутривенно в виде 30%-ного раствора. Янтарная кислота используется для лечения различного рода анемий.
Итак, янтарь - материал огромных, еще до конца не познанных возможностей.
Богат и прекрасен внутренний мир янтаря. Российское искусство его обработки - одно из молодых.
Основной чертой всех направлений художественной обработки янтаря является понимание и выявление естественных достоинств камня, стремление полнее показать его внутреннюю природную красоту, создать свой стиль - яркий и самобытный.
У янтаря - большое будущее. Художественная выразительность изделий возрастает при сочетании янтаря с новыми видами материалов. Дальнейшее развитие получит художественная обработка пейзажных янтарей и янтарей с включениями, придающими камню особую декоративность, а также новые способы облагораживания янтаря.
Янтарь, как мы убедились, ценен не только как украшение, он достаточно широко применяется в технике, различных отраслях применения.